Дилижанс из прошлого. 110 лет назад через Челябинск проходила грандиозная автомобильная гонка Пекин — Париж

19 Июля 2017 Автор: Геннадий Канинский Фото: из архива автора
Дилижанс из прошлого. 110 лет назад через Челябинск проходила грандиозная автомобильная гонка Пекин — Париж

Ровно 110 лет тому назад 28 июля 1907 года в Челябинск впервые въехали два 10-сильных французских автомобиля марки «Де Дион-Бутон».

Клячи на мольберте

Тем, кто интересуется историей Челябинска, хорошо известна картина замечательного русского художника Евгения Лансере «Челябинский дилижанс и старый цирк». В 1904 году во время путешествия на Дальний Восток, остановившись ненадолго в Челябинске, он счел необходимым запечатлеть все, что отметил глаз художника. Среди таких «достопримечательностей» оказались покосившийся челябинский цирк на Южной площади (ныне площадь Революции), копошащаяся возле полицейской будки свинья и «нечто» на колесах с кучером, которое тащат две клячи. «Нечто» на колесах, как следует из авторского названия, — городской дилижанс, то есть многоместная карета на конной тяге, сродни современному маршрутному такси. В то время такие повозки еще назвали омнибусами.

Примечательно, что этот объект был запечатлен и челябинским художником Игнатием Вандышевым на картине «Большая улица (ныне угол ул. Цвиллинга и Спартака) в дореволюционном Челябинске». Картина написана в 1947 году, когда на улицах города уже давно не было этого транспортного средства, но, отталкиваясь от личных воспоминаний, художник посчитал необходимым украсить городской пейзаж именно дилижансом.
 
Почтовые открытки с видами Челябинска в начале XX века тоже были весьма популярны и издавались громадными тиражами. В 1903 году московский издатель А.П. Ефимов выпустил такую серию фотооткрыток, которая пользовалась громадным спросом и многократно переиздавалась вплоть до 1918 года. И в этой серии городской дилижанс попал в число челябинских достопримечательностей. Повозка запечатлена на улице Уфимской (ныне Кировка) на фоне Торговых рядов купца Д.И. Стахеева.

Позднее начали издаваться стереоскопические открытки, и в 1913 году в московско-петербургском издательстве «Свет», специализировавшемся на подобных изоизданиях, в серии «Урал — Нижнее Поволжье» выходит открытка с этой челябинской достопримечательностью под названием «Сибирский дилижанс». Повозка запечатлена в непролазной грязи на улице Болотной в районе Александровской площади (ныне Алое Поле).

Возникает вопрос: почему непримечательное сооружение на колесах так заинтересовало художников и фотографов? Попробовал поискать изображения таких же повозок на фото других российских городов, но ничего подобного не нашел.

А-ля Бендер

Разгадка пришла с самой неожиданной стороны и связана с весьма интересным событием в истории города, говоря словами Остапа Бендера, с моментом, когда автомобильная сирена нарушила патриархальную тишину уездного Челябинска. То есть когда первый автомобиль проехал по его улицам.

К счастью, известен не только день и час, когда это произошло, но и марка машин и кто был за рулем. И был это не один автомобиль, а два, правда, неизвестно, какой из них прибыл в город первым. Впрочем, это не так важно: машины двигались одна за другой и пересекли границу города с разницей в несколько секунд.

Произошло это ровно 110 лет тому назад — 28 июля (15 июля по старому стилю) 1907 года между пятью и шестью часами вечера, когда в Челябинск по Сибирскому тракту со стороны Кургана въехали два 10-сильных французских автомобиля марки «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton). Машинами управляли французские автоспортсмены Жорж Кормье и Виктор Коллиньон. В составе экипажей были еще два механика и французский журналист Жан де Тайльс.
 
Все они были участниками грандиозной автомобильной гонки Пекин — Париж протяженностью почти 15 тысяч километров, которая в свое время наделала в мире много шума и преследовала цель достичь Парижа в рекордно короткие сроки и доказать, что новое транспортное средство —  автомобиль — является надежным и перспективным.

Гонка стартовала из Пекина 10 июня, и за полтора месяца две указанные машины добрались до Челябинска. Всего в Пекине на старт вышли пять экипажей, а до финиша в Париже доехали четыре. Победителем гонки стал князь Боргезе на 45-сильном автомобиле «Итала» (Itala), который Челябинск, кстати сказать, объехал стороной, поскольку следовал через Екатеринбург.

