Свидетельства из прошлого. Челябинское место, где хранятся данные о судьбах миллионов людей

28 Октября 2016 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Свидетельства из прошлого. Челябинское место, где хранятся данные о судьбах миллионов людей

Корреспонденты «Южноуральской панорамы» побывали в мало кому известной лаборатории государственного архива Челябинской области.

«Чтобы принять правильное решение сегодня, нужно знать, что было вчера», — считает председатель Государственного комитета по делам архивов Челябинской области Сергей Иванов. Челябинский архив, пожалуй, самое большое хранилище истории нашего края. Это место, где собраны свидетельства прошлого, зафиксированные на бумаге, где записаны судьбы миллионов людей, где хранятся знания, которые необходимы человеку, чтобы понимать, что происходит в настоящем и к чему это может привести в будущем.

Мысль эта не нова. Однако мы зачастую пренебрегаем этой простой истиной и знать о своем прошлом не хотим. Ленимся или не считаем нужным тратить на это время. С другой стороны, за последние годы в архив Челябинской области стали все чаще поступать запросы на получение сведений из метрических книг с целью составить родословную. Люди обращаются к своим корням, и это объяснимо: в наш сумасшедший век, когда информации столько, что мы просто теряем себя в этом потоке и не видим четких ориентиров, обращение к своему прошлому становится очень мощной поддержкой. В конце концов это просто интересно…

Меня всегда манило это загадочное бетонное здание на Свердловском проспекте. Высокие мощные стены, немногочисленные окна-бойницы, не расшифрованная пока мною роспись в верхней части фасада — настоящая крепость. Волею судьбы мне удалось кое-что узнать об этом интереснейшем месте после посещения отдела формирования страхового фонда документации. Звучит, вероятно, не очень впечатляюще. Однако за скромным названием скрывается настоящая лаборатория, в которой каждый день происходит таинство и осколки прошлого превращаются в многокилометровые пленки, которые ждут своего часа в темноте фондохранилища.

В одной из самых малоизвестных лабораторий архива Челябинской области мы побывали с фотографом «Южноуральской панорамы» Вячеславом Шишкоедовым. А руководитель лаборатории страхового фонда документации Вячеслав Шубарин рассказал нам, в чем миссия этого подразделения, как происходит процесс фильмирования и почему далеко не все документы удостаиваются чести быть переведенными на пленку.

Из негатива в позитив

Мы заходим в полутемное помещение. В центре его установлен экран проектора, а чуть в стороне — большой аппарат с горизонтально установленным планшетом, который передвигается вверх и вниз. Здесь находится головной центр отдела — микрофильмирующая камера. Это своего рода огромный фотоаппарат, который позволяет делать фотокопии плоских бумажных носителей — чертежей, рукописей, рисунков, архивных документов, книг — в очень маленьком размере. То есть после микрофильмирования прочесть документ невооруженным глазом уже невозможно.

Изменение головной части камеры передвижением вниз и вверх позволяет менять поле кадра и делать снимки документов разного формата — от А5 до А1. Перед началом съемки осуществляется построение микрофильма. Специалист определяет, какую необходимо выбрать кратность уменьшения для данного документа, требуется ли приложить к нему соответствующий символ, который говорит о читаемости изображения, его качестве, четкости, контрастности.

Микрофильмирование осуществляется до тех пор, пока пленка не заполнится. Затем она попадает в следующую комнату, где установлен проявочный процессор. Он работает в автоматическом режиме: специалист задает программу, выставляет нужную температуру, скорость проявки. Затем непроявленная пленка устанавливается в загрузочный модуль. Там она проходит через роликовый тракт, протягивается, проявляется, промывается, фиксируется, снова промывается, сушится и, наконец, выходит на свободу.

Далее готовая пленка должна пройти линию качества. Это нужно для выявления бракованных кадров. Неудачные фрагменты пленки вырезаются, все остальное запечатывается и отправляется дальше.

— В процессе микрофильмирования документов также используются такие аппараты, как денситометр (он позволяет определить оптическую плотность пленки) и микроскоп для определения предела читаемости, — продолжает экскурсию Вячеслав Шубарин.

Но даже когда получен негатив пленки с изображением хорошего качества, работа не заканчивается. Теперь необходимо сделать дубликат — позитивное исполнение. Таким образом, один и тот же документ сохраняется на разных пленках.

Следующий этап — сканирование и получение электронного формата пленки. Изображение сохраняется на жестком диске компьютера, после чего его можно будет скопировать на любой электронный носитель: флешку, оптический или жесткий диски. Из этих копий формируется фонд пользования.

Километры документов

Оборудование, которое применяется для микрофильмирования документов, было закуплено в 2008 году. Еще два года ушло на то, чтобы оборудовать лабораторию, закончить строительные и проектные работы. Первые микрофильмы были произведены в марте 2010 года.

Интересно, что микрофильмированию подвергаются далеко не все документы, а только определенных категорий.

— Во-первых, это так называемый аварийный комплект документации — потенциально опасные объекты и объекты систем жизнеобеспечения населения, который мы сохраняем и передаем для работы главному управлению МЧС России по Челябинской области, — перечисляет Вячеслав Шубарин. — Во-вторых, это объекты культурного наследия. Третье направление — особо ценные документы нашего архива и архивов муниципальных районов Челябинской области. Это те документы, которые прошли экспертизу и были признаны особо ценными.

За прошедшие шесть лет было сделано порядка 400 тысяч кадров. Однако нужно понимать, что один кадр может включать в себя несколько страниц документов разных размеров. Поэтому в количественном отношении на пленку переведено гораздо больше, чем 400 тысяч единиц хранения.

Как заметил председатель Государственного комитета по делам архивов Челябинской области Сергей Иванов, метод микрофильмирования — один из самых надежных.

— Информация на электронных носителях может быть легко утрачена. А вот пленка может храниться от 200 до 500 лет при условии создания необходимых температурного и влажностного режимов. Температура воздуха в хранилище страхового фонда документации должна быть не выше 12 градусов, — пояснил Сергей Михайлович.

Работа по созданию и сохранению страхового фонда документации продолжается. Не за горами то время, когда микрофильмировать нужно будет не бумажные носители, а цифровую информацию, которую по разным причинам нельзя распечатать. В этом случае необходимо будет дополнительное оборудование. Вопрос о его приобретении решается благодаря поддержке губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, который 20 октября этого года посетил архив и провел совещание по вопросу улучшения условий хранения страхового фонда документации нашего региона.

Сегодня | 13:24
В поисках гранта. Почему эксперты советуют НКО забыть слово «Дай!»

Подход в отношениях к общественному сектору меняется революционно. Об этом заявил на открытии форума губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Но какие перспективы в развитии НКО видят сами его представители? Об этом рассказывают участники состоявшегося в Челябинске Южно-Уральского гражданского форума.

13.11.2019 | 15:30
«Белый» бунт. В Челябинской области промониторят зарплаты врачей

На прошлой неделе медики скорой помощи Магнитогорска пожаловались властям на низкие зарплаты и переработки. В ситуации разбиралась комиссия с участием первого вице-губернатора Ирины Гехт, представителей минздрава, ФОМС и профсоюза. Какие решения были приняты, читайте в материале «ЮП».

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты