Неформальный контроль. Сотрудник Уральского отделения РАН рассказал, что мешает развитию сельских школ Южного Урала
Мы продолжаем следить за ходом уникального проекта «Электронная энциклопедия сельских школ России», который был запущен в Челябинской области.
- Преодолеть инертность. Сельским школам России хотят помочь выйти из кризиса
- Николай Махнев: «Нужно мотивировать учащихся на принятие сельского образа жизни»
— В настоящее время власти многое делают для улучшения качества образования в сельской местности. Однако некоторые упущения все же имеют место быть, — считает эксперт. — На селе все еще сохраняется неформальный контроль за поведением членов этой общности. Кроме того, у жителей села не так много возможностей для получения разностороннего жизненного опыта. С другой стороны, если какие‑то возможности — жизненные или культурные — и появляются, то мало кто из селян ими пользуется. Уезжают же со своей малой родины жители сел, как правило, для того чтобы улучшить свое материальное состояние и жить в другой культурной среде.
Говоря о специфике сельских школ, Александр Горбушов отметил, что сельская школа по-прежнему играет значимую роль в развитии экологической культуры учащихся в отсутствии других источников информации. Однако этому мешает недостаточное развитие информатизации, компьютеризации и других видов обучения на селе. Зачастую в школах нет ни мультимедийных средств обучения, ни доступа в интернет, ни обновленных библиотек. Особой проблемой является несоответствие образовательных программ современным потребностям сельских школ.
— Пока эти и другие проблемы не будут решены, мы не сможем добиться сохранения и развития будущих поколений на селе, — заключает эксперт.
Вопросами обучения, образования, воспитания в средних и высших учебных заведениях Александр Горбушов занимается более 20 лет. С народной педагогикой он впервые познакомился в 1995 году студентом филологического факультета Уральского государственного университета (УрГУ) им. А.М. Горького, когда проходил фольклорную практику в деревне Конево Пригородного района Нижнего Тагила.
— Месяц я жил в сельском социуме и собирал материалы об этом уникальном слое нашего общества, — рассказывает Александр Горбушов. — Впоследствии я сам пошел по пути педагогики. С 2002 по 2003 год преподавал риторику, историю, географию, русский язык и литературу в школах станции Таватуй и рабочего поселка станции Аять Свердловской области. Параллельно был соискателем кафедры педагогики УрГУ и в 2004 году там же поступил в очную аспирантуру.
С 2005 по 2016 год Александр Горбушов работал в Институте по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук УрГУ. Участвовал в обсуждении проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Напомним, что национальный проект «Электронная энциклопедия сельских школ России» был разработан в Челябинской области как действенный механизм поддержки школ сел и деревень. На специально созданном сайте руководство любой сельской школы может разместить историческую справку о своем учебном учреждении, рассказать о становлении школы, ее культуре и традициях, директорах, выпускниках. Для каждой школы создается своя страничка, на которой можно размещать и официальные сведения о школе, и неофициальную, «живую», информацию: воспоминания, отзывы, фотографии, видеосюжеты, публикации о школе в СМИ.
— Подобная самопрезентация позволяет сельским школам заявить о себе, найти своих выпускников, которые могли бы принять участие в проектной деятельности и поддержать школу. Либо получить контакты городских школ, в том числе Москвы, которые готовы принять у себя коллег, поделиться своим опытом, методическими материалами, — пояснил руководитель проектов фонда поддержки образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны» Николай Махнев.
Поделиться