Здесь, за линией фронта. Какую помощь Ясиноватая ждет от Южного Урала

Ясиноватая, Волноваха, Рубежное, Счастье, Каховка… Названия донбасских городов и сел звучат немного непривычно. Нет в них нарочитой урбанистики, пафосной мегаполисности с окончанием на -град и -бург. А есть своя мелодия звучания и произношения.
-
Жить с миром. Как Южный Урал помогает Донбассу
-
Окно в Донбасс. Как Челябинская область будет помогать восстанавливать ДНР
Вот только сейчас там звучит совсем другая музыка, точнее, какофония взрывов и сирен ПВО, свист осколков и хлесткие хлопки выстрелов. Статус прифронтовой территории говорит о многом. В телеграм-канале главы администрации Ясиноватой Дмитрия Шевченко сообщения о встречах с жителями, ремонтно-восстановительных работах часто перемежаются срочными новостями об обстрелах, о раненых и убитых… И каждая эта новость идет с подстрочником: «Ясиноватая под обстрелом ВФУ. Оставайтесь в укрытии. Берегите себя и своих близких». Невольно вспомнились трафареты на стенах блокадного Ленинграда: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Старшее поколение, те, кто учил историю, и жители Санкт-Петербурга любого возраста помнят и знают об этом.
Не будем говорить очевидности, но понятно, что прифронтовое положение Ясиноватой, как и других территорий Донецка и Луганска, это не навсегда. Понятно и то, что при помощи России возвращение к мирной жизни будет скорее и надежнее. Гуманитарные грузы — это лишь часть помощи. Южный Урал стал побратимом Ясиноватского района. Не тем номинативным городом-побратимом, которых в годы СССР было превеликое множество, а территорией, предлагающей и оказывающей действительную помощь.

Об этом мы и говорили с главой администрации города Ясиноватая. В кабинете у Дмитрия Шевченко за спиной висят десятки грамот и благодарностей, а на самой большой и пустой стене — икона святителя Николая. Вера в победу, вера в свои силы и скорую мирную жизнь действительно помогают. Говорили быстро, понимая, что время для беседы ограничено и в любой момент может прерваться форс-мажором от военных формирований по ту сторону фронта. А повод для развернутого интервью еще будет.
Жить под огнем
Ясиноватая до 2014 года исчислялась более чем 40 тысячами жителей. Здесь находится крупный железнодорожный узел, машиностроительный завод, производящий шахтное и горнодобывающее оборудование. Сейчас численность города не превышает 10 тысяч человек. На время люди переехали в Макеевку, Донецк, территории ближе к границе России, где нет ежедневных обстрелов и бомбардировок. Не так сейчас велика и территория района: многие поселки района находятся на оккупированной территории. Но, как подчеркнул Дмитрий Станиславович, активно идут боевые действия. Они не прекращались с 2014 года, то затихая, то возобновляясь, а с февраля нынешнего получили новый импульс.
— Обстрелы нашей территории происходят практически ежедневно, — отметил Дмитрий Шевченко. — В городе только за эти четыре месяца разрушено около 1600 объектов. Но это всего лишь бетон, стекла, кирпичи и асфальт. То, что всегда можно восстановить. Жалко, когда гибнут и страдают люди. За это время ранения получили 102 мирных жителя, а 34 человека погибли. Они оказались под артобстрелом по дороге на работу или возвращаясь домой, не успев добежать до укрытия. Это то, к чему невозможно привыкнуть и с чем нельзя смириться. По разным оценкам, на территорию города за эти четыре месяца было выпущено более 10 тысяч артиллерийских снарядов. Причем мишенью становятся именно мирные граждане, жилые дома, социальные объекты.

И все же, несмотря на практически ежедневные обстрелы, Ясиноватая продолжает жить и работать. Специально созданные аварийные бригады восстанавливают поврежденные коммуникации. С риском для жизни. С перерывами на время обстрелов работают магазины и аптеки, выходит на маршрут до города Макеевка пассажирский транспорт. Пусть и в виде единственной машины, но частный перевозчик, проявляя чудеса героизма, продолжает выходить в рейсы.
— Еще один важный момент: все руководители государственных и частных предприятий, организаций города не покинули Ясиноватую. Все здесь и продолжают работу, — подчеркнул Дмитрий Шевченко. — В соседнюю Макеевку, где обстановка спокойнее, переехали только суд и загс.
Понятно, что сейчас не до свадеб и разводов, ведь даже ходить по некоторым районам и улицам Ясиноватой сейчас очень опасно, поэтому сотрудники загса в основном заняты документооборотом, выдачей справок. На одном моменте Дмитрий Шевченко в разговоре сделал особый акцент.
— Хочу назвать одну цифру: это количество заявлений родителей, которые решили забрать своих детей из школ и садиков Ясиноватой, — отметил Дмитрий Станиславович. — Из 1850 детей только пятеро по решению родителей не будут дальше жить и учиться в нашем городе. Остальные, даже вынужденно уехавшие, планируют вернуться. Мы тоже на это очень надеемся.

Время строить
Говорили мы с Дмитрием Шевченко и о предстоящем восстановлении Ясиноватой. О той помощи, которая идет из России и конкретно из Челябинской области. Сравнили с Мариуполем, на восстановление которого, по разным оценкам, потребуется более 40 млрд рублей. А что касается Ясиноватой, то как приступать к стройке и ремонту, если в ежедневном режиме проходят артобстрелы?
— Пока ведутся боевые действия, то мы с коллегами из Челябинской области все работы держим на паузе, — согласился глава Ясиноватой. — На данный момент делаем дефектовку пострадавших объектов, готовим проектно-сметную документацию, проводим экспертизы. В августе планируем провести асфальтирование дорог, но все работы будут скорректированы с учетом боевой обстановки. Рисковать людьми никто не собирается. Повторюсь, что асфальт и бетон восстановить можно всегда, а жизнь уже не вернуть.
В постоянном режиме работают 10-12 аварийных коммунальных бригад, которые занимаются восстановлением электросетей, коммуникаций ЖКХ. Ведется и ремонт домов. Понятно, что речь пока не идет о капитальном восстановлении, но делается максимально возможное, чтобы после обстрела жить можно было безопасно. Есть и случаи, когда буквально после ремонта это же здание вновь становится объектом для бомбежки. И вновь ремонт. Это тот случай, когда повторный заход бригады сравним с работой психотерапевта. Жители видят и понимают, что они не брошены, что им не придется жить с разрушенной крышей и выбитыми окнами. И к ним снова придут и все починят.

И еще один нюанс. В нынешней ситуации предприятия и организации Ясиноватой не делят объекты по балансовой принадлежности, никто не говорит, что это «мое», а это «чужое». Сейчас все общее, все свое.
— Ни одна война не принесла Ясиноватой за века существования города таких разрушений, как нынешние события, — резюмировал Дмитрий Шевченко. — Но правильно говорят, что беда объединяет, и Ясиноватая сейчас это пример сплоченности. Мы живем и продолжаем работать. Нет никаких сомнений, что будет мир, что будет новая Ясиноватая. Вместе с коллегами из Челябинской области, в профессионализме и компетентности которых мы убедились, за год, если никакие внешние факторы не помешают, восстановим город. И мы не перестанем быть побратимами. Южный Урал теперь навсегда в нашем сердце.
…Сегодня утром дописал материал, и тут в телеграм-канале Дмитрия Шевченко опять срочная новость: «Ясиноватая под обстрелом ВФУ. Берегите себя и своих близких».
Поделиться