Оказались ли выборы губернатора Челябинской области абсолютно чистыми?

13 Сентября 2019 Автор: Федор Кручинин Фото: Олег Каргаполов
Оказались ли выборы губернатора Челябинской области абсолютно чистыми?


С момента закрытия избирательных участков по выборам губернатора Челябинской области прошло уже несколько дней, основные цифры подсчитаны, официальные решения опубликованы… Какими были эти выборы — в нашем разговоре с председателем регионального избиркома Сергеем Обертасом.

Работа по нарастающей

— Каковы личные ощущения после окончания гонки?

— Ощущения, что полет нормальный. (Улыбается.) Основные цифры действительно уже подсчитаны. Всего в единый день голосования на участки пришло 1 174 833 южноуральца. Именно столько было выдано бюллетеней на выборах губернатора Челябинской области. Понятно, что эта цифра немножко отличается от числа проголосовавших, так как всегда найдется несколько человек (назовем их коллекционерами), которым удается унести бюллетени с собой. В итоге мы получили явку в 45,14 %, а победитель гонки Алексей Текслер набрал 69,3 % голосов.

— Сейчас вы уже можете сказать, каково было до этого момента ваше личное ожидание от явки, которое, возможно, вы во время избирательной кампании предпочитали не озвучивать?

— Сначала я был достаточно пессимистичен и думал, что барьер в 42,48 % (явка на губернаторских выборах 2014 года. — Прим. ред.) нам не удастся преодолеть. Но в последние две недели перед единым днем голосования начала крепнуть уверенность, что нам вполне под силу достичь результата в 43-45 %.

— Вы же явно не на простых эмоциях основывали свои предположения по явке?

— Изначально мы свою работу выстраивали в соответствии с определенным планом. Он сразу предполагал три волны информирования. И сейчас я могу точно сказать, что мы поступили совершенно верно, что пошли в этом вопросе по нарастающей. Кроме того, в финальный месяц мы сделали так, чтобы наши участковые избирательные комиссии начали более активную работу в информировании граждан. Раньше, бывало, довольствовались приглашениями, которые разносили по почтовым ящикам. В этот раз, как и на последних выборах президента, мы пошли дальше — совершили поквартирные обходы. Они позволили донести информацию о выборах из рук в руки более чем до 87 % избирателей.

— То есть члены избирательных комиссий прямо стучались в двери жителям?

— Да, прямо стучались в двери. В обходах принимали участие более 18 тысяч человек. Безопасность обеспечивали за счет четкой работы с правоохранительными органами, которых мы ставили в известность обо всех наших мероприятиях. Конечно, без бытовых историй не обходилось. Был, к примеру, случай, когда в частном секторе члена участковой комиссии покусала собака. Но мы старались готовить своих людей ко всем возможным ситуациям — стандартным и нестандартным. Выстраивалась индивидуальная логистика, готовился речевой модуль, на особо сложные участки люди шли не в одиночку…

Обертас_Олег-Каргаполов_70855001_2331909510393970_4581077560330289152_n.jpg

Подсчитано по качеству

— Явка в зависимости от территории всегда разная. Какова на этот раз география ее лидеров и антилидеров?

— Максимальную явку показали на этот раз Троицкий городской округ — 70,99 %, Нагайбакский район — 70,93 %, Саткинский район — 68,05 %.
Есть, конечно, и отстающие, хотя вы должны понимать, что отставание достаточно условное, потому что минимального порога явки у нас нет. В Озерском городском округе явка составила 34,62 %, в Чебаркуле — 37,53 %, в Курчатовском районе Челябинска — 38,67 %.

Оправдывать никого не хочу, но мы должны понимать, что традиционно явка в сельских территориях и небольших городах выше, чем в мегаполисе.

— Курчатовский район Челябинска попал в список аутсайдеров по явке, и эту же территорию эксперты называют в числе тех, где кандидаты в муниципальные депутаты использовали наиболее «грязные» технологии в своей агитационной кампании. На ваш взгляд, это случайное совпадение?

— Не нужно забывать, что этот спальный район Челябинска самый большой по количеству избирателей. Да, здесь, судя по наблюдениям, развернулась достаточно бескомпромиссная борьба между кандидатами в депутаты райсоветов. А там, где есть серьезное напряжение, где льется грязь, разные избиратели реагируют на это по-разному. Для одних это может быть мобилизационным моментом, чтобы прийти и проголосовать, а для других, наоборот, становится причиной отвернуться от выборов.

— В день выборов внимательнее всего относятся к сигналам о нарушениях, потому что от их количества и серьезности зависит легитимность результата…

— Конечно. И я могу сказать, что на выборах губернатора Челябинской области нарушений в принципе не было. У нас нет ни одного обращения или жалобы, которые бы касались процедуры избрания руководителя региона. Определенный процент жалоб, которые мы фиксировали 8 сентября, был связан с муниципальными выборами в Челябинске. Даже в других территориях, где проходили в этот день выборы не только губернатора (в Челябинской области шло 68 избирательных кампаний. — Прим. ред.), сигналов по нарушениям практически не было.

— Возвращаясь к результатам выборов губернатора: можно показать географию поддержки победителя кампании и его оппонентов?

— Я бы не сказал, что были где-то особые аномалии в результатах. Примерно везде они близки к общеобластным цифрам. Назову полюса: избиратели Варненского района отдали Алексею Текслеру 80 % своих голосов, Центральный район Челябинска — 62,31 %.

