Алексей Азанов: «Попасть в пирамиду сложно. Для этого нужно быть наивным, безграмотным и жадным»
О том, как не пропадают «даром» деньги южноуральцев, об актуальности методов работы кота Базилио и лисы Алисы и извечной популярности русского авось рассказал Алексей Азанов, практикующий юрист, руководитель юридической компании «Русская правда».
-
Андрей Коршунов: «Дольщики все чаще злоупотребляют своими правами»
-
Ольга Чубук: «Беспредел со стоимостью проезда не закончится, пока в судебном порядке не будет прекращена деятельность перевозчиков-нарушителей»
— Это покажет время. Если раньше создание финансовых пирамид могло квалифицироваться как мошенничество (между прочим, эта статья предполагает наказание до 10 лет лишения свободы. — Прим. авт.), то сейчас может появиться специальная статья с отдельным составом. Хотя нового фактора, препятствующего распространению финансовых пирамид вместе с этим законопроектом не возникает, работать следственным органам станет проще. Впрочем, финансовых пирамид от этого, на мой взгляд, меньше не станет.— Как раньше наказывали (и до принятия поправок будут наказывать) создателей финансовых пирамид и часто ли такие дела вообще доходили до суда?
— Не факт, что по некоторым из них вообще возбуждалось уголовное дело, поскольку вложение средств в финансовую пирамиду можно было квалифицировать как гражданско-правовые отношения.
Тем более что многие пирамиды, на первый взгляд, действительно вполне могли походить, например, на инвестиционные проекты, где возврат денег в принципе не гарантирован, однако и в этих случаях речь шла все-таки о мошенничестве. Помню, как в 2008-2009 годах в Советском районе Челябинска слушалось дело о компании, которая призывала граждан вкладывать свои средства будто бы в развитие тех или иных регионов. Фонды этих якобы инвестиционных программ назывались очень заманчиво: «Индия», «Южная Америка» или, например, «Ямайка». Реально же деньги туда, конечно, не направлялись.
Или другой пример, также из нашей Челябинской области, — финансовая пирамида Константина Филимонова, собранные в рамках которой средства впоследствии частично пошли на финансирование создания фильма «Кромовъ».
Филимонов, кстати, был экстрадирован в Россию (за рубежом таких людей чаще всего нашим властям выдают). Да и в целом если та или иная организация все же была признана финансовой пирамидой, то ее учредители, как правило, наказывались достаточно жестко, поскольку в кругу потерпевших от их действий находилось много лиц, а следовательно, финансовая пирамида представляла собой существенную социальную опасность.
— Однако пострадавшим гражданам от этого вряд ли становится намного легче. Реально ли с юридической точки зрения вернуть деньги, вложенные в финансовую пирамиду?
— Увы, но такие наказания позволяют добиться, как правило, лишь морального удовлетворения, возврата денег они не гарантируют.
Финансовые пирамиды вообще очень сложны с этой точки зрения. Если человек вкладывает деньги в банк, то он в определенной степени попадает под защиту агентства по страхованию вкладов. Во всех же остальных случаях нужно внимательно изучить, что есть за душой у той или иной организации. Важно понимать, что в принципе практически невозможно сразу получать от своих вложений большие проценты. Финансовые пирамиды для того и создаются, чтобы люди вложили в них деньги, эти деньги «рассосались» между создателями и первыми вкладчиками — естественно, что в таком случае ничего вернуть будет уже нельзя.
Сейчас к тому же все стало и вовсе более «тихо». Уже не возникают такие крупные скандалы, как в свое время с «МММ». Граждане по данным вопросам обращаться чаще не стали, более того, таких обращений, например в моей практике, и вовсе немного, в то время как финансовых пирамид меньше не становится.
— Какое поведение для жертв финансовых пирамид вы считаете юридически грамотным?
— Нужно обращаться в правоохранительные органы. Прокурорский надзор у нас сейчас достаточно эффективен.
Вообще же, не понимаю людей, которые до сих пор попадаются «на крючки» финансовых пирамид. Жалости к ним не испытываю. Ведь, в принципе, попасть в пирамиду сложно, насколько для этого нужно быть наивным, безграмотным и жадным, да еще и одновременно с этим надеяться только на русский авось. Ни одного приятного эпитета к описанию таких людей применить не могу. Тем удивительнее, что это, как правило, не молодежь, а граждане взрослые, имеющие опыт 90-х, столько лет уже прожившие в «диком капитализме».
Таким людям не помогут никакие законы, ведь именно эти «жертвы» и оправдывают существование финансовых пирамид. Старая песенка кота Базилио и лисы Алисы Булата Окуджавы, где есть строки «Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки», видимо, до сих пор актуальна.
Выход же из ситуации вижу в повышении финансовой грамотности населения.
Анкета эксперта: Азанов Алексей Аркадьевич
Поделиться

