Бунт на публику. Как несистемная оппозиция пыталась показать революционную ситуацию в Челябинске

12 Сентября 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Бунт на публику. Как несистемная оппозиция пыталась показать революционную ситуацию в Челябинске


Минувшие выходные отметились по стране акциями несистемной оппозиции. По ощущениям экспертов и наблюдателей, в большинстве городов оппозиция сделала все возможное, чтобы эти акции не были согласованы с властями. Получая отказ муниципалитетов в проведении митингов и шествий, оппозиция тут же призывала своих сторонников выходить на несанкционированные акции, тем самым провоцируя власти применять силу против нарушающих законы протестующих.

Челябинск не остался в стороне от этих политических процессов. 9 сентября на главную пешеходную улицу города — Кировку на несанкционированную акцию вышли сторонники Навального. Они рассчитывали пройтись шествием по центру города, однако незаконное действо оппозиции достаточно аккуратно, но тем не менее эффективно пресекли полицейские. Однако даже несостоявшаяся акция поднимает достаточно большое количество вопросов.

Современный уличный политический процесс во многом близок к мифотворчеству. В мире, где любой информационный чих мгновенно разносит свои бациллы через интернет на огромное количество компьютеров, смартфонов и иных гаджетов, важно не само событие, а его картинка. Этому правилу оппозиция научилась уже давно. Кто-то даже уверен, что обучали ее этому целенаправленно и системно на протяжении нескольких лет, подпитывая образовательный порыв грантами всяких зарубежных фондов.

Но мы сейчас не о том, кто за что и кому платит. Мы о технологиях. И в технологиях организации уличных протестов одним из важных пунктов является категория справедливости действий властей. Разберем в этой части челябинскую ситуацию, тем более она как под копирку показывает общероссийские реалии.

Чтобы призвать людей выступить против закона, нужен повод. А ведь проведение несанкционированной политической акции — это как раз и есть то самое выступление против закона. По сути, оппозиция, требующая от властей быть максимально щепетильными в вопросе законности, призывает людей плюнуть на нее.

Поводом к такому призыву, как правило, используют объяснение, что власть поступает несправедливо к протестующим. К примеру, в Челябинске было заявлено, что муниципалитет несправедливо отказал оппозиции в согласовании политической акции, а потому можно игнорировать отказ. Именно вокруг этого логического ряда и поднимали людей на сопротивление властям. Но здесь приходится очень сильно шуметь, чтобы прикрыть реальную историю. А она не совсем такова, как ее показывают представители несистемной оппозиции.

А запрета-то не было

Миф первый: «акцию оппозиции власти запретили». На самом же деле отказывать в проведении протестной акции 9 сентября никто и не планировал. Напомним: любители уличных протестов обратились в администрацию областного центра за разрешением провести шествие по Кировке. Муниципалитет, принимая во внимание, что в эти дни во всем Челябинске и, в частности, на его главной пешеходной улице проходило огромное количество мероприятий, посвященных Дню города, предлагает оппозиционерам для выражения своего протеста другую площадку.

Причины такого решения властей, к слову, вполне очевидны, и в нем политические мотивы, по сути, не играют никакой роли. Чтобы понять это, просто поставьте себя на место специалистов, отвечающих за безопасность. День города традиционно выплескивает на улицу массу народа. Основная его часть даже без проведения каких-то мероприятий в выходные дни концентрируется именно на главной пешеходной улице города. Но, мы напомним, 9 сентября в Челябинске продолжаются традиционные праздничные мероприятия, на той же Кировке в это время проходит книжный фестиваль, действуют сценические площадки, собирающие вокруг себя огромную массу зрителей и участников. Среди них много детей.

В таких условиях политическое шествие многократно добавляет риски для безопасности людей. Протест, каким бы мирным он ни задумывался, это всегда в определенной мере агрессивная среда. Если что-то намеренно или случайно в такой среде воспламенится, при наличии рядом огромной массы обычных отдыхающих это может привести к настоящей катастрофе.

Именно поэтому челябинские власти отказывают оппозиции в проведении шествия на Кировке, предлагая им для выражения своей позиции другую площадку. Именно поэтому прокуратура подтверждает законность такого решения властей и просит организаторов воздержаться от несанкционированных акций. Так что никакого несправедливого запрета акции со стороны властей не было. И когда оппозиция об этом шумела, она, по сути, вводила людей в заблуждение.

