Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Хадж с купцами. Вопросы семейного права мусульман редактировали муллы Троицка

14 Февраля 2017 Автор: Рауф Гизатуллин
Хадж с купцами. Вопросы семейного права мусульман редактировали муллы Троицка

Особое внимание в этой статье — мулле Рахманкулову, который менее известен, чем его современник, также живший в Троицке, известный мусульманский богослов и просветитель Зайнулла Расулев.

Двойник ахуна?

Надо сказать, что меньше и публикаций о Ахмадхаджи Рахманкулове, во многих из которых имеются ошибки. Так, часто утверждается, что Рахманкулов якобы основал первое медресе на всем Урале. При этом Ахмадхаджи Рахманкулова часто именуют Ахмадом бен Халидом аль-Менгери. Последний — вполне реальная личность. Служил в 1846-1868 годах муллой при Второй соборной мечети Троицка. Он действительно при ней в 1846 году открыл медресе, называвшееся «Ахмадия». Однако оренбургский историк Д.Н. Денисов давно доказал, что «встречающееся в трудах историков отождествление Халитова с ахуном Рахманкуловым, основанное на весьма отдаленном сходстве имен, глубоко ошибочно».

Соответственно, Расулев не был учеником Рахманкулова и не мог учиться в его медресе: когда 18-летний Зайнулла в 1851 году из своей башкирской деревни приехал учиться в уездный город, Ахмадхаджи было лишь 14 лет. Когда шейха Зайнуллу по решению властей в 1873 году отправили в ссылку, Рахманкулов ездил в Уфу хлопотать перед муфтием и помог облегчить судьбу Расулева. Пока последний был в 8-летней в ссылке, он материально помогал его семье, оставшейся в деревне Акхужа Троицкого уезда. Говорят, когда шейх Зайнулла вернулся из Костромы, то именно по инициативе Рахманкулова прихожане 5-й троицкой мечети пригласили его бывшего «однокашника» на работу в уездный город. Впрочем, и без этого деятельность ахуна-хазрата А. Рахманкулова заслуживает памяти и признания потомков.

Уроки в Медине

Отслужив почти полтора десятка лет муллой, Ахмадхаджи был возведен в почетное звание ахуна Троицка и его обширного уезда. По своему образованию он соответствовал столь высокой должности. За плечами у него, кроме троицкого медресе, было обучение в Бухаре у Абдушшукура бин Абдуррасула — верховного шариатского судьи, а также у других известных богословов эмирата. Учебу он продолжил в Турции, в знаменитом медресе шейха Ахмада Зиялетдина бен Мостафа Кометчи Ханафи, после окончания которого получил иджиза (право именоваться шейхом и иметь собственных мюридов).

В 1866 году он направился в хадж, во время которого в Медине брал уроки у многих известных муфтиев и шейхов.
Рахманкулов повторил свое паломничество в 1868 году, а в 1870-71 годах опять совершил хадж, уже совместно с троицкими купцами Яушевыми.

Так что новоявленным критикам и ревизионистам от ислама наши южноуральские мусульмане могут вполне резонно объяснить не только то, что их религиозные традиции заложены еще одиннадцать веков назад посланцами багдадского халифа в Волжскую Булгарию, но и то, что их духовные лидеры обладали блестящим богословским образованием, постоянно совершенствовали его в благословенной Бухаре, в лучших медресе Стамбула и на священной земле Хиджаза.

Мечеть для казаков

Приняв на себя обязанности старшего духовного лица, А. Рахманкулов выступал не только в качестве наставника и арбитра по сложным вопросам толкования и применения норм шариата для других имамов; на этом посту он немало сделал для укрепления финансовой базы городских приходов, поощряя практику крупных вакуфных пожертвований со стороны состоятельных мусульман. Непосредственно при его участии была перестроена 5-я (Амурская), возведены 6-я (муллы Гатауллы) и 7-я (Слободская) мечети, а также духовные училища при них. На его личные средства в казачьем поселке Редутово (II отдел ОКВ) была построена мечеть, имамом которой стал его сын Хасан.

В 1894 году Рахманкулов в сопровождении старейшего имама города Мулламухамета Бикматова и купца Абдулвали Яушева, взяв с собой в Уфе авторитетного мурзу Абуссугуда Ахтямова, отправился в столицу. Посольство троицких мусульман закончилось успехом: они получили разрешение на издание популярного сборника хадисов Валиатдина аль-Хатиба ат-Табризи «Ниша светочей» («Мишкат аль-масабих». — СПб., 1894), который и был напечатан тиражом 1 тысяча экземпляров за 6 тысяч рублей, пожертвованных А.В. Яушевым.

