Валерий Тихонов: «Сельская школа может не только развивать село, но и стать культурно-образовательным центром»
![Валерий Тихонов: «Сельская школа может не только развивать село, но и стать культурно-образовательным центром» Валерий Тихонов: «Сельская школа может не только развивать село, но и стать культурно-образовательным центром»](/upload/resize_cache/iblock/a9a/740_485_2/a9a25196013e970c4b71ae3330210ace.jpg)
Реализация проекта «Электронная энциклопедия сельских школ России», которой занимается фонд поддержки образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны» (Миасс), уже дает значимые результаты.
![Тихонов-Валерий-директор-Центра-образования-№ 1858-Москвы.jpg Тихонов-Валерий-директор-Центра-образования-№ 1858-Москвы.jpg](/upload/medialibrary/3c8/3c800ace1e4e46a99e3e6aa26b75ffa4.jpg)
— Валерий Анатольевич, в чем принципиальное отличие современных школ на селе и в большом городе?
— Несмотря на единые образовательные стандарты, между сельскими и городскими школами существуют отличия по значимым параметрам — количеству учеников, кадровой и финансовой обеспеченности, мотивации к обучению. В московской школе ребенок более мобилен, имеет широкий круг общения и доступ к различному виду информации. Сельская школа интегрирована совсем в другую среду. Учащиеся там испытывают привязанность к более узкому кругу общения и самореализуются на примере родителей. При этом именно с сельской школой общество во все времена связывало такие понятия, как малая родина, домашний очаг, самобытность. Зачастую это единственный центр культуры в провинции, институт сохранения и развития традиций, местных ценностей. Несмотря на существенные отличия, федеральные государственные стандарты должны обеспечить единство образовательного пространства.
— Расскажите, пожалуйста, почему вы решили оказать поддержку сельским школам и что дает это сотрудничество?
— В рамках московского проекта «Сельская школа», которым занимается департамент образования города Москвы, мы реализуем новые формы взаимодействия между московскими и сельскими педагогами. Это сотрудничество показало нам, что сельская школа может не только развивать то место, где она находится, но и стать настоящим культурно-образовательным центром. Московские школы, в свою очередь, в рамках этого взаимодействия могут прогнозировать и проектировать социальные отношения между учителями и обучающимися. Мы считаем, что в этом процессе московские школы должны стать навигатором, который легко ориентируется в траектории формирования индивидуальных маршрутов.
— В какой форме осуществляется работа с сельскими школами?
— Все мероприятия проводятся в формате партнерских отношений. Основной акцент мы делаем на организацию совместного каникулярного отдыха и досуга учащихся в рамках экскурсионной, туристско-краеведческой деятельности и музейной педагогики. Также занимаемся организацией и реализацией совместных научно-исследовательских проектов. Также мы представляем новую модель повышения квалификации сельских учителей в рамках совместных научных форумов и конференций. Педагоги разных школ посещают нестандартные уроки и культурологические мероприятия, получают учебно-методическую и консультационную поддержку. К примеру, в Орешковской основной общеобразовательной школе Луховицкого района Московской области мы разработали сертификаты на посещение педагогами и обучающимися занятий в 3D-кабинете, хореографических классах, на школьном телевидении и в студии звукозаписи.
— Что вы ждете от взаимодействия с южноуральской школой?
— Надеемся, что сотрудничество со средней общеобразовательной школой № 31 поселка Смородинка Челябинской области, которая территориально намного дальше от нас, будет не менее плодотворно. Электронные ресурсы позволят нам проводить уроки, педсоветы, конференции и заседания управляющего совета в онлайн-режиме. Для практического осуществления данного проекта определены координаторы, в задачи которых входит согласование всего круга вопросов. Для нас принципиально важна интеграция образовательного потенциала сельской и городской школ по развитию культурных традиций и формированию образовательной потребности у родителей сельских детей. Именно это является фактором успешности образовательного учреждения.
Поделиться