Карасевое озеро. Курганский Пуктыш оправдал свое название

15 Сентября 2015 Автор: Павел Прокопьев
Карасевое озеро. Курганский Пуктыш оправдал свое название

— Гляди-ка, все, наш бронтозавр выдохся! — закончив готовить прикормку, Серега ткнул пальцем в озеро, где недалече от берега среди многочисленных лодок бросал якорь наш ворчливый дедок. — Как всегда в общую кучу, чтоб не скучно ворон было считать…

Ищем глубину

— Планида у него такая, — сложив якоря в лодку, от берега отталкивал я свой «корабль», — ворчать, трубку свою посасывать и снова ворчать…

Утренний воскресный Пуктыш был неспокоен, ибо к прохладному в последнее время Уралу прижалось ласковое «бабское» лето, и от такой близости случился погодный брак. И это не в удивление, ибо что бывает, когда зимой, да в мороз, в теплой комнате форточку распахнешь? Все верно — сквозняк!

Сквозило по озеру совсем не по-детски, а потому, несмотря на его небольшие размеры, волны под хмурыми облаками гуляли с барашками, которые еще у самого берега стали бодать лодочный борт.

Отходим, цель — середина озера, где практически нет никого, потому как все жмутся не далее двухсот метров от берега. Гребем против волны, пашем, опять гребем... Сначала проходим флотилию прибрежников, которые в основном ловят мелочь, затем еще 300 метров, и, наконец, вот он, центр водоема с гуляющими цунами и одинокими чайками, которые, как воздушные змеи, парят над головой. «Отдать носовой!» — бросил я к карасям булыжник и, стравив лишних пять метров фала, второй якорь по тому же адресу отдал с кормы. Далее, чтобы не болтало из стороны в сторону, натягиваю веревки, затем разбрасываю прикормку и достаю удочные концы…

Пуктыш, казалось бы, обычное простое деревенское озеро, а все же есть у него несколько тонкостей, которые при ловле карася играют немаловажную роль. Первое — это рельеф дна, который неискушенному, в первый раз оказавшемуся на этом озере рыболову может показаться скучным и однобоким: топкое илистое дно, донный ландшафт как тарелка, плавное нарастание глубины. Болото как болото: навалил прикормки, закинул удочку и сиди, время высиживай! Все равно чего-нибудь приплывет…

Все это так, да не совсем! С деревенского берега действительно идет постепенный набор глубины до двух с половиной метров, но на середине дно приобретает скачкообразный характер, причем разница в глубине иногда случается чуть ли не в метр. Вторая пикантность заключается в том, что в озере не везде ил и частенько встречаются участки с песчаным дном, а это в свою очередь отрицательно влияет на клев. Не хочет на песке рыбка толком ловиться, и все тут, хоть ножом режь ее!

Секретец, как бабушкин сундук, прост: в песке мало съестного, а вот в иле как раз еды всякой — и микрофлора, и дафнии, и мотыль. Вот тут-то на улове и сказывается человеческий фактор: одному рыбачку не сидится на месте, плавает, ищет, где карась покрупнее, а другой потуже завязал шнурки на ботинках и «замерз» сиднем на одной «лунке», полагая, что рыба по размеру везде одинаковая и в любом месте итог будет один. Что ж, потом каждому будет свое…

Мелочь — за борт

— Ну что, Сереж, масть нащупал? — включив мобилу, я прищурился в сторону лодки друга, который на полста метров остался ближе к берегу. — Размер рыбы какой?

— Поклевок много, но одна мелочовка, — как издалека, вкупе с завыванием ветра раздалось из трубки, и с моего удаления было видно, как дружок что-то постоянно таскает, но удилища его не гнулись совсем. — Еще полчаса, и буду переезжать…

Дело в том, что мой друг — поклонник маховых удочек и спиннинги (донки) как снасти вовсе не признает. Зато поплавочки у него шикарные, покупал за «рубель ежом» — каждая по пять метров и по пять тыщ. Тонкие, прочные, легкие… Гнутся они красиво, даже когда на крючке рыбка всего от трехсот грамм. Я к рыбалке отношусь проще, мне все эти фигли-мигли с адреналином без надобности, нам лучше рыбки, да покрупней! А потому для меня на открытой воде в первую очередь донки, а удочка с дальним забросом так, игрушка, чтобы, когда нет клева, от скуки на поплавок глазеть…

Тырк-тырк — слабенько дернулась вершинка одного из спиннингов, и, подхватив его, я подсек. Тащу — кручу катушку, а из тяжести только с кашей кормушка… И это притом, что я на этом карасевом озере (карпа нет, из-за трала зимой сдох) использую обычные легкие палки для хищника (2,4 м/7-28 г), которые и с тяжелой кормушкой работают — не ломаются, и от крупного карася гнутся вполне. А тут…

