Усиление города. К чему должны привести политические перемены в Челябинске

16 Ноября 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Усиление города. К чему должны привести политические перемены в Челябинске


Итак, Евгений Тефтелев ушел в отставку. Через несколько дней челябинцы узнают имя нового градоначальника, который пока с приставкой врио попытается подстегнуть развитие областного центра.

Причин, почему Евгений Тефтелев был отправлен в отставку, сейчас эксперты будут называть множество. И будут они подчас противоположные. Кто-то будет кивать, что Тефтелева мог подкосить, например, мусорный кризис, кто-то покачает головой и скажет, что бывший глава Челябинска, при котором начали строить школы и больницы, реконструировать парки и освобождать мегаполис от нелегальных ларьков и рекламы, пойдет на повышение.

Мы политическим гаданием заниматься не будем, потому что сейчас намного интереснее не судьба одного конкретного человека, а то, какие дополнительные перспективы появляются у миллионного Челябинска. Конечно, в этом вопросе мы тоже будем в определенной степени гадать, обращая внимания на сигналы, идущие как со стороны самих жителей Челябинска, так и из высоких правительственных кабинетов на Цвиллинга.

Курс на диалог

Для начала разберем сигналы, которые послал будущему челябинскому градоначальнику губернатор области Борис Дубровский в тот момент, когда в минувший четверг лично анонсировал отставку Евгения Тефтелева.

Главный сигнал от главы региона, на наш взгляд, был обращен отнюдь не на хозяйственные вопросы. От будущего руководителя Челябинска явно ждут выстраивания более конструктивного диалога с горожанами. «Быть в постоянном диалоге с жителями», «быть открытым для людей», «реагировать на наказы» — это лишь немногие цитаты из достаточно краткого выступления Бориса Дубровского, посвященного вопросу, какими качествами должен обладать будущий мэр областного центра.

Градоначальнику, решая эту задачу, легко не будет. Просто открытием настежь дверей кабинета или же регулярными выходами в народ, как показывает предыдущий опыт, диалог выстроить не всегда получается. Предыдущие мэры Челябинска в своем большинстве также на клюшку от людей не закрывались, однако отношения с активной частью горожан у всех были небезоблачные. Рискнем предположить, что будущему челябинскому главе и его команде, используя позитивный опыт прошлого, в то же время придется искать новые формы выстраивания диалога с жителями города. Так, к примеру, напрашивается необходимость усиления работы мэрии в интернете и социальных сетях, ее более активное взаимодействие не только с формальными, но и с неформальными объединениями активных горожан. Мэрии необходимо создавать дебат-команды принципиально иного качества. Городская власть должна научиться не только разрабатывать и внедрять конкретные концепции развития города, но и публично доказывать городскому сообществу их состоятельность и целесообразность.

При этом следует помнить, что жители города не однородный комок глины. Это более миллиона людей, у которых подчас кардинально противоположные взгляды не только на развитие целого города, им нередко бывает даже сложно договориться друг с другом о том, как должен выглядеть их двор. Но эта пестрота взглядов не должна городскую власть смущать и пугать, она обязана в любой, даже самой запутанной ситуации найти ниточку, которая приведет к общественному консенсусу. Для этого ей придется научиться различным языкам коммуникации. С челябинцами пожилого возраста (а в областном центре на сегодняшний день проживает более 237 тысяч людей старше 60 лет) с присущим им консерватизмом разговор будет одним. С молодежью (а в Челябинске живет чуть менее 300 тысяч жителей от 20 до 35 лет), которым хочется быстрых и радикальных изменений, нужно говорить на понятном им языке. А ведь челябинцы различны не только по возрасту. Среди нас есть умеющие рисковать предприниматели и умеющие гнуть свою линию рабочие. Среди нас есть приверженцы исторической архитектуры и почитатели хайтека. Среди нас есть автолюбители и закоренелые пешеходы… Среди нас еще много кого, и поэтому нам так сложно приходить к одному знаменателю. Сложно, но нужно. И городская власть в этом процессе однозначно должна становиться мостиком, а не оврагом между горожанами.

Борис Дубровский недвусмысленно потребовал от будущего градоначальника этот мостик построить.

усиление_внутрь-текста_Шишкоедов_DSC0655.jpg
«Между муниципальной властью и горожанами не должно быть заборов»

Задачи разного уровня


Перед челябинским градоначальником, естественно, будет стоять масса хозяйственных задач.

Одна из них — активное развитие общественного транспорта. Сегодня движение в этом вопросе диктуется уже не только экономической целесообразностью (сколь долго еще челябинский муниципальный транспорт будет прозябать в убыточном состоянии), сейчас это ярко выраженный запрос со стороны большинства горожан. Челябинцы требуют быстрого и вместе с тем комфортного и безопасного пассажирского транспорта. Время разбитых маршруток и замерзающих троллейбусов должно остаться в прошлом. И чем быстрее это произойдет, тем лучше, потому что на решении этого вопроса завязано то, насколько эффективно будут решены многие другие.

Так, например, без перехода городского общественного транспорта на новый уровень Челябинску вряд ли решить задачу транспортной разгрузки даже центра города. Мы будем обречены торчать в пробках, перепрыгивать через припаркованные на газонах и детских площадках автомобили, мы будем задыхаться от выхлопов огромного количества личного автотранспорта (30 % загрязнения атмосферы Челябинска «дарят» нам именно автомобили). Появление комфортного, экологически безопасного и четко работающего общественного транспорта — один из важнейших шагов на пути решения этой задачи.

Будущему главе города необходимо будет продолжить работу по наведению лоска на улицах города. В небытие должны уйти удручающие паутины рекламных растяжек, должны обновиться фасады, осовремениться остановки общественного транспорта… Отдельную серьезную работу необходимо проводить по озеленению города. Сегодняшние жители Челябинска требуют не только цветущие клумбы, но хотят максимально осторожного и учтивого обращения с зелеными легкими мегаполиса. К примеру, жителям не нравится варварская обрезка деревьев, и власти необходимо, не боясь привлекать ученых и общественных активистов, разработать и применить в городе новые подходы в «зеленом» вопросе.

Будущий глава города должен найти консенсус между старой и новой архитектурой Челябинска. Сохранить из исторических построек все, что важно, нужно и возможно сохранить. Требовать от новых архитектурных решений не только нетривиальности, но и гармоничности со сложившимся за столетия обликом города.

Задач много: дороги и дворы, скверы и парки, детсады и школы, больницы и стадионы… Есть задачи относительно небольшие и привычные, а есть глобальные и нестандартные. Градоначальник должен думать, как областному центру ровно, без потрясений пройти очередной зимний сезон и как подготовиться и провести на самом высоком уровне такие знаковые международные мероприятия, как саммиты ШОС и БРИКС... Градоначальник должен решать проблемы расселения людей из ветхоаварийного жилья и создания социальной инфраструктуры в новых микрорайонах города… Задач много, необходимо продолжить их решать, получив новый импульс в виде прихода в городское управление новой команды.

Поделиться

24.03.2024 | 13:42
Президентские выборы показали консолидацию общества

Пресс-центр «Гранада Пресс» провел «Экспертный клуб» на тему «Выборы президента-2024: о чем говорят результаты».

21.03.2024 | 09:52
Эксперты оценили результаты выборов президента на Южном Урале

Явка на президентских выборах на Южном Урале стала рекордной.

30.04.2020 | 15:53
Какой опыт вынесла Челябинская область из месяца в режиме самоизоляции

В рамках проекта «Экспертный клуб — Челябинск» прошла заочная дискуссия о том, какие проблемы выявила нынешняя нестандартная ситуация, в которой оказалась страна в целом и наш регион в частности.

04.03.2020 | 12:29
Владимир Мякуш рассказал о «кухне», где готовились поправки к Конституции России

Почему поправки в Основной Закон страны можно назвать прививкой власти от рисков, почему потребуется править более 80 законов, чтобы новые положения Конституции превратились в рабочий инструмент… Об этом и многом другом в интервью с Владимиром Мякушем, председателем регионального парламента.

Новости   
Спецпроекты