Что касается предложенной властями площадки, от которой отмахнулась оппозиция. Во-первых, она располагалась отнюдь не на задворках мегаполиса, как это подсвечивали отдельные личности. Сквер у ДК им. Колющенко находится практически в самом центре города (на машине от него до той же площади Революции поездка займет минуты три-четыре, не больше, да и пешком добежать не составляет особого труда). Мимо него проходит одна из ведущих городских артерий, поэтому его транспортная доступность максимальная. Кроме того, для оппозиции «Колющенко» не terra incognita, это место традиционно выделяется для проведения политических и общественных акций. Здесь то и дело проводят свои митинги и протестующие политики, и протестующие экологи, и иные общественники. Место прикормленное, людским вниманием не обделенное.

Но, судя по всему, для оппозиции нужно было не удобное место для акции, а отказ в ее проведении. И то, что, скорее всего, планировали изначально, они и получили.

Из зевак в революционеры

Миф второй: «массовость мероприятия». Для его появления и нужна была именно Кировка и именно во время празднования Дня города. Простая математика.

По данным организаторов различных праздничных акций на Кировке, проходящих в этот день, каждая сцена здесь собирала вокруг себя от сотни до пяти сотен зрителей. Кроме того сотни челябинцев и гостей города в это время просто прогуливались по улице, сидели в кафе, на скамейках. Если пройти сквозь весь этот народ даже совсем немногочисленному строю протестующих при правильной постановке кадра можно получить фотографию с большим количеством людей. Такое фото и самомнение организаторам протестных акций подогреет, и для отчета тем, кто эти акции финансирует, подойдет.

То, что полиция смогла блокировать шествие оппозиционеров, сыграло с их мифом о массовости злую шутку. Даже особенно старательные инстаграмщики не смогли выбрать удачного ракурса, чтобы показать, что на акцию собралось много людей. По данным, которые опубликовали СМИ и озвучивали правоохранительные органы, на Кировку 9 сентября пришло не более 30 активных протестующих и еще несколько десятков достаточно пассивно сочувствующих. За оцеплением было много зрителей, но на кадрах отлично видно, что это были именно зеваки, привлеченные эффектным видом сотрудников спецподразделений полиции, прибывших на место.

Но даже тридцаточка оппозиционеров, огороженных полицией от массы отдыхающих людей на Кировке, на фото для отчета выглядит «внушительнее», чем то же количество стоящих на просторной площадке сквера имени Колющенко. Повторимся: именно для этого нужна была Кировка в праздничный день. А то, что там будут в эти дни праздники, знали все намного заранее. День города в Челябинске уже несколько десятков лет проходит в это время.

Не жестокие «космонавты»

Миф третий: «жестокость разгона акции». Этот миф запускается, как правило, после проведения политического действа, но готовится его сценарий заранее. В Челябинске попытка реализации этого сценария 9 сентября также имела место быть.

Во-первых, читателям стоит напомнить, что действия полиции против проведения несанкционированной акции были вполне законными. В любой стране мира, где государственные институты — это не пустой звук, в подобных ситуациях полиция обязана предпринять все, чтобы пресечь нарушение закона.

Однако «разгоном» действия челябинской полиции назвать сложно. Блокирование — да, но никак не разгон. Прибывшие на Кировку полицейские просто перекрыли дорогу собравшимся оппозиционерам и не дали им пройти шествием по многолюдной улице. Несколько особенно эмоциональных и несдержанных участников акции было задержано. В Челябинске, в отличие от Питера и Екатеринбурга, где во время несанкционированных акций задержали сотни человек, таких были единицы. По заявлению ГУВД их доставили в участки для составления протоколов об административном правонарушении и отпустили домой. Таким образом, полиция никого сапогами не топтала, резиновыми палками не забивала.

Однако, если вы погрузитесь в океаны соцсетей, вы увидите массу причитаний по поводу жестокости полицейских. То якобы кого-то протащили лицом по асфальту, то на подростка замахнулись. То, что нет доказательств жестокости, нет обращений в больницы города с полученными травмами, никого особенно не волнует. Достаточно выложить в сеть фото с полицейским в серьезной экипировке, обозвать его за закрытый шлем «космонавтом» на страже преступного режима, и вот миф о жестокости уже слеплен. Опять же и для отчета будет полезно.

Что мы имеем в итоге? А в итоге Челябинск достаточно спокойно пережил еще одну попытку создания «революционной ситуации». Однако было бы опрометчиво считать, что она последняя, ведь желающие играть и зарабатывать очки и деньги на уличной политике никуда не делись, они лишь немного расстроились из-за того, что «бунт на публику» пошел не по их сценарию.

Поделиться

21.04.2024 | 17:09
Какие перспективы у парламентских партий на Южном Урале

Итоги выборов президента России оказались беспрецедентными и могут оказать сильное влияние на расстановку политических сил в стране и единый день голосования в сентябре.

19.04.2024 | 12:36
В Челябинске состоялись публичные слушания по проекту устава города

Число депутатов в областном центре сведено к минимуму.

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты