Гендерный выбор. Ради кого политикам стоит становиться более эмоциональными и яркими

Мы живем в мужском мире, часто сетуют феминистки. Однако политтехнологи и политологи с этим вряд ли согласятся. По их наблюдениям, очень часто выборы делают именно женщины-избиратели, которые зачастую куда более дисциплинированно, чем мужчины, пользуются своими гражданскими правами и свободами. Челябинская область в этом плане не исключение.
То, что женщины более активны в политических процессах, определяется далеко не только их природой, но и их количественным превосходством над мужчинами. На протяжении последних лет в той же Челябинской области удельный вес женщин в общей численности населения постоянно увеличивался. По последним данным, он дорос до 54,2 %. При этом необходимо учитывать и капающие годики, ведь чем старше возрастная группа, тем больше в ней представителей прекрасной половины человечества. Помним, что избирательное право нам не с самых пеленок дается, когда соотношение мужчин и женщин примерно равное.
Конечно, официально ни политики, ни тем более органы власти не будут говорить о том, что они вынуждены смотреть на политику в том числе и с точки зрения гендерных различий. Так, например, в региональном избиркоме нам вполне справедливо указали, что для них избиратели не делятся на мужчин и женщин, все равны. Однако политтехнологи, у которых куда более развязаны руки и языки, вполне уверенно заявляют, что им очень важно, кто из 2 700 000 южноуральских избирателей женщина, а кто мужчина.

Сила в дроблении
Так как женщин больше, технологам приходится смотреть на работу с ними особым образом.
«Учитывая тот факт, что сейчас мы живем в эпоху постправды, где эмоции преобладают над фактурой, женщины, как более эмоциональные люди, голосующие сердцем, для политтехнологов очень интересны, — говорит Евгений Маклаков.— Поэтому с этой электоральной средой профессионалы работают особым образом в обязательном порядке».
Наши эксперты обращают внимание, что в рамках агитационно-пропагандистской работы, как правило, продумываются отдельные «женские» темы. Инструменты при этом могут быть любыми, но месседжи, которые они несут, должны быть яркими, эмоциональными и позитивными. Вещание должно подкрепляться красивым видеосюжетом, статья — привлекательной фотографией. Кандидаты должны быть эмоциональны в словах, в кадре они должны выглядеть ухоженными. Яркие образы для женщин более привлекательны.

Как отмечает наш эксперт, азы политической технологии в том, что не существует усредненного образа избирателя. Его необходимо дробить на определенные группы. Учитывая это, прописываются и отдельные части предвыборной программы. Вот вам программа на молодежь, вот — на пенсионеров, вот — на учителей… Одно из основных в этом плане — гендерное дробление. В этом дроблении нет ничего обидного, унижающего человеческое достоинство. Мужчины и женщины априори не равны. Но это совершенно не означает, что кто-то из них лучше, они просто разные, и поэтому разность работы с ними, в том числе и на политическом уровне, очевидна.
«Например, «очеловечивание» образа политика — это как раз из «женских» программ, — говорит Андрей Лавров. — Хотя нужно отметить, что нередко политики заигрываются в мужские игры и забывают об этой части своего избирателя. Рассказывают, какие они крутые, продуманные, логичные… Потом спохватываются и начинают в конце кампании прикрывать свои недоработки. И это очень важно, что мы видим, что именно женщина сейчас основной избиратель».
Впрочем, эксперты уверены, что «очеловечивание политика» — это всегда хорошо вне зависимости, на какую электоральную группу идет работа. Представление его через семью, увлечения делает его нормальным человеком, одним из нас. Но все-таки это больше часть именно «женских» программ.
«Я неоднократно сталкивался в своей практике, что женщины при всех прочих равных условиях куда больше доверяют политику, у которого есть крепкая, дружная семья, много детей. Это очень важно для прекрасной половины человечества», — говорит Евгений Маклаков.
Исправление перекоса
Эксперты считают, что активизация женщин как избирателей приведет и к усилению их веса как политиков.

«Надо отметить, что без женщин у нас давно в принципе ничего не происходит, — напоминает Андрей Лавров. — В том числе и в политике. Не будем забывать, что все революции начинали именно женщины. Уверен, что активность женщин как избирателей в свою очередь будет и увеличивать процент женщин-политиков. Ведь представленность различных групп в политических институтах должна соответствовать их весу. К сожалению, мы патриархальное общество, и поэтому у нас вес женщин значительно выше, чем их представительство в различных органах власти. Мы не успеваем за трендом, но мы движемся в сторону исправления этого перекоса. Это неизбежный процесс».
И этот процесс мы уже имеем честь наблюдать в политическом поле Челябинской области. Смотрите, например, какие яркие образы у сенатора Ирины Гехт, челябинского вице-мэра Натальи Котовой, главы Коркинского муниципального района Натальи Лощининой и мэра Кыштыма Людмилы Шеболаевой… Список можно продолжать.
А ведь есть еще представители прекрасной половины человечества, которые оказывают влияние на политические процессы Челябинской области с другой части баррикад. Сложно переоценить воздействующую на политиков силу слова, сказанного, к примеру, южноуральской журналисткой Альбиной Золотухиной. Политики «подпрыгивают» и практически от любого движения таких мастеров в области политконсультирования, как Юлия Грибовская, Юлия Бобылева или Елена Ильюшина… Так что и у нас у политики лицо действительно все более женское.
Поделиться