Дилижанс из прошлого. 110 лет назад через Челябинск проходила грандиозная автомобильная гонка Пекин — Париж

19 Июля 2017 Автор: Геннадий Канинский Фото: из архива автора
Дилижанс из прошлого. 110 лет назад через Челябинск проходила грандиозная автомобильная гонка Пекин — Париж

Ровно 110 лет тому назад 28 июля 1907 года в Челябинск впервые въехали два 10-сильных французских автомобиля марки «Де Дион-Бутон».

Клячи на мольберте

Тем, кто интересуется историей Челябинска, хорошо известна картина замечательного русского художника Евгения Лансере «Челябинский дилижанс и старый цирк». В 1904 году во время путешествия на Дальний Восток, остановившись ненадолго в Челябинске, он счел необходимым запечатлеть все, что отметил глаз художника. Среди таких «достопримечательностей» оказались покосившийся челябинский цирк на Южной площади (ныне площадь Революции), копошащаяся возле полицейской будки свинья и «нечто» на колесах с кучером, которое тащат две клячи. «Нечто» на колесах, как следует из авторского названия, — городской дилижанс, то есть многоместная карета на конной тяге, сродни современному маршрутному такси. В то время такие повозки еще назвали омнибусами.

Примечательно, что этот объект был запечатлен и челябинским художником Игнатием Вандышевым на картине «Большая улица (ныне угол ул. Цвиллинга и Спартака) в дореволюционном Челябинске». Картина написана в 1947 году, когда на улицах города уже давно не было этого транспортного средства, но, отталкиваясь от личных воспоминаний, художник посчитал необходимым украсить городской пейзаж именно дилижансом.
 
Почтовые открытки с видами Челябинска в начале XX века тоже были весьма популярны и издавались громадными тиражами. В 1903 году московский издатель А.П. Ефимов выпустил такую серию фотооткрыток, которая пользовалась громадным спросом и многократно переиздавалась вплоть до 1918 года. И в этой серии городской дилижанс попал в число челябинских достопримечательностей. Повозка запечатлена на улице Уфимской (ныне Кировка) на фоне Торговых рядов купца Д.И. Стахеева.

Позднее начали издаваться стереоскопические открытки, и в 1913 году в московско-петербургском издательстве «Свет», специализировавшемся на подобных изоизданиях, в серии «Урал — Нижнее Поволжье» выходит открытка с этой челябинской достопримечательностью под названием «Сибирский дилижанс». Повозка запечатлена в непролазной грязи на улице Болотной в районе Александровской площади (ныне Алое Поле).

Возникает вопрос: почему непримечательное сооружение на колесах так заинтересовало художников и фотографов? Попробовал поискать изображения таких же повозок на фото других российских городов, но ничего подобного не нашел.

А-ля Бендер

Разгадка пришла с самой неожиданной стороны и связана с весьма интересным событием в истории города, говоря словами Остапа Бендера, с моментом, когда автомобильная сирена нарушила патриархальную тишину уездного Челябинска. То есть когда первый автомобиль проехал по его улицам.

К счастью, известен не только день и час, когда это произошло, но и марка машин и кто был за рулем. И был это не один автомобиль, а два, правда, неизвестно, какой из них прибыл в город первым. Впрочем, это не так важно: машины двигались одна за другой и пересекли границу города с разницей в несколько секунд.

Произошло это ровно 110 лет тому назад — 28 июля (15 июля по старому стилю) 1907 года между пятью и шестью часами вечера, когда в Челябинск по Сибирскому тракту со стороны Кургана въехали два 10-сильных французских автомобиля марки «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton). Машинами управляли французские автоспортсмены Жорж Кормье и Виктор Коллиньон. В составе экипажей были еще два механика и французский журналист Жан де Тайльс.
 
Все они были участниками грандиозной автомобильной гонки Пекин — Париж протяженностью почти 15 тысяч километров, которая в свое время наделала в мире много шума и преследовала цель достичь Парижа в рекордно короткие сроки и доказать, что новое транспортное средство —  автомобиль — является надежным и перспективным.

Гонка стартовала из Пекина 10 июня, и за полтора месяца две указанные машины добрались до Челябинска. Всего в Пекине на старт вышли пять экипажей, а до финиша в Париже доехали четыре. Победителем гонки стал князь Боргезе на 45-сильном автомобиле «Итала» (Itala), который Челябинск, кстати сказать, объехал стороной, поскольку следовал через Екатеринбург.

