Выбирая Россию. Челябинские туроператоры готовы осваивать новые территории для отдыха

19 Апреля 2016 Автор: Наталья Калентьева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Выбирая Россию. Челябинские туроператоры готовы осваивать новые территории для отдыха

В Челябинске состоялась региональная выставка «Отдых. Туризм. Спорт», которой предшествовали международные туристические выставки «Интурмаркет» в Москве и «ЛЕТО-2016» в Екатеринбурге. О том, что происходит на рынке внутреннего туризма, почему турбизнес нуждается в поддержке властей и какие территории могут «выстрелить» интересными проектами, рассказала Людмила Мосина, президент Челябинской ассоциации туристических организаций.

— Людмила Михайловна, как в преддверии летнего сезона себя чувствуют игроки рынка внутреннего туризма?

Мосина-Людмила-президент-Челябинской-ассоциации-туристических-организаций.jpg— По сравнению с прошлыми годами, безусловно, активизация деятельности по развитию внутреннего туризма увеличилась. Но что от московской, что от региональных выставок мы ожидали большего. Так, на выставке «Интурмаркет-2016» присутствовало много муниципалитетов, но клиентов, на которых рассчитывали представители туристического бизнеса, они не получили. Причин, на мой взгляд, несколько. С одной стороны, проблема в том, что все мы из года в год продвигаем одни и те же регионы и маршруты. Изюминок у туроператоров не очень много.

Если говорить о Челябинской области, то из новинок, которые могут заинтересовать туристов, пожалуй, только знаменитые соленые озера Соль-Илецка. Маршруты в Астану, Казань, Тобольск, Пермь нашим туристам уже знакомы. Хотя я не исключаю того, что сегодня туристы очень грамотные, и я не исключаю того, что люди уже информированы и им не нужна наша помощь. С другой стороны, очевидно, что у людей сегодня действительно низкая материальная составляющая и они будут в последний момент планировать свой отдых. Наконец, многие южноуральцы предпочитают организовывать свой отдых самостоятельно. Тем более что до 10 марта авиакомпании предлагали билеты по достаточно низким тарифам. Но в любом случае в этом году с февраля сохраняется тенденция активного спроса на выкуп направлений по России. Причем речь идет как об авиабилетах, так и о пакетных турах.

— Кто из челябинских туроператоров предлагает собственный турпродукт на южных направлениях?

— Пожалуй, только «Спутник», который получил жесткий блок мест на рейсах «Красавиа». Дело в том, что единичные компании готовы взять на себя риски, связанные с реализацией сформированных ими туров. Что касается довольно высокой стоимости чартеров, то в условиях сокращения количества вылетов за рубеж все авиа- и страховые компании чувствуют себя не очень уверенно. На внутреннем туризме им сложно заработать. И авиаперевозчики не очень хотят летать, например, между Челябинском и Казанью. Себестоимость слишком высока. Поэтому, отдавая туроператору жесткий блок под формирование турпродукта, авиакомпании дают достаточно высокие тарифы. Хотя все зависит от объемов. Если «БиблиоГлобус» берет блоки мест с февраля по октябрь включительно, то и тариф ему дается минимальный.

— Сегодня много говорится о продвижении туристического потенциала Челябинской области. В частности ставка сделана на проект «Синегорье»...

— Это определенный шаг по созданию кластера, который позволит включить Челябинскую область в федеральную программу. Но нужно понимать, что если денежные средства из федерального бюджета и выделят, то только на инфраструктуру: дороги, газификацию и электрификацию. Строительство гостиниц, анимационных площадок, кафе — это уже по части представителей малого и среднего бизнеса. Но взаимодействие властей и инвесторов должно быть очень тесным. В этом отношении показательна работа Свердловской области по продвижению своего туристического потенциала. Мы, к сожалению, от соседей пока отстаем.

— Почему?

— Продвижение туристических ресурсов отдано на откуп местным туркомпаниям, а их ресурсы и в конечном итоге эффективность намного меньше, чем если бы продвижение велось консолидированно. Увы, на сегодняшний день понимания этого нет. Ошибочно полагать, что все дело в конфликте между властью и бизнесом. Это не конфликт, а банальное непонимание, из-за которого мы можем упустить время. Далеко ходить не надо. До этого года многие корпоранты проводили совещания и семинары за рубежом. Сегодня они выбирают Россию. И этот потенциал можно забрать, но крупные компании выбирают те курорты, которые на слуху и у которых есть и наработанный опыт, и репутация. Пока что этот сегмент забирает Екатеринбург. А мы остаемся в стороне.

— В прошлом году ассортимент большинства компаний пополнили туры на горячие источники в «Баден-Баден», который стал, наверное, самым успешным проектом, реализованным в области с нуля...

— Да, проекты в Челябинской области возникают, но без власти бизнес жить не может. Поддержка, необязательно материальная, в любом случае необходима. Если говорить о «Баден-Бадене», то проект был реализован инвестором на частной базе с готовой инфраструктурой. Это многое упрощало. Бизнес ведь тоже выбирает такие проекты, которые требует меньше затрат. А вообще у нас много неосвоенных территорий и мест, где только совместными усилиями можно что-то сделать.

— Какие это территории?

— Например, замечательное место, памятник истории — гидроэлектростанция «Пороги». Это старейшая непрерывно действующая гидроэлектростанция России была запущена в 1910 году. Но она находится в страшном состоянии. Деньги на поддержание и восстановление не выделяются. А ведь там очень хорошее место для строительства гостиниц: живописные берега реки Ай, лесопарковые объекты, где можно развивать туристические маршруты. Но если возьмется только бизнес, он не вытянет: слишком много в «Порогах» нужно решить глобальных вопросов. То же самое и с «Зюраткулем», до которого дороги до сих пор нет. Очень сильно на развитие бизнеса влияет разделение на федеральные и региональные земли. Чтобы решить проблему о выделении земли в аренду, тратится много средств и времени. При этом бизнес не готов вкладываться и получать отдачу только через 10 лет. Тем более что банки нам долгие деньги не выделяют.

— Перезагрузку к лету проводят многие санатории. Интересуются ли туристы оздоровительным отдыхом?

— Санатории востребованы круглогодично. И надо отдать должное специалистам, которые работают в наших здравницах. Серьезных вложений в наши курорты, за исключением, пожалуй, двух-трех, давно не было. Но те лечение и профилактика, которые осуществляются в наших санаториях, специалисты делают на том же качественном уровне, что и в Карловых Варах, только по стоимости намного дешевле. К сожалению, оздоровление почему-то уходит в развлекательную среду: появляются допуслуги вроде катания на лошадях, лодках или проката инвентаря, медицинская база при этом практически не обновляется. Пока что единственный санаторий, который, несмотря ни на что, развивается хорошими темпами, это «Карагайский бор».

Поделиться

26.04.2024 | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

26.04.2024 | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

26.04.2024 | 09:54
Мультфильм челябинского аниматора увидит вся страна

Анимационный проект «Большое путешествие Люськи и Фрикаделька» покажет телеканал «Карусель».

18.04.2024 | 15:44
Южноуральцы могут сдать пулеметы, ружья и патроны за вознаграждение

В Челябинской области стартовала акция «Оружие-2024».

Новости   
Спецпроекты