Бред оставят без суда? Проект изменений Закона о психиатрической помощи челябинские эксперты называют целесообразным, но опасным

28 Августа 2015 Автор: Екатерина Сырцева
Бред оставят без суда? Проект изменений Закона о психиатрической помощи челябинские эксперты называют целесообразным, но опасным

Депутат Государственной думы Вадим Соловьев выступил с предложением принудительно госпитализировать людей в психиатрические клиники. Причем не только по решению суда, как это сегодня прописано в законе, но и по заявлению, например, соседей, родственников или сотрудников полиции. Депутатская инициатива чем-то напоминает советскую практику так называемой карательной психиатрии, когда инакомыслящим легко могли диагностировать шизофрению и отправить их в соответствующее учреждение.

Отголоски прошлого

«Данную инициативу депутатов о внесении изменений в закон ни в коем случае нельзя рассматривать Карательная-психиатрия_Косов-Анатолий.jpgкак возврат к прошлому и посягательство на права больных, страдающих психическими расстройствами, – убежден Анатолий Косов, главный врач Челябинской областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1. — Недобровольная и принудительная госпитализация возможна только по решению суда и уж точно не по заявлению родственников и соседей».

Успокаивающее заявление. Однако чем же все-таки могла быть вызвана данная инициатива? Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить, что представляла собой «карательная психиатрия» в годы советской власти. В Уголовном кодексе существовала статья о клевете на советскую власть. Однако суды в то время не могли отправить в лагеря всех инакомыслящих и недовольных, которые не боялись заявлять свое мнение вслух. Тогда стала широко применяться расширительная диагностика шизофрении, когда психически неполноценным мог быть объявлен каждый, чье поведение или взгляды отличались от общепринятых. Те, кто позволял себе критические высказывания о власти, оказывались либо на скамье подсудимых, либо на судебно-психиатрической экспертизе. Затем человеку ставили диагноз «бред социального реформаторства» или «сутяжнический бред» и отправляли его на принудительное лечение. Даже после «освобождения» из лечебницы, диагноз оставался с человеком на всю жизнь.

Возвращаясь к сегодняшним реалиям. По словам президента Независимой психиатрической ассоциации Юрия Савенко, статьи о клевете на власть больше нет, как, впрочем, исчезла из Международной классификации болезней и вялотекущая шизофрения. Однако вместо нее появился диагноз «шизотипическое расстройство», которое чревато принципиально другими социальными последствиями, отмечает специалист. С другой стороны, статьи о клевете на советскую власть заменили статьи о сепаратизме и экстремизме.

«Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании — это основное демократическое завоевание новой России, — считает Юрий Савенко. — И сердцевина его заключается в том, что применение любых недобровольных мер возможно только по решению суда». Не совсем согласен с экспертом Анатолий Косов, главврач ЧОКСПБ. По его мнению, данный закон в ряде своих положений далек от совершенства, и некоторые его положения, в частности, касающиеся прав врачей и окружающих людей, действительно нуждаются в изменениях и дополнениях.

Инициатива целесообразная, но опасная

Закон направлен на решение четырех основных задач:

- защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи;

- защиту лиц, страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе на основе психиатрического диагноза, а также факта обращения за психиатрической помощью;

- защиту общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами;

- защиту врачей, медицинского персонала и иных специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи.

«Если по первым двум пунктам у меня нет вопросов, то третий и четвертый нуждаются в доработке, — высказал свое отношение к документу Анатолий Михайлович. — Поэтому, на мой взгляд, инициатива о дополнениях и изменениях в закон целесообразна».

Что касается принципа добровольности, то он установлен законом как общая норма, но за исключением трех случаев (статьи 23 и 29):

- опасность больного для самого себя или окружающих;

- неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

- угроза существенного вреда здоровью пациента вследствие прогрессирования заболевания в случае, если он будет оставлен без лечения и других видов психиатрической помощи.

«В таких случаях законом действительно предусмотрена недобровольная госпитализация», — объясняет Анатолий Косов.

Подтверждает сказанное Юрий Савенко. «Когда человек ничего не совершил, а просто нуждается в лечении из-за ухудшения своего состояния, применяется принудительная госпитализация с санкции суда, — рассказал эксперт в интервью сайту lenta.ru. — Если у больного происходит обострение психоза, то по заявлению родных, соседей или прохожих вызывается полиция, человека доставляют в диспансер, и уже специалист разбирается, действительно ли есть смысл его госпитализировать. Если да, то больного везут в психиатрическую клинику. Если человек нуждается в помощи, его оставляют в лечебнице. Затем в течение 48 часов за работу берется судебная комиссия, которая принимает окончательное решение».

Более того, в законе также существует понятие «принудительное лечение», которое может быть применено к совершившим преступление и признанным невменяемыми. Уголовное наказание таким лицам заменяется принудительными мерами медицинского характера, которые, однако, могут быть применены только по решению суда.

Таким образом, мнения специалистов разделились. Одни считают, что в законе уже все прописано и подобная депутатская инициатива способна привести к тому, что психиатрия будет выполнять чисто полицейские функции — защищать общество от душевнобольных людей, в то время как эта категория людей является, пожалуй, самой незащищенной. С другой стороны, некоторые статьи данного закона, касающиеся прав врачей, медицинского персонала и здоровых людей, в окружении которых находится человек с психическими отклонениями, действительно нуждаются в пересмотре и доработке. 

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты