Тираж в один экземпляр. Самую большую стенгазету в Челябинской области выпускают уже почти полвека по ночам

24 Апреля 2017 Автор: Марк Рискин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Тираж в один экземпляр. Самую большую стенгазету в Челябинской области выпускают уже почти полвека по ночам

Сначала хотел поставить заголовок к репортажу «Ночь с «Квантом». Потом подумал, что неправильный это заголовок. Будет логичнее, если — «Утро с «Квантом».

Потому что стенгазета физико-математического факультета тиражом в один экземпляр появляется на свет перед первой парой. Но ведь «печатается» она все-таки ночью…

«Были случаи, когда вешали газету в 8:20, а через десять минут бежали на лекции», — говорит Владислав Касымов, пришедший на «квантовскую» ночь вместе с супругой и дочкой. Справедливости ради стоит добавить, что преподаватели, видя красные глаза студентов и зная их журналистское увлечение, чаще всего отправляли их отсыпаться.

«Квант», пожалуй, единственная дошедшая до наших дней стенгазета вуза. И не исключено, что подобных не осталось и в других университетах. Потому что это не просто традиция. Это культ, это своеобразный фетиш, это уважение поколений… Но довольно пафоса. Ведь мы тоже были той ночью в университете, в 344-й аудитории.

квант_Шишкоедов_DSC0533.jpg

Темная комната для «Кванта»

Охранник на удивление был не слишком строг. Понятно, что пропустил он нас с фотографом только после того, как за нас поручилась декан факультета Ольга Николаевна Бочкарева. Не будет ни для кого открытием, что она тоже из «квантовцев», так же как и ее муж, как и ее дети.

А тем временем нам тезисно начитывали хронологию «Кванта», отпочковавшегося после разделения физико-математического факультета. Ирина Ивановна Беспаль, кандидат физико-математических наук, а в свое время редактор «Кванта», поведала, что в конце 60-х годов факультет разделился, математики переехали на 5-й этаж с газетой «Эврика», а физикам пришлось придумывать свое издание.
 
— Годом рождения стал 1970-й, в это же время появился и всероссийский журнал «Квант», но мы названия другу у друга не крали, — смеется Ирина Ивановна. — За эти десятилетия уже сложился архив газет. Они хранятся в темной комнате, свернутые в рулоны. Первые номера не сохранились из-за творческих разногласий с первыми составами редакции. Некоторые номера к юбилеям извлекаем на свет.

В то время стенгазета являлась обязательным упражнением и печатным рупором комсомольской и партийной организаций, профкома и еще чего там было политического и организаторского. К слову сказать, эта идеологичность и стала причиной скорой кончины всех стенных СМИ.
 
Квант_Шишкоедов_DSC4552.jpg

— В 1984 году я, как и многие мои сокурсницы, не по доброй воле была назначена в «Квант», — вспоминает Эльвира Александровна Здорова. — Предыдущие редакции разваливались, газета выпускалась из-под палки, никто не хотел писать в газету, никто не хотел ее выпускать. Все отбрыкивались как могли. Принудиловка чистой воды. Доходило до того, что, когда к нам в комнату стучалась редактор «Кванта», девчонки прятались под кровати и умоляли, чтобы я сказала, что их нет.

Только в 1985-м комсомольцам пришло понимание, что по принуждению ничего хорошего не получится, они предложили студентам самим выбрать редактора и выпускать газету по настроению. Именно тогда и начались ночные выпуски стенгазеты. В этом была, говоря современным языком, своя фишка. «Квант» стал для студентов своего рода неформальной тусовкой отличников-ботаников, тех, кто писал стихи или музыку, кто играл на гитаре, кому было тесно в обычной студенческой среде. Туда могли прийти все, но оставались те, кому было интересно, и те, кто был интересен.

Колбаса с повидлом
 
«Делай как умеешь, переделывать никто не будет» — это один из девизов «квантовцев». Конечно, звучит он категорично, но Ирина Ивановна успокаивает, что «всегда же можно замазать и заклеить».

