Александр Кузнецов: «В школу надо не ходить, а учиться»

3 Октября 2016 Автор: Марк Рискин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Александр Кузнецов: «В школу надо не ходить, а учиться»

До сих пор не могут прийти к общему знаменателю, чем же считать образование — благом или услугой? По мнению министра образования Челябинской области Александра Кузнецова, педагогическое сообщество, в отличие от финансового сектора, не склоняется ко второму варианту.

Кузнецов_DSC_6926.jpg— Как бы пафосно это ни звучало, но в педагогику, по большому счету, идут люди, которые хотят служить обществу, служить детям. И это именно стремление оказать благо, — подчеркнул Александр Игоревич. — Должна быть некая предрасположенность к профессии. К сожалению, в нашей стране еще не проводится соответствующая диагностика на годность к работе учителем. Во многих странах существует определенное входное тестирование на профпригодность. И если ты его не проходишь, то дальше обучаться на педагога бессмысленно. Это особая профессия, требующая определенных личностных качеств. Особый статус учителя сегодня подчеркивает и уровень зарплат, которые в нынешней ситуации выглядят вполне достойно.

— Как это выглядит в цифрах?

— По закону средняя зарплата в сфере образования приравнена к средним показателям в экономике региона. В Челябинской области педагогические работники получают в среднем 29-30 тысяч рублей, а у учителей зарплата порядка 30-31 тысячи. Конечно, есть школы, где зарплаты разнятся в ту или иную стороны. Это зависит от многих факторов: от нагрузки, от наполняемости школы и комплектности классов...

Учитель — не «урокодатель»

— Федеральный минобр к концу года готовит проект системы начисления зарплат учителям. В частности, соотношение базовой и стимулирующей части должно быть 70 к 30.

— Во времена, когда существовала единая тарифная сетка, стимулирующая составляющая педагогических работников не должна была превышать 25 %. Сейчас, когда идет динамика роста зарплат в экономике, нельзя забывать и о повышении окладной части, так называемой гарантированной выплаты. Престижность профессии должна иметь материальное подкрепление. Те же самые подъемные преференции молодым специалистам сейчас — это компетенция муниципалитетов и самих школ в пределах получаемого областного финансирования. Раньше мы это централизованно делали на региональном уровне, потому что была достаточно сложная ситуация с педагогическими кадрами. Но последние 3-4 года у нас нет дефицита учителей. Более того, сейчас устроиться на работу в школу достаточно проблематично. У нас ежегодно сейчас выпускается около двух тысяч педагогов. У нас сейчас другая проблема — качество работы самих педагогов.

— Как вы отметили, в знаниях нет пределов совершенству. И учителя сами садятся за парты...

— Правильно. Я же не говорю, что у нас педагоги плохие или неквалифицированные. Напротив. По сравнению с Россией у нас довольно высокий уровень компетенций. Это показывает и итоговая аттестация детей, и успешное участие наших педагогов во всероссийских конкурсах. И действительно, здесь нет предела совершенствованию, нужно расти и дальше.

— Важно и отношение самого педагога к своей профессии. Чтобы учитель не стал «урокодателем».

— Глубоко убежден, что учитель должен быть и педагогом-психологом, и специалистом, умеющим работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Приходится констатировать, что в школьную инклюзивную среду мы получаем все больше и больше детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. И учитель должен уметь работать с такими особыми детьми. Мое мнение, что учеба и воспитание — это общий процесс, в котором задействованы и педагогические работники, и родители, и среда обитания, да и улицу нельзя сбрасывать со счетов. И от того, чье влияние окажется сильнее, зависит результат.

— На федеральном уровне сейчас прорабатывается и регламент отношений между школой и родителями. В нем четко пропишут требования, которые обе стороны могут предъявлять друг другу?

— Пусть нечасто, но бывают ситуации, когда родители пытаются «подстраивать под себя» школы. Подобные примеры есть и в здравоохранении. Но напомню, что школа действует по уставу. И это не «чужой монастырь», это школа, где учится твой ребенок. Приводя его в школу, куда ты так стремился попасть, будь добр слушать профессионалов, грамотно сотрудничать с педагогами. Это к слову об участии в образовательном и воспитательном процессе. Но ведущая роль здесь все-таки у педагога.

Меньше — не лучше

— Говоря о престижности профессии учителя, нельзя не сказать и о престижности образования.

— В 90-е и нулевые годы был своего рода двойной негативный отбор, когда не самые талантливые выпускники поступали на инженерные и педагогические специальности, а потом не самые лучшие студенты работали в школах и на заводах. На ту пору говорить о престижности этих, да и многих других, профессий не приходилось. Сейчас ситуация поменялась: средний балл для поступления в педагогические вузы выше среднероссийского балла различных вузов страны. И эта тенденция наблюдается уже второй год. А учитывая сложность трудоустройства, сейчас стоит вопрос о целевом обучении будущего педагога. Есть обычные и коррекционные школы, статусные лицеи — приходится учитывать и профили учебных заведений.

— Наполняемость классов — одна из составляющих уровня зарплаты учителя. Выгоднее больше детей. А с точки зрения образования, качественное обучение возможно, когда все-таки меньше учеников.

— Кто вам это сказал? С точки зрения педагогики, это полный абсурд. Малая наполняемость класса оправданна, если речь идет о работе с особыми детьми, которым требуется индивидуальный подход. Мы не должны забывать, что в школе идет не только обучение физике, математике и химии, но и социализация ребенка. Я сторонник крупных классных коллективов, конечно, не надо доводить это до абсурда и перенимать китайский опыт, где по 50 человек в классе. Хотя китайские школьники не менее успешны в обучении, чем их ровесники в менее наполненных классах в других странах. Но их успешность объясняется высокой мотивацией. Они понимают, что школа — это своеобразный социальный лифт и если они будут плохо учиться, то ничего не смогут добиться в жизни. У нас, к сожалению, такого еще нет. Многие наши дети, и это идет от родителей, воспринимают школу как неизбежное зло на 11 лет. И они пока не понимают, что в школу надо не просто ходить, а учиться.

— Это детям должны объяснять педагоги и родители. А что учителям говорит министр образования?

— У нас хорошая система образования, как я уже отмечал, на российском уровне. Другое дело, что нельзя стоять на месте. Надо постоянно развиваться, надо расти. И при этих условиях каждый педагог в отдельности и вся система образования получат удовлетворение от работы. Как говорили древние, времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Перемены неизбежны, и они к лучшему. Учитывая потенциал наших педагогов, у нас есть хорошие шансы эти перемены осуществить. Чтобы система образования Челябинской области высоко котировалась не только на уровне России, но и на мировом.

Поделиться

24.04.2024 | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

24.04.2024 | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

15.07.2022 | 11:58
Здесь, за линией фронта. Какую помощь Ясиноватая ждет от Южного Урала

Ясиноватая, Волноваха, Рубежное, Счастье, Каховка… Названия донбасских городов и сел звучат немного непривычно. Нет в них нарочитой урбанистики, пафосной мегаполисности с окончанием на -град и -бург. А есть своя мелодия звучания и произношения.

27.04.2022 | 10:23
«Южноуральская панорама» 27 апреля отмечает свое 25-летие

Газета, учредителем которой выступили правительство Челябинской области и региональный парламент, изначально задумывалась для публикации нормативно-правовых актов и постановлений государственной власти и прочих официальных документов. Неслучайно и вполне оправданно к одному из корпоративных календарей «Южноуральской панорамы» журналисты придумали слоган «Без нас нет закона». И это абсолютная правда, ведь без публикации в «ЮП» документы не имели юридической силы.

Новости   
Спецпроекты