Вскоре показалась 30-граммовая пружина, набитая пшенкой, а за ней карасик, размером с ту же пружину и весом полста грамм. Вот тебе и почин! А то ли еще будет, если на одном месте пятую точку греть. Тут же задергало вершинку второго спиннинга, а поплавок удочки и вообще куда-то пропал. Дерг — и опять пришлось снимать с большого крючка маленького пуктышского «пука» и отправлять «гупешку» за борт. Бросаю спиннинг, хватаю удочку, и там такой же аквариумный сюрпрайз. Все, господа, карасевый кастинг закончен! Сматываю снасти, поднимаю булыжники — по местам всем стоять…

Погода для улова

…Рыбу нашли только с четвертого переезда, когда, набултыхавшись на волнах, мы с Серегой оказались в 150 метрах от противоположного берега, где глубина была меньше двух метров, а вдоль суши тянулся сплошной камыш. Раньше до сих мест не догребали, ибо рыбки на середке хватало, но, видимо, сегодняшний наплыв народа или погода заставили чешуйчатую крупняшку сместиться с привычных мест. И вот рыбка нашлась, и все началось!

На донки (кормушка, на пасынках два крючка) карась через раз попадался дуплетом, и, учитывая его размер (250–400 г), садок тяжелел на глазах. Изредка цеплялись 800-граммовые плюхи, и тогда щучий спиннинг, отрабатывая неслабые рывки серых рыбин, удовольствие доставлял в полный рост. И вот что интересно: как только на крючке заканчивался опарыш, на голую кукурузу поклевок было меньше в разы, и наоборот, без кукурузы в голое «мясо» сразу вцеплялась вездесущая мелочь. И только полновесный насаженный бутерброд (опарыш + кукуруза) срабатывал как часы…

…— Вы че так долго рыбачите?! — как только мы подошли к берегу, ворчун Егорыч сразу же накинулся на нас у воды. — Сколько ждать можно? И че без толку допоздна сидеть…
Последние слова были произнесены им с осипшим от удивления голосом, ибо он узрел, как мы вытаскивали из лодок улов.

— Вы че не звонили, тихушники, мать япона?! — с завистью забегали Егоркины глазки. — Может, вас обоих домой отправить пешком?!

— Егорыч, тебе ж говорили, что в куче нет рыбы. — Серега из садка в ящик с трудом переваливал свой улов. — Так ты же все равно, как в той присказке, все делаешь наоборот…
— Какая сказка, чего плетешь?

— Как раз про тебя: «Стою на асфальте в лыжи обутый. То ли лыжи не едут, то ли я… удивленный!» — под мой ржач закончил декламировать Серж.

— Да идите оба вы тупым топором бриться! — полез в кабину Егорыч и сердито захлопнул дверь.

А сентябрьский хмуро-ветреный день постепенно превращался в тихий солнечный вечер, и это неудивительно, потому как рыбалка закончилась и завтра нам на работе лямку тянуть. Вот такой всегда закон подлости: не любит природа, когда у нас, рыбачков, две сладости да в одном стакане — чтобы и погода хорошая, и рыбы мешок!

Дневник рыболова 10–17 сентября.

11 сентября — озеро Тишки, карп. В этот раз с ночевкой мы не поехали, ибо по ночам нынче стало нежарко, а потому рыбалка из удовольствия может превратиться в «зимовалку», да и карп нынче предпочитает спать по ночам.

Выплывали от Сураково, рыбачили на середине на донки, и для осени (остывшая вода) рыбка клевало вполне. Крупных экземпляров не было, но и откровенной мелочи тоже, причем все поклевки были равномерны в течение дня. Из нас четверых был один удочник, так вот он почти ничего не поймал. Итог: 14 голов, самый крупный — 2,2 кг.

13 сентября — озеро Аткуль, карп, карась. Погодка в выходной как всегда выдалась соответствующая, особенно шквальный ветерок. Рыбачили недалече от острова, и даже здесь, из-под ветра, валы с барашками были чудными — от всей души заливало за борт!

Пока творилась погодная вакханалия, поклевок ни у кого не было, даже не клевал мелкий чебак. Но ближе к вечеру ветер стих, выползло солнышко, и рыба просто дуром пошла. Клевало во всех прикормленных окнах (рыбалка на мели), в основном хороший карась (300–800г), и только под самый занавес к берегу подошел карп. Итог: 3 головы, самый большой — 3,4 кг + 9 кг карася.


Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

01.11.2019 | 12:11
Лебяжьи караси. Где челябинские рыбаки закрывали летний сезон

«Дядь, а дядь! Закурить дай!» — детским нарочитым баском как-то внезапно раздалось позади меня, я обернулся и… Передо мной стоял пацан лет десяти в грязной фуфайке с облезлым кнутом в руках, и из-под большущей старой кепки с наглецой щурились на меня глаза.

04.09.2019 | 14:46
Бутерброд для карася. Как челябинские рыбаки ловили в зарослях Мыркайского озера

«Мужик! Эй, мужик, как тут в библиотеку пройти?» — Голос был странным, злым и нудным, да еще и как будто звучал из-под земли. «Ну че, мужик, где тут книжки дают?» — неестественный зубодробительный тембр вопрошающе сверлил мозг.

Новости   
Спецпроекты