За разговорами подтянулась редакция стенгазеты. Пока ветераны вспоминали, юная смена уже сдвинула в ряд столы, разложила ватман, поставила на стол банку с ПВА. Спешу добавить, что в этом выпуске «Кванта» тоже есть и доля моего участия. Я склеил второй и третий, а также пятый и шестой листы. То, что «ночь стенгазеты» — это все-таки ритуал, мы убедились, когда студенты, оставив сохнуть листы бумаги, всей ватагой отправились в коридор снимать прошлый выпуск газеты. Это надо делать всей редакцией. И не без нашей помощи были отковыряны кнопки, полотно уложено на бетонный пол. После чего, свернутое в рулон, оно было отправлено на склад. В ту самую темную комнату.

Квант_Шишкоедов_DSC4666.jpg

Таким же ритуалом стало и первое ночное чаепитие, которое больше напоминало студотрядовские посиделки у костра после «праздника первой борозды». Только вместо костра — свечи, а все остальное было на месте: и песни под гитару, и чай с бутербродами. Вот только бутерброды особые: на хлебе — кружок колбасы и порция повидла. Это фирменный «квантовский» бутерброд. Специально для корреспондентов показали презентацию, познакомили с историей стенгазеты. А после перекуса и песен «у свечей» редакция ринулась творить «Квант».

Наскальные ватманы

Минутное затишье перед началом творческого штурма... Выяснилось, что ни у кого нет идей по теме номера. Прошлый посвящали Дню космонавтики, а тут ни информповода, ни дня календаря в помощь. В ночь выхода нет темы номера! Впрочем, для студентов физмата это не было трагедией. Пока мы переживали за коллег-стенгазетовцев, кто-то уже бросил в кипяток десяток чайных пакетиков. Нет, не для тонуса мыслительного процесса, процесс уже вовсю шел. Заваренные пакетики стали кистями, и в пару минут белые листы ватмана приобрели серо-коричневый цвет. «Мы придумали, что темой номера станет наскальная живопись, — объяснила Надежда Бочкарева. — Фон готов, дело за мамонтом и материалами».

А Владислав Касымов тем временем нам втолковывал, как знак номера газеты трансформировался за годы издания. Изначально он был стилизован под обозначение одного фотона — кванта света. «Это одна длина волны, лямбда, — объяснял Владислав. — Но в какой-то период он перевернулся, и знак стал номером».

квант_Шишкоедов_DSC5120.jpg

Несмотря на поздний час, находила в себе силы общаться с корреспондентами, юморить и управлять процессом верстки газеты ее главный редактор Мария Горюнова: «На самом деле я тайно правлю этим ночным сообществом». «Все пользуются моей добротой и чрезмерной ответственностью, вот и выбирают меня второй год подряд главным редактором, — вздыхает Маша. — А если серьезно, то «Квант» — это не просто стенгазета, это место для общения, мы получаем удовольствие от идей, от работы, результата».

…Мы не выдержали ночь в вузе. Мы не дождались утра, когда наскальный «Квант» займет свое место на стене факультета. Но мы не сомневались, что очередной номер стенгазеты выйдет, как это и происходит вот уже 47 лет подряд.

Поделиться

Вчера | 15:11
На Южном Урале впервые проходит форум креативных индустрий

В регион приехали эксперты из креативного бизнеса, люди, чьи имена и бренды знает вся Россия.

Вчера | 11:47
В Челябинске больше детей смогут получать бесплатное питание

Список получателей этой меры соцподдержки дополнен по решению депутатов Челябинской городской Думы.

15.07.2022 | 11:58
Здесь, за линией фронта. Какую помощь Ясиноватая ждет от Южного Урала

Ясиноватая, Волноваха, Рубежное, Счастье, Каховка… Названия донбасских городов и сел звучат немного непривычно. Нет в них нарочитой урбанистики, пафосной мегаполисности с окончанием на -град и -бург. А есть своя мелодия звучания и произношения.

27.04.2022 | 10:23
«Южноуральская панорама» 27 апреля отмечает свое 25-летие

Газета, учредителем которой выступили правительство Челябинской области и региональный парламент, изначально задумывалась для публикации нормативно-правовых актов и постановлений государственной власти и прочих официальных документов. Неслучайно и вполне оправданно к одному из корпоративных календарей «Южноуральской панорамы» журналисты придумали слоган «Без нас нет закона». И это абсолютная правда, ведь без публикации в «ЮП» документы не имели юридической силы.

Новости   
Спецпроекты