Кирпичи первого в Челябинске женского монастыря пошли на строительство гигантов индустрии

23 Июня 2016 Автор: Марат Гайнуллин
Кирпичи первого в Челябинске женского монастыря пошли на строительство гигантов индустрии

В конце позапрошлого века почти в самом центре Челябинска в монастырской ограде при Одигитриевской церкви покоился прах игуменьи Агнии. Известная как Анна Полежаева, основательница и настоятельница знаменитого на всю Россию Одигитриевского женского монастыря, она ушла из жизни 14 сентября 1872 года. Сегодня не осталось и следа от ее могилы, но осталась благодарная память потомков.

На пути к обители

Чудом сохранились уникальные воспоминания о Челябинском женском Одигитриевском монастыре, вышедшие в 1904 году. Их автором стала послушница монастыря Раиса Будрина. На плане Челябинска 1875 года отчетливо видно, что женский монастырь, занимавший целый квартал, стоял на улице Христорождественской (ныне улица Цвиллинга). На месте, где сегодня возвышается здание областного правительства, располагалось духовное училище, рядом с Одигитриевской церковью — множество мастерских: белошвейная, золотошвейная, переплетная, иконописная. Во всех уголках страны высоко ценили изделия челябинских мастериц. Был здесь даже свой свечной заводик. Вместе с монахинями Агния собрала большую библиотеку. Таким оставила после себя монастырь его первая настоятельница.

Игуменья-Агния.jpgРодилась Анна Максимовна Полежаева в 1815 году в селе Варламово Троицкого уезда.

С самых юных лет крестьянская девушка стремилась к уединенной благочестивой жизни.

Когда ей исполнилось 26 лет, она с тремя девушками, пожелавшими оставить мирскую жизнь, удалилась в пустынное, безлюдное место на острове, что на озере Чебаркуль. Здесь они устроили себе три кельи-землянки (те были заметны еще долгое время и в ХХ веке). Проводя все время в молитвенном подвиге и трудах, они прожили здесь полтора года.

Однажды в воскресный день она поплыла на лодке к богослужению в село Чебаркуль. Во время плавания поднялась сильная буря, лодка страшно колыхалась, и девушке угрожала смерть. Анна дала обещание оставить землянку и избрать другое место, чтобы устроить обитель. И тогда буря вскоре стихла, и она благополучно переправилась.

Много лет она странствовала по святым местам России, пока ее духовный отец не посоветовал отправиться в Челябинск, где она приступила к устройству обители.

На земле казачьей

Весной 1851 года под будущий монастырь на правом берегу реки Миасс, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви, было выделено 50 десятин казачьих земель — из расчета три копейки серебром за квадратную сажень.

Вначале сестры поселились в небольшом деревянном домике из четырех комнат. Она принимала желающих разделить ее монашескую жизнь. В продолжение пяти лет поступило к ней 15 человек девиц разного возраста, в числе которых были две пятилетние девочки, и им по силам находился труд (одна из них доживет в обители до Советской власти. — Прим. авт.).

Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бумажные цветы.

В 1854 году повелением императора Николая Павловича женская община в Челябинске была утверждена под названием Одигитриевской — Богородичной во имя Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы). В 1862 году община получила статус монастыря, а ее основательница, постриженная под именем Агнии, стала первой настоятельницей.

Четыре года возводилась Одигитриевская церковь. Не имея строительных материалов и средств, подвижницы сами рыли ямы, устраивали себе кельи. Первым, кто взялся помогать сестрам, был небогатый горожанин Петр Ильиных. Его примеру последовали другие: кто бревно, кто кирпичи принесет. Большую помощь сестрам оказали алабужские купцы братья Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 рублей.

Основательница обители со своими сотрудницами сама перевозила строительный материал на трех лошадях, которые были ее собственностью. Так и жили, и трудились, и молились избранницы благочестивой жизни в продолжение шести лет. Нередко случалось по целым дням оставаться без пищи.

Постепенно вырос и каменный храм, открывшийся к богослужению в 1863 году.

Сестер в это время было уже 80 человек, а сама настоятельница монахиня Агния утверждена игуменьей монастыря. При общине была открыта школа для обучения детей.

Саженцы со Святой земли

В 1864 году Одигитриевскому женскому монастырю выделяют 50 десятин земли в четырех верстах от Челябинска (сейчас это территория Ленинского района). Первым делом матушка-основательница построила там маленькую каменную часовню, а потом обратила ее в храм, который освящен был во имя Святителя Николая.

Изыскивая средства для содержания обители, игуменья Агния устроила маленький деревянный свечной завод и, обучив сестер изготавливать свечи, приняла на себя их доставку на весь Челябинский уезд.

На монастырских угодьях выращивались уникальные для нашего климата фруктовые деревья — яблони, абрикосы, выращивали арбузы, маньчжурский орех и другие. Саженцы привозили из Святой земли, со всех краев Российского государства. Сестры по всем правилам науки проводили селекционную работу. В это трудно поверить, но деревья, старательно высаженные послушницами полтора столетия назад, по сей день плодоносят!

В 1872 году игуменья Агния ушла из жизни, оставив в монастыре 15 постриженных ею монахинь и 150 сестер-послушниц.
Перед революцией основанный ею Одигитриевский женский монастырь насчитывал уже более 360 насельниц, продолжавших святое дело игуменьи.

Расстрел монашек

В 1932 году изуродованные церковные здания были ударными темпами разрушены, а добротный монастырский кирпич пошел на воздвижение цехов Тракторостроя и других гигантов советской индустрии.

За 11 лет до этого специальным постановлением президиума Челябинского губисполкома сам монастырь закрылся, а монахини были обвинены в контрреволюционном заговоре. В ночь на 23 марта 1921 года 67 монахинь и 250 послушниц монастыря были арестованы и посажены на полгода в тюрьму. Оставшиеся (кроме престарелых) были направлены в спецлагерь (по типу концентрационного). Некоторых сестер и священнослужителей расстреляли во дворе Никольской церкви. Их имена и сколько их было точно — не известно, как не известно, в каком месте находился священный живоносный источник во имя Моисея Боговидца, засыпанный воинствующими атеистами. Но о том святотатстве игуменья Агния, по счастью, уже не ведала…

Вчера | 16:14
На «Уралах» по Уралу. Алексей Текслер дал старт самому масштабному автопробегу Челябинской области

Алексей Текслер во второй раз прибыл в Миасс, чтобы открыть автопробег, посвященный 85-летию Челябинской области и 75-летию выпуска первого грузовика, который выехал из ворот автозавода «Урал».

11.07.2019 | 17:29
Школа без смартфона. Челябинским ученикам могут запретить пользоваться мобильными телефонами

У Роспотребнадзора есть месяц, чтобы продумать меры по ограничению использования телефонов в школах.

09.07.2019 | 08:51
После Чехова. Почему артист челябинского театра ждет роль короля Лира

В 2019 году, который в России объявлен Годом театра, «ЮП» продолжает рубрику «Актеры». На этот раз ее героем стал артист Челябинского НХТ Александр Балицкий.

01.07.2019 | 17:29
В Челябинске издали книгу, посвященную императору Александру II

200-летие со дня рождения царя-реформатора — повод, безусловно, значительный. Но насколько авторы нового издания были решительны в своих намерениях отметить этот юбилей книгой? Ведь до сих пор даже среди историков нет единого мнения по поводу роли этой личности в истории. С этого вопроса мы и начали беседу с автором-составителем книги, заместителем директора ОГАЧО Николаем Антипиным.

Новости   
Спецпроекты