Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Екатерина II хотела устроить в Троицке Азиатский гостиный двор

26 Января 2017 Автор: Рауф Гизатуллин
Екатерина II хотела устроить в Троицке Азиатский гостиный двор

Мы продолжаем рассказ о статусах, которыми обладал (или мог бы в перспективе обладать) дореволюционный Троицк.

После бомбы эсера

Это было время нарастания в стране революционной ситуации. Порождена она была отменой крепостного права, проведенной (как считала русская деревня) «барами несправедливо, не по-божески» и стремительно, но по корявым, уродливым законам развития капитализма в городе. Роптала и образованная часть русского общества.

После гибели 15 июля 1904 года министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов Вячеслава Плеве от бомбы эсера Егора Созонова новый министр Петр Святополк-Мирский попытался найти общий язык с умеренной оппозицией. В докладе царю он предложил провести ряд либеральных реформ. Напомним, что с самого начала года шла русско-японская война, шла неудачно, что тоже вызывало всеобщее недовольство. Общество, прежде всего, земские деятели, видя причины позора и бедствий в действиях (вернее, бездействиях) властей, требовало реформ.

Муфтий не хуже генерала

В ответ для успокоения народа последовал Именной указ Сенату от 12 декабря 1904 года, в котором правительство практически отделывалось общими словами. События уже через месяц показали, что правительство безнадежно опаздывало, полумерами надвигающиеся беспорядки было уже не остановить.

Для нас же интересен пункт 6‑й Указа, гласивший: «…подвергнуть пересмотру узаконения о правах раскольников, а равно лиц, принадлежащих к инославным и иноверным исповеданиям, и принять ныне же… меры к устранению в религиозном быте их всякого…стеснения».

Чиновники сами давно понимали необходимость реформы в этой сфере. Еще царским указом от 22 сентября 1788 года для контроля над мусульманами было учреждено Оренбургское магометанское духовное собрание. Возглавлявший его муфтий содержался за казенный счет из расчета 1500 рублей (оклад тогдашнего армейского генерал-майора. — Примечание автора). В 1836 году жалованье составило 2 тысячи рублей ассигнациями и 1,5 тысячи столовых. Заседатели Собрания должны были «быть избираемы изъ муллъ казанских татаръ въ каждое трехлѣтiе». Зимой 1884 года в преддверии столетнего юбилея Духовного управления директор Казанской учительской семинарии Н. И. Ильминский писал обер-прокурору Священного синода К.П. Победоносцеву: «…русское муфтийство с Магометанским собранием выдумала Императрица Екатерина II по соображениям политическим и в свое время без сомнения основательным и полезным…». И далее Николай Иванович, ссылаясь на сверхцентрализацию Духовного управления, превышающую оную в любом другом российском ведомстве, предлагал: «Знаете ли, мне что пришло в голову? Уничтожить уфимский центр, т. е. отменить существование Уфимского магометанского собрания и муфтия, предоставив впрочем нынешнему муфтию Хаджи Тевкелеву доживать свой век в муфтийском сане». Однако еще два десятка лет все оставалось неизменным…

Кавказ и Сибирь — под Троицк

После указа, провозглашавшего принципы веротерпимости, в Комитет министров от мусульман империи посыпались письма. Просили об уравнении в правах православного и мусульманского духовенства; привлечении госсредств к расходам по содержанию последних; введении выборов при замещении их должностей; учреждении органов духовного управления в регионах, не имевших таковых, и т. д.

Для рассмотрения этих обращений в 1905 году было созвано особое вневедомственное совещание по делам веротерпимости под председательством графа А.П. Игнатьева (1842 — 1906). По поручению участников совещания перед ними с докладом выступил сенатор, член Государственного совета, действительный тайный советник Владимир Павлович Череванский (1836 — 1914). Он хорошо знал восток (в 1869 — 1883 годах служил председателем Туркестанской кон­трольной палаты). Был известен работами, посвященными панисламизму (в частности, «Мир ислама и его пробуждение»).

В разделе своего доклада «Управление по делам мусульманской веры» граф Череванский обратил особое внимание на Оренбургское собрание, которое, по его мнению, имело «слишком огромный округ действия и чрезмерную централизацию», и предложил раздробить его. Вместо него, по идее сенатора, нужно было создать следующие окружные мусульманские духовные управления: Петербургское (с центром в столице), Башкирское (с центром в Уфе), Кавказское, Крымское, Оренбургское, Степное и Сибирское (с центром в Троицке).

Семь мечетей и пять медресе

Напомню, что согласно представлениям XIX века Сибирь начиналась с восточных склонов Уральских гор. Понятно, почему был выбран именно Троицк, имевший многочисленную мусульманскую общину, купеческая верхушка которой могла обеспечить содержание семи мечетей со служителями, пяти медресе и большого количества «магометанских» школ. В свое время в книге музыковеда С.Г. Рыбакова (1867 — 1921) он описывался так: «Деятельный пункт свило себе мусульманство на Урале, также в Троицке Оренбургской губернии, наполовину населенном татарами; до последних лет в городе мечетей было больше, чем христианских церквей, и их в настоящее время насчитывается до 6-ти… Вообще обрядовая сторона мусульманства в Троицке проявляется ярче, чем даже в Уфе. В Троицке же сосредотачиваются носители мусульманской премудрости и бдительные стражи ее интересов в лице местных мулл. Троицк является центром, откуда зорко следят за неприкосновенностью религии правоверных в окружающих странах, и где сосредотачиваются все вести о положении дел мусульманства».

Ведущий эксперт МВД

Интересна биография автора книги — Сергея Рыбакова. Он родился в семье статского советника, кандидата богословия Гавриила Симоновича Рыбакова — инспектора (заведующего) упомянутого нами в самом начале Троицко-Верхнеуральского учебного района. Еще в детстве в Троицке Сергей познакомился с многообразием культур народов, обитавших в восточной части империи. После окончания троицкой гимназии с серебряной медалью (1885 г.) он учился в Санкт-Петербурге, сначала в университете, а затем в консерватории. Стал известен как этнограф, собиратель музыкального фольклора мусульманских народов. Сочувственно писал о тяжелом быте коренных народов Урала, на основании чего авторы некоторых краеведческих публикаций относят воззрения ученого чуть ли не к либерально-демократическим. Но надо сказать, что по своим убеждениям Сергей Рыбаков был сторонником официальной позиции православного традиционализма, а отнюдь не либерализма.

Считая себя русским патриотом, Рыбаков пытался реализовать свои взгляды не только в научных трудах, но и на государственном поприще, где нашел много единомышленников и соратников.

В 1913—1917 годах Сергей Рыбаков служил в чине коллежского советника (соответствует армейскому полковнику. — Примечание автора) в Департаменте духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел, ведущим экспертом МВД по вопросам ислама в России. Так что объективную оценку весу и роли Троицкой «магометанской» общины в масштабах всей России давал квалифицированный специалист. Возможно, именно он подсказал в свое время В.П. Череванскому идею выбрать Троицк в качестве местопребывания будущего Сибирского мусульманского духовного управления. Вероятно, свое значение имели и оценка, и вес местного духовенства в глазах официальных властей.

Авторитет «Сибирского муфтия»

Не секрет, что начиная с XVIII века троицкие мусульмане привлекались властями империи к выполнению деликатных (и не только дипломатических) поручений как в сопредельной степи, так и в среднеазиатских государствах. Недаром Екатерина Вторая в свое время выбрала Троицк, «дабы устроить в нем Азиатский гостиный двор и магометанскую мечеть с духовным училищем для приручения «киргизов» через посредство родственных им татар». Когда оказалось, что смета строительства превышает количество собранных денег, последовал именной указ императрицы от 4 июля 1787 года оренбургскому генерал-губернатору: «Господин генерал-поручик барон Игельстром, по содержанию донесений Ваших от 14 мая позволяем Вам начать строение мечети со школою и гостиного двора, употребя в число показанной по смете суммы 56340 рублей с копейками, наличные оставшиеся деньги 10204 рубли с копейками, а остальные не преминем назначить с будущего года».

Не последнюю роль в выборе Троицка сыграла, видимо, и сама фигура будущего «Сибирского муфтия», предводителя Троицких мусульман — ахуна Ахмадхаджи (Ахметхази) бин Абдуззахира (сына Абдултагира) Рахманкули.

Вчера | 16:21
Выйти на мир. Как молодые ученые стран БРИКС продвигают науку на международном уровне

В Челябинске сегодня завершился форум молодых ученых стран БРИКС, проходивший в режиме онлайн на площадке ЮУрГУ с 21 по 25 сентября. Молодые исследователи России, Бразилии, Индии, Китая и ЮАР обсуждали, как развивать инновационное сотрудничество, создавать международные научные коллаборации. Каковы первые итоги масштабного научного форума, чему южноуральские ученые могут научить зарубежных коллег?

Вчера | 14:09
Второе дыхание для «Порогов». Одна из старейших ГЭС в России пытается выжить

В этом году «Порогам» исполнилось 110 лет, и сейчас известный туристический объект пытается обрести новую жизнь и стать экономически доходным. Что вдохнет новую жизнь в одну из старейших ГЭС в России, чем привлечь инвесторов и как обратить интерес к «Порогам» в реальные деньги — об этом и многом другом шла речь в рамках «Ночи заводов», проекте программы «Лаборатория индустриальности».

01.07.2019 | 14:45
Куда пропал мифический клад троицкого купца

Присланная генералом от разведки в Троицк фотография может пролить свет на таинственную историю столетней давности.

13.03.2017 | 16:44
Троицкому ахуну покровительствовал сам император Николай II

По сей день остается тайной место рождения и погребения ахуна-хазрата Ахмадхаджи, великого троицкого шейха.

Новости   
Спецпроекты