Не вовремя. Челябинская область не готова к преподаванию второго иностранного языка во всех школах
Новый образовательный стандарт, по которому российские школьники с пятого класса должны изучать второй иностранный язык, в Челябинской области повсеместно внедряться не будет. Как сообщили «ЮП» в региональном министерстве образования и науки, стандарт не является строго обязательным, поэтому работать по нему будут те школы, у которых есть такая возможность.
В министерстве образования Челябинской области пока не располагают актуальными данными об укомплектованности школ преподавателями иностранных языков, на основе которых можно было бы сделать вывод об их готовности следовать новому стандарту.
«У нас есть цифры только за прошлый год. Свежие данные появятся в конце сентября», — сообщили там.
Начальник Комитета по делам образования Челябинска Светлана Портье также не смогла дать комментарий по этому поводу.
Среди челябинских школ, которым не придется переходить на новый ФГОС, потому что он там фактически и так давно реализуется, — гимназия № 93. Здесь изучение иностранного (английского) языка включено в учебный план со второго класса, причем этому предмету отведено не два часа в неделю, как в большинстве школ, а пять. С пятого класса дети начинают дополнительно изучать немецкий или французский язык.
Директор гимназии Галина Щербакова полностью поддержала федеральное нововведение и согласилась со словами министра Дмитрия Ливанова, что иностранный язык «не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка».
«Я только за. Наш опыт показывает, что у школьников, как правило, не возникает проблем с изучением двух языков, — рассказала Галина Щербакова. — Но я бы сделала акцент на возможных проблемах. Во-первых, где взять кадры? Преподавателей иностранных языков не так уж много, надо организовать их подготовку. Во-вторых, в нашей гимназии детки все-таки не совсем обычные, и трудно сказать, насколько учащиеся рядовых школ окажутся способны к освоению второго языка. Все-таки это нелегкий труд».
В то же время Щербакова напомнила, что в 2002 году у нее был опыт выпуска класса из 95‑й школы, где до перехода в гимназию иностранный язык углубленно не изучался. «Тот опыт был достаточно успешным. В этом учебном году у нас появился аналогичный класс. Посмотрим, как все сложится на этот раз», — сказала она.
Декан факультета лингвистики и перевода Челябинского госуниверситета Юлия Мамонова, в свою очередь, обратила внимание на то, что государственный стандарт не предъявляет высоких требований к уровню владения двумя языками.
«Ожидается, что уровень будет допороговым, то есть достаточным для элементарного общения, не более, — рассказала она. — Основные цели нового стандарта — это сформировать у школьников толерантное отношение к другим культурам и развить интерес к иностранным языкам. Уровень знаний зависит не от того, сколько языков изучает ребенок, а от его отношения к предмету. Для успешного обучения нужны хорошие учебники и хорошая мотивация. А мотивация формируется не столько в школе, сколько в семье. Но, к сожалению, к иностранным языкам отношение зачастую в духе «а зачем мне это надо?».
Поделиться