Убогое подаяние. В Челябинске в XVIII — XIX веках была богадельня

29 Февраля 2016 Автор: Гаяз Самигулов
Убогое подаяние. В Челябинске в XVIII — XIX веках была богадельня

Точное время ее создания назвать сложно. Она была в период Исетской провинции. Информации о богадельне в 1780-х годах мне не встречалось.

Но в начале XIX века богадельня в Челябинске существовала. Правда, обеспечение людей, находившихся в богадельне, похоже, на них же и лежало.

Нищие на содержании

В 1807 году Оренбургский военный губернатор Григорий Семенович Волков обратился к губернскому правлению. Губернатор обратил внимание на большое количество людей, просящих милостыню в Оренбурге, и предписал оренбургскому городничему выяснить: что это за люди и отправить их к месту проживания. Местных жителей было предписано отдать на попечение родственников, помещичьих крестьян — помещикам. А если у кого нет родственников и они не из помещичьих крестьян, «о них, снесясь с градским главою, принять надлежащие меры к содержанию их и пропитанию, не допуская отнюдь таскаться безпрерывно по городу».

Губернское правление, в свою очередь, в развитие инициативы губернатора, основываясь на различных законодательных актах, прописало рекомендации как сельским, так и городским обществам. Так, правление констатировало, что поскольку высочайшим указом от 12 января 1801 года повелено «городских нищих содержать от города, то согласно сим Высочайшим узаконениям и представлено предоставлять теплоту, пропитание и одежду живущим в городах нищим тех городов жителям».

Этот указ губернского правления требовалось немедленно привести в исполнение с тем, чтобы «из нищих никто, ни под каким видом, милостыни просить не отваживался». Дума, получив этот указ, обратилась к городничему Евреинову с тем, чтобы он выяснил:  сколько в Челябинске нищих, у которых нет родственников и которые не могут самостоятельно себя обеспечивать. Городничий ответил, что таковых в Челябинске найдено 6 человек мужского пола, «которые желают жить под покровительством богадельни». Евреинов, в свою очередь, выступил с предложением отпускать на содержание «убогим людям», содержащимся в богадельне, «на пропитание в день 20-ти копеек, на отопление богадельни в неделю 60-ти копеек и на освещение ее в сутки 2-х копеек, да на одежду и обувь в год каждому по 10-ти рублей».

Городская дума сочла эти предложения «сообразным благотворительной цели граждан сего города». Гражданский губернатор рекомендовал: «когда издержки на сие призрение бедных исчисленные не превосходят умеренности… предлагаю сей думе сделать надлежащее к отпуску исчисленной суммы разпоряжение».

Терпят нужду

31 декабря 1807 года Челябинская городская дума приняла несколько решений по поводу богадельни. 1. Сумму на содержание нищих в богадельне выделять из градской суммы помесячно. 2. Контроль за расходованием средств и запись прихода и расхода денег поручить гласному от казаков Елизару Синеглазову, для чего выдать ему шнуровую книгу. 3. Обратиться к городничему, чтобы он учинил надзор за богадельней, «чтобы между теми, находящимися в богадельне нищими не могло происходить какой неблагопристойности как то пьянство, сквернословие и одному от другого обид». 4. Следить, чтобы нищие не ходили в воскресные и праздничные дни с ящиком для подаяний. Но, чтобы не лишать горожан возможности «к подаянию такой их благотворительности», решено было опечатанный ящик утром выставлять на окно богадельни, а вечером убирать. А каждую неделю «чинить из оного ящика высыпку», и деньги отдавать в приход тому же гласному от казаков Синеглазову.

В общем, был хороший план и деньги были выделены. Но в марте 1812 года гласный от казаков «словесно присудствию объявил, что находящиеся в здешней багадельне убогие люди, всего два человека, жалуясь ему, что бутто от малого подаяния доброхотно дателями милостыни в пропитании и содержании себя терпят они нужду. О чем донеся просит: не благоугодно ли будет думе по предмету сему взойти в разсмотрение».

Наведя справки, гласные думы убедились, что этот вопрос они уже решали и вроде как решили еще в конце 1807 года. И пришли к выводу: «как видно, постановление сие прежними присудствующими выполняемо не было». Иначе говоря, было принято хорошее решение, выделены деньги… а что было дальше, городская дума просто не знала.

«Отважились» на милостыню

Судя по тому, что нашли решения 1807 года, но никакой информации о содержании шнуровой книги о расходах на богадельню нет, как нет и упоминаний никаких отчетов о ситуации с богадельней, инициатива быстро заглохла. В 1812 году в городской думе были уже другие люди (если не все, то часть) и вдруг выяснили, что реальность очень сильно расходится с тем, что должно быть по документам. Нищие, жившие в богадельне, вынуждены были добывать деньги себе на пропитание и на отопление помещения тем самым способом, на который, согласно указу Оренбургского губернского правления 1807 года, не должны были «отваживаться». Иначе говоря, они просто ходили по улицам и собирали милостыню.

В связи с чем городская дума решила выполнить принятые в свое время решения и назначила ответственным за наблюдение за расходованием средств на богадельню гласного Ефтюгина. Правда, подход изменился: теперь решено было отталкиваться от сумм подаяний, которые будут собраны в тот самый ящик, который надо было ставить на окно богадельни для сбора пожертвований. Каждую неделю мелочь из ящика должны были ссыпать в присутствии Ефтюгина, и он должен был записывать деньги из ящика в приход в шнуровую книгу.

Как отметила дума: «Естли доброволно собираемой суммы на содержание тех нищих как по возвысившимся на… припасы ценам недостаточно будет», то Ефтюгин должен был требовать недостающие суммы от думы «по коим и отпуск чинить к безбедному содержанию».

Не могу сказать, чем закончилась вторая часть этой истории, но будем надеяться, что все же благополучно. В завершение хотелось бы отметить, что весь Челябинск в ту пору помещался между нынешними улицами Коммуны и Работниц, если с севера на юг, Свердловским проспектом и Российской, если с запада на восток. Население — меньше 5 тысяч человек. И как‑то упустили из виду богадельню. Традиция?

17.10.2019 | 17:01
Экология в законе. В Челябинской области разработают «зеленый» стандарт

Как выработать правильный региональный экологический стандарт и как добиться его исполнения? Это стало главной темой заседания координационного совета при губернаторе по вопросам экологии под руководством председателя Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество» Рашида Исмаилова.

17.10.2019 | 11:34
«Мягкие» бойцы. Челябинские омоновцы — о службе, спаррингах и психологии митингующих

Бойцы этого спецподразделения Росгвардии задерживают наркоторговцев и террористов, подавляют бунты в колониях, обеспечивают безопасность на массовых мероприятиях и протестных акциях. О службе, спаррингах и психологии митингующих корреспонденту «ЮП» рассказал заместитель командира челябинского ОМОНа по работе с личным составом, полковник полиции Сергей Минаев.

28.03.2016 | 14:55
Пожарная полиция. Городское самоуправление в Троицке осуществлялось в складчину

Прошлое города Троицка во многом остается для нас темным и неизвестным, но понемногу мы собираем все больше фактов и сюжетов из его истории. Несколько таких небольших сюжетов я и изложу.

19.02.2016 | 12:24
Воинам нужно постоять! Как челябинцы до революции «отбрыкивались» от постоя солдат и офицеров

Я уже писал о такой повинности горожан (и не только горожан) в дореволюционной России, как воинский постой. Сейчас появились новые детали, и я решил обрисовать ситуацию более выпукло.

Новости   
Спецпроекты