Если говорить о ближайшем конкуренте Алексея Текслера, Константине Нациевском, то за кандидата от КПРФ по 16 % голосов, например, отдали Аргаяшский и Карталинский районы, что выше его среднего результата по всей области. А вот Кизильский, Увельский районы, Троицк дали Нациевскому всего в пределах 8 %, что значительно ниже его среднего процента.

Молодежный акцент

Обертас_Олег-Каргаполов_685A1332.jpg— Действительно ли избирком на этот раз более глубоко «пахал» информационное поле в молодежном направлении?

— Да, признаюсь, мы в этот раз более активно сосредоточивались на молодежи. Нас никто об этом отдельно не просил, сами посчитали это нужным и важным. И создали для молодых людей определенные условия и проинформировали их с помощью особых форматов.

— У вас были на этот раз дополнительные инструменты замера активности молодежи. Есть ли уже выводы, насколько оказался эффективным молодежный призыв?

— Да, такие инструменты были предусмотрены. Например, в категорию впервые голосующих в Челябинской области на этот раз попало 45 тысяч человек. Для них всех нами готовились специальные сувениры, конечно, в первую очередь для того, чтобы этот день им запомнился. Но это нам поможет свести и определенную статистику по их активности.

Раздача купонов на посещение киносеансов молодым людям в отдельных территориях тоже поможет нам подсчитать цифры. Пока по всем территориям, где мы определенными методами замеряли возраст голосовавших, у нас сведенных данных нет. Но, к примеру, в Златоусте, по нашим первым прикидкам, из избирателей в возрасте от 18 до 35 лет на участки пришло около 73 %. Напомню, это та возрастная группа, о которой любят говорить, что она не ходит на выборы совсем! Мы же видим как минимум по одному городу, что это совсем не так. Как только будут сведенные данные по другим территориям, мы обязательно ими поделимся.

— Вы не боялись из-за этого получить более непредсказуемые результаты, ведь молодежь принято считать более протестной группой?

— Для нас главная цель — кто бы ни пришел на голосование, должен быть удовлетворен процедурой. Мы не делим граждан по политическим пристрастиям и настроениям. Наша функция — достаточно рутинная процедурная работа. Просто мы ее стараемся делать с огоньком.

Голос с «цифрой»

 — Вы уже не первые выборы используете в день голосования КОИБы. Как они показали себя на этот раз?

— КОИБы — это польза, это скорость, это отсутствие претензий... Что на этих выборах в очередной раз было доказано. На этот раз мы использовали не только свою технику (224 КОИБа), но и еще заимствовали примерно столько же аппаратов в Пермском крае. Всего в результате на наших выборах работало 426 КОИБов.

— А есть цифра, во сколько такая технология обходится бюджету?

— Обслуживание одного КОИБа обходится в 9475 рублей. То есть работа всех нам обошлась примерно в 4 миллиона рублей.

Обертас_Олег-Каргаполов_685A1341.jpg— Сергей Владимирович, сейчас в возраст, который дает избирательные права, вступают люди, привыкшие основную массу своих проблем решать через смартфон. Они совершают покупки через мобильные приложения, платят через них коммуналку, проводят банковские операции… По вашему мнению, далек ли тот день, когда и голосовать на выборах мы все будем, не приходя на участок?

— Этот вопрос в профессиональном сообществе до сих пор вызывает определенную полемику. Есть сторонники и противники такого сценария. Элементы «цифры» в выборах уже есть. Напомню о так называемой технологии мобильного избирателя, которую мы отрабатываем два избирательных цикла подряд. На этих выборах через эту систему южноуральскими избирателями было подано более 48 тысяч заявлений. А еще 214 человек регистрировались, чтобы иметь возможность проголосовать на цифровом участке в Москве. Из них 138 человек впоследствии пришли на этот участок и отдали свой голос «электронным» образом.

И хотя я лично сторонник гибридной модели, при которой вместе с «цифровым» голосованием сохраняется и традиционное, понимаю, что внедрение «цифры» действительно упростит процедуру волеизъявления избирателей. И движение в эту сторону началось. Через год по всей стране по плану ЦИК появится 2000 цифровых участков, потом 5000.

— Известно ли вам, сколько таких участков планируется открыть в Челябинской области?

— Конечно, известно, ведь мы же вносили это предложение. По оптимистическому сценарию, в Челябинской области появится около 80 цифровых участков. Размещаться они будут максимально близко к тем территориям, где происходит концентрация заинтересованных в них лиц: командировочных, вахтовых работников, туристов из других российских регионов... Они могут появиться, например, рядом с нашими горнолыжными курортами… А почему нет?

02.12.2019 | 11:48
Чувствует ли южноуральский бизнес потребность в политике

Многие политические партии не прочь увидеть бизнес в своих рядах, однако далеко не все эксперты уверены, что это пойдет на пользу и обществу, и предпринимателям.

29.11.2019 | 11:03
Как Челябинская область реализует новую экологическую политику

Как ожидается, менее через год, летом 2020 года в Челябинской области начнет действовать региональный экологический стандарт.

02.12.2019 | 11:48
Чувствует ли южноуральский бизнес потребность в политике

Многие политические партии не прочь увидеть бизнес в своих рядах, однако далеко не все эксперты уверены, что это пойдет на пользу и обществу, и предпринимателям.

29.11.2019 | 11:03
Как Челябинская область реализует новую экологическую политику

Как ожидается, менее через год, летом 2020 года в Челябинской области начнет действовать региональный экологический стандарт.

Новости   
Спецпроекты