На встречу с царем

Вместе с Яушевым А. Рахманкулов через год сопровождал уже оренбургского муфтия Мухаммедъяра Султанова в поездке в Петербург для поздравления Николая II по случаю восшествия на престол. В Зимнем дворце был удостоен аудиенции и беседы с августейшей четой.

Под руководством ахуна-хазрата троицкие мусульмане в числе первых обратились к властям после выхода в свет вышеупомянутого указа от 12 декабря 1904 года. Им было разрешено ознакомиться с работой редакционной комиссии по вопросам семейного права мусульман, которая была развернута при подготовке проекта гражданского уложения. Подобное взаимодействие чиновников и представителей общественности было достаточно необычным, видимо, сказались предреволюционное состояние страны, а также личное знакомство А. Рахманкулова с государем (особенно троичане в 1895 году глянулись императрице).

Троицкий ахун указал на ряд ошибок и неточностей, допущенных редакционной комиссией, и даже на «забвение элементарных принципов св. Алькорана».

За учебой — в Турцию

В 1905 году он представлял Троицк на съезде «Общества улемов» в Уфе и на организационных совещаниях в Санкт-Петербурге и Чистополе по подготовке всероссийского мусульманского съезда.

Кроме того, этот религиозный деятель, шейх суфийского братства накшбандия-халидия, будучи талантливым педагогом, благодаря своему авторитету, положил начало реформированию системы исламского образования в Троицке и дальнейшему распространению новых подходов в обучении в регионе и далее по всей России. Южноуральцы уже наслышаны о троицком медресе «Расулия», которое намерены восстановить в течение двух лет под патронажем губернатора. Но, к сожалению, мало кто знает, что еще в 1893 году по инициативе А. Рахманкулова было реорганизовано духовное училище при 1-й соборной мечети, которое, по свидетельству современников, стало «образцом для других медресе в отношении введения новометодной постановки». Мечеть стала называться главной или «Мечеть ахуна-хазрата», а медресе — «Ахмадия». Ее мударрис наряду с преподаванием исламского вероучения на основе буквослагательного метода расширил учебную программу за счет введения всеобщей и русской истории, арифметики, географии и других новых предметов. Для подготовки европейски образованных педкадров А. Рахманкулов организовывал выезды молодых учителей для учебы в Турцию.

Помощь от Яушева

Когда хальфа Мухаметзакир Вагапов, вернувшись после обучения, открыл первую новометодную школу, то по просьбе ахуна-хазрата миллионер Яушев стал доплачивать ее учителям по 50 рублей ежемесячно, а затем и педагогам других городских мектебов, ставших джадидистскими. Более того, предприниматель стал выдавать зарплату учителям всех таких школ в Челябинском и Троицком уездах. Как писал в 1912 году Г. Баттал, «эта помощь школам, обучающим на русском языке, продолжалась вплоть до его смерти» (последовавшей в 1906 г. — Прим. авт.). Вместе с наиболее уважаемыми имамами и мударрисами авторитетных медресе — З.Х. Расулевым, М.М. Бикматовым и Г.М. Максудовым, ахун-хазрат подписал фетву о допустимости использования звукового метода и преподавания светских дисциплин в мусульманских училищах, которая в 1908 году была опубликована на страницах газеты «Вакыт» (Оренбург). Спустя пять лет сторонники джадидизма в статье «Мусульмане города Троицка» откровенно признали, что «старые мударрисы и хазреты совершенно не вмешиваются в дела медресе».

Не следует, однако, думать, что реформаторская деятельность давалась ахуну легко. Да, большинство имамов и прихожан поддерживало своего лидера, но и консерваторы-кадимисты не дремали. В 1909 году на имя А. Рахманкулова пришло анонимное письмо с угрозами в его адрес и его активных сподвижников. По этому случаю уездной полиции пришлось даже проводить специальное расследование.

07.08.2020 | 15:28
На что южноуральцы жалуются омбудсмену

Уполномоченный по правам человека в Челябинской области рассказала, как быстро удается решить людские проблемы, почему омбудсмен не Дед Мороз и как победить эпидемию правовой безграмотности.

06.08.2020 | 14:35
Как это сделано. Есть ли будущее у промышленного туризма в Челябинской области

Пока закрыто авиасообщение с большинством стран, южноуральцы переориентировались на внутренний туризм. Согласно опросам, многие будут довольствоваться отдыхом внутри региона.

01.07.2019 | 14:45
Куда пропал мифический клад троицкого купца

Присланная генералом от разведки в Троицк фотография может пролить свет на таинственную историю столетней давности.

13.03.2017 | 16:44
Троицкому ахуну покровительствовал сам император Николай II

По сей день остается тайной место рождения и погребения ахуна-хазрата Ахмадхаджи, великого троицкого шейха.

Новости   
Спецпроекты