Мост в историю. Каким может стать центр Челябинска

19 Января 2021 Автор: Гаяз Самигулов Фото: Дмитрий Куткин
Мост в историю. Каким может стать центр Челябинска


В Челябинске есть мост, который является ровесником города. Нет, он, конечно, много раз перестраивался, и сегодня это совершенно другой мост, нежели даже 100 лет назад.

Но первый мост на этом самом месте был поставлен в 1736 году, при закладке Челябинской крепости, и с тех пор больше 280 лет соединяет берега реки Миасс, центральную и заречную части города, Уфимский и Екатеринбургский тракты.

Первый мост был поставлен на «свинках» — бревенчатых срубах, наполненных балластом — камнями. Эти срубы выполняли функцию мостовых опор и должны были устоять в пору половодья и ледохода. Мост, как было сказано выше, неоднократно перестраивался. В конце 1860-х даже был разработан проект моста на свайных опорах… Но построили мост все же на «свинках», так было привычнее. Зато по сторонам моста были устроены выносные площадки с беседками. Правда, украшали они мост недолго, уже к 1900 годам их убрали. Не буду здесь излагать историю моста, я о ней, как и вообще об истории переправ в Челябинске, достаточно подробно рассказал в нескольких статьях, опубликованных в свое время на страницах «Южноуральской панорамы». Сегодня я хочу остановиться на одном позабытом моменте из истории города и его моста.мост_Рис-1.jpg
План первой Челябинской крепости. С левым берегом реки Миасс крепость соединяет деревянный мост на срубах

В феврале 1916 года в Челябинскую городскую думу поступило предложение Оренбургского губернатора о выделении места для организации братского кладбища, где будут похоронены умершие от ран участники Первой мировой войны, и об увековечении памяти павших воинов. Городская дума ответила, что «для увековечения памяти жертв настоящей войны дума постановила построить мост через реку Миасс в гор. Челябинске с соответствующими изображениями».

Действительно, еще на заседании 12 декабря 1914 года Челябинская дума постановила обратиться к губернскому Земскому собранию с ходатайством о выделении 60 000 рублей на постройку нового железобетонного моста через реку Миасс. «Причем мост этот предполагалось соорудить как памятник героям Второй Отечественной войны (так называли в то время войну, которую сегодня мы именуем Первой мировой), украсив его соответствующими событию аллегорическими изображениями». 3 ноября 1915 года городской голова представил думе предварительный проект железобетонного моста. К сожалению, этот проект на сегодняшний день не выявлен, возможно, он сохранился в фондах Государственного архива Оренбургской губернии. Проект этот не был реализован: вскоре пришел революционный 1917 год, затем Гражданская война. Железобетонный мост через реку Миасс построили в 1923-1924 годах, но, разумеется, никаким памятником героям Второй Отечественной войны он не стал. Не то было время.

мост_Рис-2.jpg
Проект деревянного моста на сваях через реку Миасс, 1868 год

Сегодня эта история натолкнула нас на мысль: а почему бы не развить идею, выдвинутую (или поддержанную) Челябинской городской думой в далеком 1914 году? Мост через Миасс, который называют и Кировским, и Троицким, действительно является историческим мостом. Повторюсь, мост, изменяясь, перестраиваясь, стоит на этом месте с той осени, когда была поставлена Челябинская крепость. Фактически брод, на котором был поставлен этот мост, являлся основной привязкой для постройки Челябинской крепости. Это место рождения города Челябинска, как и площадь перед оперным театром.

Может быть, имеет смысл сделать этот мост «Историческим», посвятив его не только героям Первой мировой войны, но истории Челябинска и нашего края в целом? А помимо моста есть прилегающие набережные реки Миасс, рядом Государственный исторический музей Южного Урала. Если все это пространство реализовать как небольшой исторический парк, то это будет достаточно хорошо и для презентации города (большая часть приезжих не минует этого моста), и для популяризации нашей истории, поскольку это, наверное, самый пешеходный мост города, а рядом пешеходная Кировка. Выгоды такого проекта, пусть не материальные, на мой взгляд, очевидны. А уж в каком формате, стиле, решать оформление Исторического моста и исторического парка, это уже прерогатива проектировщиков и конкурсной комиссии, если до этого дойдет. Но как по мне, то оптимально было бы использовать имеющуюся основу и дополнить ее.

Поделиться

Вчера | 14:25
Ямам здесь не место. Сколько дорог обновят на Южном Урале

Губернатор Алексей Текслер в начале дорожного сезона традиционно объехал дороги Челябинска. Как и в предыдущие годы, глава региона построил свой маршрут с учетом комментариев жителей, которые они оставляли в социальных сетях.

18.04.2024 | 18:53
Какие улицы попросили отремонтировать жители Челябинска

Алексей Текслер объехал проблемные дороги областного центра.

28.03.2016 | 14:55
Пожарная полиция. Городское самоуправление в Троицке осуществлялось в складчину

Прошлое города Троицка во многом остается для нас темным и неизвестным, но понемногу мы собираем все больше фактов и сюжетов из его истории. Несколько таких небольших сюжетов я и изложу.

29.02.2016 | 13:06
Убогое подаяние. В Челябинске в XVIII — XIX веках была богадельня

Точное время ее создания назвать сложно. Она была в период Исетской провинции. Информации о богадельне в 1780-х годах мне не встречалось.

Новости   
Спецпроекты