Постучитесь, откроют! Где сельским школам найти деньги на развитие?
«Я уверен, что, если я спрошу директоров сельских школ в Челябинской области о том, взаимодействовали ли они когда‑нибудь с некоммерческими организациями, положительных ответов будут единицы».
— При этом очевидно, — продолжает Николай Махнев, — что для привлечения дополнительных ресурсов от НКО школам нужно участвовать в конкурсах, предлагать проекты, то есть заявлять о себе и своей деятельности.
Этот вопрос в том числе обсуждался в рамках круглого стола, на который были приглашены руководители сельских школ Челябинской, Свердловской областей и Башкортостана. Николай Махнев рассказал гостям об одном из проектов фонда «Институт воспитания строителей страны» — «Общая дорога». Он реализуется на средства президентского гранта, полученного от фонда «Покров» (вот и пример сотрудничества с НКО), и направлен на решение социально-экономических вопросов развития сельских школ при участии НКО, помощь жителям села.
К дискуссии также были приглашены директора школ из Москвы — представители Молодежной ассоциации руководителей образовательных организаций (МАРОО). Поделиться опытом с коллегами приехали Павел Северинец (школа с углубленным изучением математики, информатики и физики № 444), Виктор Донской (школа № 2031), Вера Нилова (школа № 1631 им. Героя Советского Союза В.П. Кислякова). Они рассказали о тех образовательных технологиях и управленческих приемах, которые успешно могут быть использованы не только в столичных школах и детсадах. И добавили: именно «человеческий фактор», а не только финансовые трудности в большей степени тормозят развитие школ на селе и не дают им развиваться.
Небольшой опрос южноуральских директоров выявил другую «боль»: директора сельских школ главными проблемами считают нехватку рабочих мест, молодых специалистов и учеников.
— Из-за низкой рождаемости у нас не хватает учеников, — рассказывает директор школы № 14 села Кочкарь Пластовского района Анастасия Ишмухаметова. — Сейчас к нам приезжают 70 учеников из нескольких сел и деревень. И это еще хорошо, потому что года четыре назад учащихся было и вовсе 40. Может, молодежь стала более позитивно относиться к селу. Молодые люди действительно стали чаще возвращаться, строиться здесь. Но рабочих мест больше не стало, и в целом ситуация не сильно изменилась.
Какие способы решения проблем, с которыми сталкиваются сельские школы, предложили представители МАРОО, читайте в следующих материалах «ЮП».
Поделиться