Мост в историю. Каким может стать центр Челябинска
В Челябинске есть мост, который является ровесником города. Нет, он, конечно, много раз перестраивался, и сегодня это совершенно другой мост, нежели даже 100 лет назад.
Первый мост был поставлен на «свинках» — бревенчатых срубах, наполненных балластом — камнями. Эти срубы выполняли функцию мостовых опор и должны были устоять в пору половодья и ледохода. Мост, как было сказано выше, неоднократно перестраивался. В конце 1860-х даже был разработан проект моста на свайных опорах… Но построили мост все же на «свинках», так было привычнее. Зато по сторонам моста были устроены выносные площадки с беседками. Правда, украшали они мост недолго, уже к 1900 годам их убрали. Не буду здесь излагать историю моста, я о ней, как и вообще об истории переправ в Челябинске, достаточно подробно рассказал в нескольких статьях, опубликованных в свое время на страницах «Южноуральской панорамы». Сегодня я хочу остановиться на одном позабытом моменте из истории города и его моста.
План первой Челябинской крепости. С левым берегом реки Миасс крепость соединяет деревянный мост на срубах
В феврале 1916 года в Челябинскую городскую думу поступило предложение Оренбургского губернатора о выделении места для организации братского кладбища, где будут похоронены умершие от ран участники Первой мировой войны, и об увековечении памяти павших воинов. Городская дума ответила, что «для увековечения памяти жертв настоящей войны дума постановила построить мост через реку Миасс в гор. Челябинске с соответствующими изображениями».
Действительно, еще на заседании 12 декабря 1914 года Челябинская дума постановила обратиться к губернскому Земскому собранию с ходатайством о выделении 60 000 рублей на постройку нового железобетонного моста через реку Миасс. «Причем мост этот предполагалось соорудить как памятник героям Второй Отечественной войны (так называли в то время войну, которую сегодня мы именуем Первой мировой), украсив его соответствующими событию аллегорическими изображениями». 3 ноября 1915 года городской голова представил думе предварительный проект железобетонного моста. К сожалению, этот проект на сегодняшний день не выявлен, возможно, он сохранился в фондах Государственного архива Оренбургской губернии. Проект этот не был реализован: вскоре пришел революционный 1917 год, затем Гражданская война. Железобетонный мост через реку Миасс построили в 1923-1924 годах, но, разумеется, никаким памятником героям Второй Отечественной войны он не стал. Не то было время.
Проект деревянного моста на сваях через реку Миасс, 1868 год
Сегодня эта история натолкнула нас на мысль: а почему бы не развить идею, выдвинутую (или поддержанную) Челябинской городской думой в далеком 1914 году? Мост через Миасс, который называют и Кировским, и Троицким, действительно является историческим мостом. Повторюсь, мост, изменяясь, перестраиваясь, стоит на этом месте с той осени, когда была поставлена Челябинская крепость. Фактически брод, на котором был поставлен этот мост, являлся основной привязкой для постройки Челябинской крепости. Это место рождения города Челябинска, как и площадь перед оперным театром.
Может быть, имеет смысл сделать этот мост «Историческим», посвятив его не только героям Первой мировой войны, но истории Челябинска и нашего края в целом? А помимо моста есть прилегающие набережные реки Миасс, рядом Государственный исторический музей Южного Урала. Если все это пространство реализовать как небольшой исторический парк, то это будет достаточно хорошо и для презентации города (большая часть приезжих не минует этого моста), и для популяризации нашей истории, поскольку это, наверное, самый пешеходный мост города, а рядом пешеходная Кировка. Выгоды такого проекта, пусть не материальные, на мой взгляд, очевидны. А уж в каком формате, стиле, решать оформление Исторического моста и исторического парка, это уже прерогатива проектировщиков и конкурсной комиссии, если до этого дойдет. Но как по мне, то оптимально было бы использовать имеющуюся основу и дополнить ее.
Поделиться