Будут ли выдавливать маршрутки с улиц Челябинска

13 Февраля 2019 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Будут ли выдавливать маршрутки с улиц Челябинска


Развитие системы общественного транспорта в любой территории всегда вопрос политический, особенно это так в миллионном городе. Перемещаться из точки А в точку В жители хотят в удобное для них время и, насколько это возможно, в комфортных условиях. Кроме всего прочего, это перемещение накапливает вокруг себя еще массу вопросов, влияющих на жизнь горожан.

Поэтому неудивительно, что вопросам развития общественного транспорта в том же Челябинске и дискуссиям вокруг него уделяют пристальное внимание и власть, и оппозиция. На минувшей неделе сразу несколько политиков посчитали нужным сделать заявления по поводу. Не осталась в стороне от этой темы и дискуссионная площадка медиахолдинга «Гранада Пресс», традиционно проводимая в челябинском сигарном клубе Aroma de Cuba.

  Линия разлома

  Основная острота вопроса в этой дискуссии была сосредоточена вокруг такого явления на дорогах города, как маршрутки. К слову, специалисты, серьезно занимающиеся этим вопросом, от такой формулировки отмахиваются, справедливо указывая, что в ней не отражена суть этого вида транспорта. Правильно называть курсирующие между остановками всякого рода «газели», «форды» и «пазики» автобусами малой и средней вместимости. Но мы все-таки исключительно из желания быть ближе к народным формулировкам в данной статье продолжим их величать маршрутками.

  Почему же именно данный вид транспорта сегодня часто становится точкой, в которой начинает периодически трясти в спорах и чиновников, и политиков, и обычных граждан? Скорее всего, причина этого в неоднозначном их влиянии и на экономику, и на логистику, и на безопасность движения, и даже на экологию большого города. Люди в вопросе надобности маршруток, как правило, занимают противоположные позиции — от «куда же без них» до «пропади они пропадом».

  Этот разлом, к примеру, четко показал опрос, который неделю назад провели в социальных сетях среди своих читателей журналисты сайта «ЧелябинскСегодня». Как пишет издание, «в Facebook перевес между двумя противоположными вариантами был минимальный: 51 % были уверены, что в Челябинске не случится транспортного коллапса, даже если маршрутки разом исчезнут, а еще 49 % засомневались в позитивном исходе… В «ВКонтакте» на вопрос, справится ли город без маршрутных такси, 58 % посетителей заявили, что челябинцам придется туго, если лишить их этого вида транспорта… В Telegram 80 % набрал вариант ответа против этого вида транспорта».

  Однако среди специалистов-транспортников желающих видеть проблему в черно-белом варианте немного.

 Николай-Горяев-доцент-кафедры-автомобильного-транспорта-ЮУрГУ_DSC3934.jpg «На сегодняшний день две трети общественного транспорта в Челябинске занимают именно маршрутки, как называют их на бытовом уровне, — говорит Николай Горяев, доцент кафедры автомобильного транспорта ЮУрГУ, кандидат технических наук. — А стало быть, в нашем городе очень большое количество жителей голосуют своим рублем за этот вид общественного транспорта».

  В ГИБДД, подтверждая эту мысль, дают справку, что на сегодняшний день в Челябинске работают более 5000 маршрутных транспортных средств малой вместимости.

  Быстро, но небезопасно

  Однако эксперты отмечают, что голосование рублем со стороны населения в пользу маршруток зачастую носит вынужденный характер. Люди выбирают этот вид транспорта из-за его большей доступности, а не по причине комфортности и тем более безопасности. К слову, именно безопасность — одно из слабых мест малых автобусов, так считают как пассажиры, так и другие участники движения на дорогах Челябинска. В определенной части с этим согласны и специалисты, замечая, что, как правило, виновата в этом не техника, а люди.

  «В Питере, если водитель работал в маршрутном такси, его уже в муниципальный транспорт не берут, — комментирует Николай Горяев. — Считается, что его психология поведения на дороге несколько деформирована».

  Но, если верить статистике, в этой части в областном центре в последнее время ситуация начала выправляться.

  Виталий-Липовцев,-начальник-отделения-ГИБДД-в-городе-Челябинске_DSC4037.jpg«В 2018 году в Челябинске впервые за пять лет произошло снижение аварийности на пассажирском транспорте, — говорит Виталий Липовцев, начальник отделения ГИБДД в городе Челябинске. — Всего в прошлом году было зарегистрировано 105 подобных ДТП с пострадавшими, тогда как в 2017 году их было 125».

  Правда, надо отметить, что это учетная аварийность, в которую включаются лишь ДТП с пострадавшими и погибшими. Относительно того, наблюдается ли в целом снижение ДТП с участием автобусов, маршруток и иного пассажирского транспорта, статистика молчит.

  Ситуацию с безопасностью в среде маршруток также портят и нелегалы, которых на рынке немало. Они нарушают все мыслимые и немыслимые нормы и правила. На вопрос, как с ними эффективно бороться, эксперты лишь разводят руками. Возможно, навести порядок с нелегальными маршрутчиками можно, лишь если все надзорные органы соберут свои усилия по борьбе с ними в единый кулак. Эффект будет более очевиден, если пойманного нелегала одномоментно прижмут и полицейские, и налоговики, и муниципальные чиновники.

  За чей счет банкет?

  Сегодня в глазах обывателя рынок пассажирских перевозок в Челябинске серьезно «замаршрутен». Однако так было не всегда.

