Школы-лидеры Челябинской области помогут школам сел и деревень
Газета «Южноуральская панорама» продолжает серию круглых столов, приуроченных к 20-летию издания. На этот раз в пресс-центре медиахолдинга «Гранада Пресс» собрались представители школ Челябинской области, регионального министерства образования и науки, общественных организаций. Эксперты обсудили проблему неравенства, образовавшегося в системе образования между городскими и сельскими школами.
— Сельская школа России — это уникальное явление, о котором должны знать наши граждане. Их становится все меньше. Если в советское время было порядка 50 тысяч сельских школ по всей стране, то теперь — 23-25 тысяч, — рассказал Николай Махнев. — К сожалению, сами школы пока не умеют рассказывать о себе. К примеру, сельские школы Челябинской области оказались довольно инертны в этом плане. Мы, в свою очередь, хотим привлечь силы, которые могут помочь сельским школам. На наш взгляд, такими силами, кроме, естественно, органов государственной и муниципальной власти, могут выступить некоммерческие организации России и городские школы.
Ольга Костенко, директор Коелгинской средней общеобразовательной школы, рассказала о подобном опыте сотрудничества с челябинским лицеем № 31, специалисты которого проводили мастер-классы для коллег, работающих на селе. Своим опытом поделилась руководитель школы № 31 села Смородинка (Миасский городской округ) Ирина Хоруженко, которая начала сотрудничество с межрайонным советом директоров департамента образования Москвы. В мае этого года южноуральские школьники из села Смородинка приняли участие в «Адмиральских играх», которые организовывала московская школа № 1456 им. адмирала Кузнецова. Восьмиклассники впервые побывали в Москве и получили ценный опыт и яркие впечатления.
Александр Машуков, заведующий учебно-методическим центром проектирования инноваций Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, отметил, что региональный минобрнауки не первый год пытается наладить взаимодействие между сельскими и городскими школами. В частности, в 2016 году Челябинская область вступила в федеральную программу «Развитие образования», в рамках которой были определены школы, нуждающиеся в методической поддержке, и школы, способные эту поддержку оказать.
— Правда, в программе используется формулировка, с которой мы не согласны: «школы с низкими результатами обучения, находящиеся в социально неблагоприятных условиях». Это не совсем корректно. Для нас это школы, которые хотят получить поддержку, — пояснил Александр Машуков. — Помогать им будут 10 школ-лидеров: Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей, 4 школы Челябинска, 2 школы Магнитогорска, школа Миасса. Они будут работать на 10 муниципалитетов. На реализацию программы выделены 2,9 миллиона рублей из федерального бюджета и 2 миллиона рублей из областного.
Помимо перспектив взаимодействия городских и сельских школ участники круглого стола обсудили вопрос методики преподавания в самих сельских школах. Как сделать так, чтобы дети с малых лет приучались к сельскому труду, ценили свою малую родину, не хотели уезжать в большие города? Один из вариантов решений предложил Николай Махнев, который рассказал об опыте школ в Якутии, где на законодательном уровне закреплены так называемые агрошколы. Эти учебные заведения имеют право заниматься не только реализацией школьной программы, но и сельским хозяйством, агропроизводством, а полученную от своего труда продукцию направлять на свои нужды, а также нужды муниципальных и государственных учреждений. У школ Челябинской области такой возможности нет. Однако, по мнению участников круглого стола, разрешенная законом агрошкола может стать дополнительным стимулом для экономического развития сельских школ.
Еще один участник круглого стола, священник Александр Невзоров, настоятель храма Георгия Победоносца (село Губернское), высказался на тему круглого стола с точки зрения нравственной работы с молодежью. В своем выступлении он рассказал о международной трезвенной школе-слете, которая проходит каждый год в форме палаточного семейного лагеря и собирает более 1000 участников со всей России и из-за рубежа. В этом году мероприятия пройдут с 30 июня по 7 июля на берегу озера Увильды.
В заключение круглого стола главный редактор газеты «Южноуральская панорама» Андрей Трушников предложил организовать для школьников из села Смородинка и учащихся Коелгинской СОШ экскурсии в редакции газеты, медиахолдинге «Гранада Пресс», а также в ЗСО и правительстве Челябинской области.
— Это будет полезно не только сельским ученикам, но и нам, специалистам, работающим в городе, потому что у многих сегодня сформировалось искаженное представление о том, как и чем живут сельские школы, да и вообще провинция, — заключил Андрей Трушников. — Мы все еще думаем штампами. Особенно те, кто сталкивался с реалиями деревни в 90‑е годы. Но все изменилось. И мы должны об этом говорить.
Поделиться