Валерий Тихонов: «Сельская школа может не только развивать село, но и стать культурно-образовательным центром»

28 Июня 2017 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Ярослав Наумков
Валерий Тихонов: «Сельская школа может не только развивать село, но и стать культурно-образовательным центром»

Реализация проекта «Электронная энциклопедия сельских школ России», которой занимается фонд поддержки образования, культуры и спорта «Институт воспитания строителей страны» (Миасс), уже дает значимые результаты.

Один из них — сотрудничество московского Центра образования № 1858 со средней общеобразовательной Тихонов-Валерий-директор-Центра-образования-№ 1858-Москвы.jpgшколой № 31 поселка Смородинка (Челябинская область). Подробнее о проекте, а также о том, почему московские специалисты поддерживают сельские школы Челябинской области, рассказал директор Центра образования № 1858, председатель межрайонного совета директоров школ № 15 департамента образования города Москвы Валерий Тихонов.

— Валерий Анатольевич, в чем принципиальное отличие современных школ на селе и в большом городе?

— Несмотря на единые образовательные стандарты, между сельскими и городскими школами существуют отличия по значимым параметрам — количеству учеников, кадровой и финансовой обеспеченности, мотивации к обучению. В московской школе ребенок более мобилен, имеет широкий круг общения и доступ к различному виду информации. Сельская школа интегрирована  совсем в другую среду. Учащиеся там испытывают привязанность к более узкому кругу общения и самореализуются на примере родителей. При этом именно с сельской школой общество во все времена связывало такие понятия, как малая родина, домашний очаг, самобытность. Зачастую это единственный центр культуры в провинции, институт сохранения и развития традиций, местных ценностей. Несмотря на существенные отличия, федеральные государственные стандарты должны обеспечить единство образовательного пространства.

— Расскажите, пожалуйста, почему вы решили оказать поддержку сельским школам и что дает это сотрудничество?

— В рамках московского проекта «Сельская школа», которым занимается департамент образования города Москвы, мы реализуем новые формы взаимодействия между московскими и сельскими педагогами. Это сотрудничество показало нам, что сельская школа может не только развивать то место, где она находится, но и стать настоящим культурно-образовательным центром. Московские школы, в свою очередь, в рамках этого взаимодействия могут прогнозировать и проектировать социальные отношения между учителями и обучающимися. Мы считаем, что в этом процессе московские школы должны стать навигатором, который легко ориентируется в траектории формирования индивидуальных маршрутов.

— В какой форме осуществляется работа с сельскими школами?

— Все мероприятия проводятся в формате партнерских отношений. Основной акцент мы делаем на организацию совместного каникулярного отдыха и досуга учащихся в рамках экскурсионной, туристско-краеведческой деятельности и музейной педагогики. Также занимаемся организацией и реализацией совместных научно-исследовательских проектов. Также мы представляем новую модель повышения квалификации сельских учителей в рамках совместных научных форумов и конференций. Педагоги разных школ посещают нестандартные уроки и культурологические мероприятия, получают учебно-методическую и консультационную поддержку. К примеру, в Орешковской основной общеобразовательной школе Луховицкого района Московской области мы разработали сертификаты на посещение педагогами и обучающимися занятий в 3D-кабинете, хореографических классах, на школьном телевидении и в студии звукозаписи.

— Что вы ждете от взаимодействия с южноуральской школой?

— Надеемся, что сотрудничество со средней общеобразовательной школой № 31 поселка Смородинка Челябинской области, которая территориально намного дальше от нас, будет не менее плодотворно. Электронные ресурсы позволят нам проводить уроки, педсоветы, конференции и заседания управляющего совета в онлайн-режиме. Для практического осуществления данного проекта определены координаторы, в задачи которых входит согласование всего круга вопросов. Для нас принципиально важна интеграция образовательного потенциала сельской и городской школ по развитию культурных традиций и формированию образовательной потребности у родителей сельских детей. Именно это является фактором успешности образовательного учреждения.

17.10.2019 | 17:01
Экология в законе. В Челябинской области разработают «зеленый» стандарт

Как выработать правильный региональный экологический стандарт и как добиться его исполнения? Это стало главной темой заседания координационного совета при губернаторе по вопросам экологии под руководством председателя Общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество» Рашида Исмаилова.

17.10.2019 | 11:34
«Мягкие» бойцы. Челябинские омоновцы — о службе, спаррингах и психологии митингующих

Бойцы этого спецподразделения Росгвардии задерживают наркоторговцев и террористов, подавляют бунты в колониях, обеспечивают безопасность на массовых мероприятиях и протестных акциях. О службе, спаррингах и психологии митингующих корреспонденту «ЮП» рассказал заместитель командира челябинского ОМОНа по работе с личным составом, полковник полиции Сергей Минаев.

17.10.2019 | 17:37
Правда через смех. Почему огромное количество спектаклей ставится интернетом

За три года «Центр ненормативной лирики» стал в Челябинске местом сосредоточения современной драматургии, успешным независимым театральным проектом. Здесь не ругаются матом, несмотря на название. «Ненормативность» проявляется, скорее, в отходе от равнодушного восприятия современной жизни, сложной и порой абсурдной. Здесь пытаются понять, что происходит в мире и как в нем не потерять себя. ЦНЛ верен себе и поставленной задаче. В чем она, эта задача, заключается, мы спросили у создателя центра, актера Челябинского молодежного театра и режиссера Бориса Черева.

07.10.2019 | 15:02
Коллективное искусство. Чем удивит Молодежный театр в новом сезоне

За последние три года Молодежный театр изменился. Увидеть это можно, даже если вы не театрал. 

Новости   
Спецпроекты