На губернаторских выборах в Челябинской области ожидают атаку «зеленых» идей
Политические процессы вокруг выборов в губернаторы Челябинской области закручиваются в узелок все туже и туже. Количество желающих занять пост множится, эксперты уже без обиняков говорят, что нынешние избирательные баталии рискуют стать самыми интересными еще с суминских времен.
- Не оставят в одиночестве. Конкуренты не желают делать выборы для Алексея Текслера приятной прогулкой
Как скоро мы узнаем всех?
«Можно констатировать, что кампания по выборам губернатора Челябинской области уже стартовала, — говорит Сергей Обертас, председатель избирательной комиссии Челябинской области. — И да, она уже перестает быть томной. По информации, которую мы имеем, тем или иным способом заявили о желании войти в избирательный процесс 12-14 акторов.
Тем, кто уже официально заявился в избиркоме, теперь предстоит пройти еще целый ряд процедур. Самовыдвиженцы должны собрать определенное число подписей с населения в поддержку своего выдвижения и определенное число подписей муниципальных депутатов (в народе это называют муниципальным фильтром), а кандидатам, выдвинутым партиями, предстоит решить лишь вопрос с подписями депутатов».
Отметим, что количество кандидатов на губернаторский пост может еще измениться. У желающих еще есть время до 18:00 24 июня, чтобы уведомить избирком о своем выдвижении. К слову, Сергей Обертас не исключает, что определенная активизация кандидатов произойдет именно в последние возможные часы крайнего дня. Однако еще раз отметим, что заявка на участие в выборах — это не гарантия попадания фамилии кандидата в бюллетень. Фильтр избирателей и фильтр депутатов на то и фильтры, чтобы через них пропустить именно тех, кто действительно имеет за спиной определенную долю поддержки, а стало быть, способен бросить серьезный вызов своим оппонентам. Кроме того, в законе прописаны и возможности схода кандидата с дистанции и после регистрации. Причин может быть несколько. Среди них — нарушение избирательного законодательства или, к примеру, личное желание прекратить кампанию.
В нынешней кампании, как и в предыдущих, есть свои временные периоды для формирования окончательного списка кандидатов. Одну пограничную дату мы назвали — 24 июня. Следующая — 4 июля. До этого дня кандидаты должны принести в избирком весь пакет документов со всеми собранными подписями. После этого у ведомства, отвечающего за выборы, есть еще десять дней, чтобы проверить сданный материал. Так что приблизительно к 14 июля мы будем знать, чьи фамилии избирком включит в бюллетень.
«Да, мы еще можем увидеть в течение недели яркие политические шоу, — говорит политолог Александр Мельников. — Есть известные технологии, призванные устроить скандал именно на моменте выдвижения. Прийти в избирком, к примеру, 24 июня в 17:55 с надеждой, что появится возможность продемонстрировать, что «кровавый режим» не дает выдвинуться в губернаторы человеку с независимой позицией».
К слову, в избиркоме готовы и к тому, что кандидаты пойдут косяками даже в 17:59. «Мы готовы даже в этих условиях действовать строго по закону», — говорит Сергей Обертас.
Будут ли «договорные матчи»?
Одна из точек, в которой наши эксперты нашли место для дискуссии, это насколько игроки-кандидаты хотят серьезную битву в этом политическом сезоне. Это не праздный вопрос, ведь не секрет, что в ряде регионов кандидаты пытались устроить «договорные матчи».
«Партийно-политические объединения годами ждут, когда они смогут выстрелить, — считает Максим Бодягин, главный редактор издания «Вечерний Челябинск. Онлайн». — Сейчас в Челябинской области, на их взгляд, именно та ситуация, когда они могут оказаться успешными. Кроме того, не нужно забывать, что, если выступление партийного кандидата будет с оценкой «плюс», это возможность ему сделать стремительную внутрипартийную карьеру. Поэтому, мне кажется, не стоит сейчас уповать на предсказуемость выборов».
Однако некоторые эксперты не исключают, что отдельные кандидаты будут все-таки надеяться на «договорняк».
«Договариваться всегда выгоднее с наиболее сильных позиций, — уверен Александр Мельников. — У кандидатов от основных оппозиционных политических партий в настоящий момент хорошая возможность двигаться поэтапно от цели к цели: подал документы, прошел стадию регистрации, начал активную стадию предвыборной агитации, попытался создать условия для второго тура… Чем «выше» этап, тем лучше условия для последующих переговоров. А если удалось победить, то вообще все замечательно».
«Политика — это в принципе искусство договариваться, — замечает Андрей Лавров, региональный представитель Агентства политических и экономических коммуникаций. — И поэтому в конечном счете договоренности точно будут».
Но некоторые участники дискуссии призвали смотреть на нынешние выборы губернатора Челябинской области более широко.
«У меня есть ощущение, что некоторые наши партийные кандидаты на самом деле принимают сейчас участие не столько в губернаторской кампании, сколько это начало выборов в Государственную думу РФ, — комментирует Сергей Филичкин, директор ИД «Губерния». — Им важно показать себя, важно гарантированно в будущем попасть в партийные списки… Это немного смущает, хочется полноценного участия кандидатов в выборах с четким прицелом именно на губернаторскую позицию».
Какие флаги поднимут кандидаты?
Интерес вызывает и то, под какими лозунгами пойдет нынешняя губернаторская кампания. Конечно, каждый кандидат заготовит от себя свои призывные формулировки. Однако всегда есть настроения в обществе, которые приходятся учитывать любому политику вне зависимости от того, на каком фланге политического спектра он находится.
«Я думаю, что нынешняя кампания очень сильно «позеленеет», — уверенно заявляет Сергей Филичкин. — Кандидатами более активно будут разыгрываться экологические карты: загрязнение атмосферного воздуха, новые производства, городские свалки… Мы точно увидим массу «зеленых» тем в лозунгах кандидатов».
А вот Андрей Лавров считает, что «нас ждет то же самое, что уже прошла Европа, — слияние левой идеологии с крайне левой идеологией». И в этом процессе экологический протест, по мнению эксперта, конечно, займет свое место.
«Мне кажется, мы увидим процесс сегментирования протеста, — говорит политтехнолог Евгений Маклаков, координатор проекта «PR-дозор». — Кандидаты будут клевать электорат как курочка, по зернышку, вне зависимости, правый он или левый. Будут применяться технологии маркетинга. Каждой группе избирателей кандидатам придется доставлять свои сообщения через наиболее эффективные именно для них каналы. Кто сумеет «канализировать» протест, тому повезет больше».
Эксперты сошлись во мнении, что в обществе сейчас наблюдаются левые настроения, а требования наиболее серьезных изменений находятся в нишах экологической повестки и социальной справедливости. Именно поэтому кандидаты будут вынужденно концентрироваться в этом направлении. А каким образом каждый из них это будет делать, мы увидим уже совсем скоро.
Поделиться