  Александр-Мельников-политолог_DSC4018.jpg«Процесс закрепления маршруток на дорогах нашего города вначале происходил стихийно, а потом эволюционно, — считает политолог Александр Мельников. — Была определенная система общественного транспорта до начала нулевых, в которой так называемых маршруток не было. Но впоследствии они зашли в определенную нишу и с точки зрения создавшейся транспортной системы предоставили горожанам иной уровень сервиса. В частности, маршрутчики стали ездить там, где в принципе не ходил традиционный общественный транспорт».

  Дмитрий-Довженко-депутат-гордумы_DSC3860.jpgС ним согласен и депутат Челябинской городской думы Дмитрий Довженко: «Изначально бизнес начал действительно занимать те ниши, где не было муниципального общественного транспорта. Это были деревни вокруг Челябинска, куда никто доселе не ходил, новые микрорайоны города... Но в какой-то момент маршрутки начали вытеснять с рынка другие виды транспорта, в том числе и магистральный».

  Но в скором будущем ситуация может начать меняться. Подправить ее способны новые правила, которые начнут работать уже этой весной. Если раньше должны были лицензироваться те, кто работает лишь на регулярных маршрутах, то с марта лицензию должны будут иметь все.

  «Это может привести к некоторому оттоку игроков с рынка, — считает Николай Горяев. — Кроме того, данное изменение может подтолкнуть некоторых к отказу от автобусов малой вместимости, ведь небольшое переоборудование легко переводит маршрутку из ранга автобуса в разряд обычного автомобиля».

  Есть еще один момент, который просят учитывать наши эксперты, — требования к перевозке пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Судя по всему, они со временем будут все более ужесточаться, и это также принесет определенные изменения на этом рынке. Ведь в автобусах малой вместимости технические решения для выполнения этих задач практически не применяются, ибо это делает такой транспорт экономически неэффективным.

  А вот современные низкопольные автобусы для выполнения этого и многих других требований отлично подходят. И, как известно, губернатор Борис Дубровский инициировал для Челябинска покупку нескольких сотен автобусов, которые не только отвечают требованиям безопасности, комфорта, но и используют экологически чистый вид топлива. Такое вливание в челябинский транспорт однозначно подвинет маршрутки с улиц города. Однако полностью уйти с рынка пассажирских перевозок Челябинска им вряд ли кто-то даст. Так как это не менее экономически нецелесообразно, как и их засилье.

  «Конечно, маршрутки как вид пассажирского общественного транспорта имеют право на существование, — говорит Николай Горяев. — Маршруты в городе очень разные. Есть магистральные направления, на которых большой пассажиропоток. Есть направления с маленьким пассажиропотоком, и попытка поставить на них большие автобусы приведет к тому, что между ними образуется гигантский интервал. Мое мнение, как специалиста, в том, что вместимость автобуса должна соответствовать пассажиропотоку, а он везде разный».

  Есть еще одно рассуждение, заставляющее более трезво взглянуть на развитие системы общественного транспорта.

  «В моем представлении выстроить идеальную модель в системе общественного транспорта можно, только ответив на один простой вопрос: за чей счет банкет? — отмечает Александр Мельников. — Либо за счет бюджета, и государство в таком случае выражает готовность серьезно вложиться и в развитие инфраструктуры, и в обновление транспортного состава, в поддержание социально ориентированной ценовой политики. Либо за счет населения или бизнеса. Остается вопрос: кто готов сегодня идти на эти траты?»

 Впрочем, как будут решать транспортный вопрос в Челябинске, мы узнаем уже достаточно скоро. Это будет зависеть и от того, чья программа развития города, предложенная кандидатами на пост главы администрации, будет одобрена депутатами.

16.03.2019 | 12:45
Челябинские финалисты знают, сколько лидеров надо России

В эти дни в Сочи будут объявлены имена победителей Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры России». Среди 300 его финалистов есть и наш земляк, руководитель службы экономики и финансов ЮУЖД Виктор Гневашев.

13.03.2019 | 12:21
Кто из избирателей определит выборы в Челябинской области в этом году

Для любого политика, которому предстоит пройти через горнило выборов, очень важно знать, кто же он, его избиратель. Конечно, иметь доскональные знания о человеке даже в век поголовной цифровизации невозможно, но и общие мазки на картине разглядеть не помешает. Вдаваться в социологию каждой отдельной территории, где в регионе в этом году будут проходить выборы, мы не станем. Рассмотрим, как говорится, в общем и целом.

13.03.2019 | 12:21
Кто из избирателей определит выборы в Челябинской области в этом году

Для любого политика, которому предстоит пройти через горнило выборов, очень важно знать, кто же он, его избиратель. Конечно, иметь доскональные знания о человеке даже в век поголовной цифровизации невозможно, но и общие мазки на картине разглядеть не помешает. Вдаваться в социологию каждой отдельной территории, где в регионе в этом году будут проходить выборы, мы не станем. Рассмотрим, как говорится, в общем и целом.

27.02.2019 | 14:49
Почему послание Путина так сильно было заточено на проблемы Челябинской области

Вполне нормально, что любой регион пытается натянуть федеральную повестку, как рубашку на свое тело. Этот как раз один из показателей эффективности и адекватности региональной власти. Однако послание президента Путина, прозвучавшее на прошлой неделе, имело не только косвенный отсыл к проблематике Челябинской области. Многое из сказанного президентом было прямиком адресовано Южному Уралу. Попробуем разобраться почему.

Новости   
Спецпроекты