Дилижанс_основной_фото-из-архива-автора_5.jpg

Французские гонщики остановились в «Сибирских номерах», которые находились на улице Уфимской в доме Бабурина (ныне улица Кирова, 94), и предполагали пробыть в Челябинске три дня, но срочная телеграмма от командора гонки из Бирска «заставила поспешить их, и 16 июля в 7 часов утра они выехали из Челябинска, пробыв в нем 14 часов».

Примерно через неделю через Челябинск проехал еще один участник гонки — француз Шарль Годар на 15-сильном голландском автомобиле «Спайкер» (Spyker). Но этот гонщик сильно отстал из-за поломки магнето и, догоняя лидеров, промчался через город без остановки.

Эксклюзив местного разлива

Но вернемся к нашему дилижансу. По окончании гонки Жорж Кормье выпустил в Париже книгу с подробным описанием своих приключений во время этого беспрецедентного автомарафона и в том числе описал свое пребывание в нашем городе. Вот его слова: «В Челябинск, мы приехали в шесть часов вечера. Челябинск кажется тихим и сонным, грустным городом с широкими улицами и населением около сорока тысяч человек. Это уездный городок Оренбургской губернии, пункт следования для русских переселенцев в азиатскую часть Сибири.

В этом городе нет ничего примечательного, за исключением омнибусов, которые являются своего рода достопримечательностью, с которой я никогда не сталкивался раньше в моих путешествиях по свету.

Они состоят из чего-то вроде большого ящика, небрежно построенного из металлических листов и закрепленного на двух осях без рессор. Большие проемы на каждой стороне служат дверями, и есть два маленьких отверстия на верхней части для света. Трудно передать их цвет, нечистоплотность и неописуемое состояние ветхости.

Для нас Челябинск ознаменовал конец сибирских равнин и начало Урала.

В понедельник, 29 июля, сразу же после дозаправки мы отправились в направлении Миасса и Златоуста и поднялись на горную цепь».

Вот, оказывается, в чем дело! Такого простого и неказистого транспортного средства больше не было ни в одном населенном пункте обширной Российской империи, по меньшей мере, французским путешественникам, проехавшим всю страну с востока на запад, ничего подобного больше нигде на глаза не попалось. Стал понятен интерес к этому «эксклюзиву местного разлива» со стороны живописцев и фотографов.

Вместо царской кареты

О количестве городских дилижансов сохранилось мало сведений. Извозчики были довольно многочисленной группой и составляли примерно пять процентов общего населения. Всего в 1901 году городской управой было выдано извозчикам 570 «биржевых знаков». В 1904 году в городе уже насчитывалось 402 ломовых извозчика, 433 легковых, 10 дилижансов и омнибусов.

В своих воспоминаниях известный челябинский писатель начала прошлого века Александр Туркин отмечал, что из города на станцию Челябинск «такса для дилижанса — 5 копеек в один конец, для извозчика —  35 копеек. Таким образом, разница очевидна, и даже интеллигентная публика охотно садилась в эти дилижансы».

Сохранилась фотография, пожалуй, последнего челябинского дилижанса, относящаяся к концу 20-х годов прошлого века. По площади Революции (бывшей Южной) на фоне пока еще не до конца разрушенной Вознесенской церкви две изможденные клячи так же, как и на картине Лансере, угрюмо тащат громоздкий ящик на колесах, возможно, в последний раз… Настоящий расцвет общественного транспорта в Челябинске начался с учреждением регулярного автобусного движения. 13 сентября 1925 года первый автобус, подпрыгивая на челябинских ухабах, повез своих пассажиров по уже отработанному предшественником маршруту — из центра на вокзал.

Дилижанс_9.jpg

И последнее. Сегодняшняя попытка городских властей воспроизвести на территории пешеходной зоны Кировки историческую атмосферу была бы более убедительной и более познавательной для горожан, если бы вместо царской кареты, которая никакого отношения к истории города не имеет, был бы поставлен реконструированный челябинский дилижанс. Ведь это наша подлинная история…

Сегодня | 13:25
Как городок МВД стал ровесником Челябинской области

Ровно 85 лет назад, 17 января 1934 года, вышло постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), имевшее специальное название «О разделении Уральской области». Этот исторический документ можно считать официальным свидетельством о рождении нашего региона.

Вчера | 14:59
Разобрать до второго этажа. В Магнитогорске дом после взрыва газа проверят на прочность

После проведения спасательной операции и разбора завалов в доме № 164 на проспекте Карла Маркса специалистам предстоит аккуратно демонтировать разрушенные подъезды и разделить дом на два самостоятельных здания. Для подробного обсуждения дальнейших действий и утверждения плана работ в Магнитогорск прибыл федеральный министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев.

Новости   
Спецпроекты