Дилижанс_основной_фото-из-архива-автора_5.jpg

Французские гонщики остановились в «Сибирских номерах», которые находились на улице Уфимской в доме Бабурина (ныне улица Кирова, 94), и предполагали пробыть в Челябинске три дня, но срочная телеграмма от командора гонки из Бирска «заставила поспешить их, и 16 июля в 7 часов утра они выехали из Челябинска, пробыв в нем 14 часов».

Примерно через неделю через Челябинск проехал еще один участник гонки — француз Шарль Годар на 15-сильном голландском автомобиле «Спайкер» (Spyker). Но этот гонщик сильно отстал из-за поломки магнето и, догоняя лидеров, промчался через город без остановки.

Эксклюзив местного разлива

Но вернемся к нашему дилижансу. По окончании гонки Жорж Кормье выпустил в Париже книгу с подробным описанием своих приключений во время этого беспрецедентного автомарафона и в том числе описал свое пребывание в нашем городе. Вот его слова: «В Челябинск, мы приехали в шесть часов вечера. Челябинск кажется тихим и сонным, грустным городом с широкими улицами и населением около сорока тысяч человек. Это уездный городок Оренбургской губернии, пункт следования для русских переселенцев в азиатскую часть Сибири.

В этом городе нет ничего примечательного, за исключением омнибусов, которые являются своего рода достопримечательностью, с которой я никогда не сталкивался раньше в моих путешествиях по свету.

Они состоят из чего-то вроде большого ящика, небрежно построенного из металлических листов и закрепленного на двух осях без рессор. Большие проемы на каждой стороне служат дверями, и есть два маленьких отверстия на верхней части для света. Трудно передать их цвет, нечистоплотность и неописуемое состояние ветхости.

Для нас Челябинск ознаменовал конец сибирских равнин и начало Урала.

В понедельник, 29 июля, сразу же после дозаправки мы отправились в направлении Миасса и Златоуста и поднялись на горную цепь».

Вот, оказывается, в чем дело! Такого простого и неказистого транспортного средства больше не было ни в одном населенном пункте обширной Российской империи, по меньшей мере, французским путешественникам, проехавшим всю страну с востока на запад, ничего подобного больше нигде на глаза не попалось. Стал понятен интерес к этому «эксклюзиву местного разлива» со стороны живописцев и фотографов.

Вместо царской кареты

О количестве городских дилижансов сохранилось мало сведений. Извозчики были довольно многочисленной группой и составляли примерно пять процентов общего населения. Всего в 1901 году городской управой было выдано извозчикам 570 «биржевых знаков». В 1904 году в городе уже насчитывалось 402 ломовых извозчика, 433 легковых, 10 дилижансов и омнибусов.

В своих воспоминаниях известный челябинский писатель начала прошлого века Александр Туркин отмечал, что из города на станцию Челябинск «такса для дилижанса — 5 копеек в один конец, для извозчика —  35 копеек. Таким образом, разница очевидна, и даже интеллигентная публика охотно садилась в эти дилижансы».

Сохранилась фотография, пожалуй, последнего челябинского дилижанса, относящаяся к концу 20-х годов прошлого века. По площади Революции (бывшей Южной) на фоне пока еще не до конца разрушенной Вознесенской церкви две изможденные клячи так же, как и на картине Лансере, угрюмо тащат громоздкий ящик на колесах, возможно, в последний раз… Настоящий расцвет общественного транспорта в Челябинске начался с учреждением регулярного автобусного движения. 13 сентября 1925 года первый автобус, подпрыгивая на челябинских ухабах, повез своих пассажиров по уже отработанному предшественником маршруту — из центра на вокзал.

Дилижанс_9.jpg

И последнее. Сегодняшняя попытка городских властей воспроизвести на территории пешеходной зоны Кировки историческую атмосферу была бы более убедительной и более познавательной для горожан, если бы вместо царской кареты, которая никакого отношения к истории города не имеет, был бы поставлен реконструированный челябинский дилижанс. Ведь это наша подлинная история…

Вчера | 16:14
На «Уралах» по Уралу. Алексей Текслер дал старт самому масштабному автопробегу Челябинской области

Алексей Текслер во второй раз прибыл в Миасс, чтобы открыть автопробег, посвященный 85-летию Челябинской области и 75-летию выпуска первого грузовика, который выехал из ворот автозавода «Урал».

11.07.2019 | 17:29
Школа без смартфона. Челябинским ученикам могут запретить пользоваться мобильными телефонами

У Роспотребнадзора есть месяц, чтобы продумать меры по ограничению использования телефонов в школах.

Новости   
Спецпроекты