Резервы конкуренции. В Челябинской области глав районов и мэров начали избирать на основе собеседования
Муниципальная реформа в регионе, пройдя сквозь «жернова» критики политологов, теперь реализуется на местах. Механизм запущен, и как выяснилось на примере Октябрьского района, он оказался вполне прозрачным, а, кроме того, предоставил южноуральцам новые политические возможности.
- Андрей Лавров: «Местного самоуправления у нас не сложилось, и многих во власти это вполне устраивает»
- Накинулись на экологию! Активность ряда федеральных политиков в Челябинске объясняется грядущими выборами в Госдуму?
- Аглополис в законе. Нестыковки в законодательстве тормозят создание агломераций
Напомним, суть проведенной реформы местного самоуправления сводится к тому, что глав городских округов и муниципальных районов теперь избирают не граждане напрямую, а депутаты.
Механизм такого избрания в общем виде включает в себя работу специальной конкурсной комиссии, формируемой в равных пропорциях местным собранием депутатов и губернатором. Эта комиссия и представляет в конечном итоге собранию отобранные кандидатуры, а парламентарии выбирают из них главу.
При этом, как уточняют в Законодательном Собрании Челябинской области, сам «представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании», как и прежде.
— Избиратели, по сути, передают свои голоса депутатам, так как именно народные избранники теперь будут участвовать в выборе глав муниципальных образований, — уточняет Владимир Мякуш, председатель Законодательного Собрания Челябинской области.
Таким образом, по словам парламентариев, усиливается авторитет и роль, а также ответственность депутатов, которым фактически делегируются выборные полномочия граждан.
— Укрепляется вертикаль власти, что особенно актуально в непростой экономической ситуации и отвечает запросу избирателей, уставших от конфликтов муниципальных образований разного уровня, — поясняют в ЗСО.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, такой подход к реформированию политической системы мог напротив только еще более отдалить власть от народа, сделав процедуру избрания глав менее демократичной и очевидной, кулуарной.
Главный принцип
Критерием верификации могла стать после всех дискуссий только практика. Она же должна была показать, насколько реформа действительно способна изменить структуру политического процесса региона.
В Октябрьском районе работа конкурсной комиссии из шести зарегистрированных членов началась вполне буднично, но не для кандидатов, которых здесь в сравнении с другими территориями оказалось немного, — всего три.
К примеру, Олег Панарин, глава Октябрьского сельского поселения, заметно волновался в ходе собеседования — именно в таком формате конкурсная комиссия общалась с кандидатами, причем в строго индивидуальном порядке. Он неумеренно сосредоточил свое внимание на кадровых проблемах и развитии поселения и, возможно, поэтому «споткнулся» на другом вопросе — перепутал вторую и третью очереди газификации.
Другой кандидат Виктор Шеин, ведущий специалист по охране труда администрации Октябрьского муниципального района, также сделал акцент на необходимости кадровых перестановок и даже заявил о полной готовности сформировать свою команду. Кроме того, он предложил искать болевые точки в отдельных сферах района и либо «лечить» те или иные элементы, либо осуществлять хирургическое вмешательство.
Еще увереннее на собеседовании смотрелся действующий глава Михаил Молчан, у которого члены комиссии поинтересовались, например, его видением дальнейшего развития района, а также принципами работы.
— Главный принцип моей работы в том, что ответственность главы должна быть индивидуальной, а работа командной, — сообщил комиссии Михаил Иванович, который, по его собственному признанию, волновался в этот момент, как на экзамене.
Задавали члены комиссии и провокационные вопросы, например о том, чем так привлекательна для многих работа главы. Тот же Михаил Молчан ответил на него, указав, что такая работа является для него профессиональной деятельностью, а желание попасть во власть у многих кандидатов вызвано сложившимся мнением о том, что многое зависит от того, кто будет занимать те или иные руководящие должности.
Конкурсная комиссия оценила уровень знаний, профессиональную компетентность, организаторские способности и личные качества участников и приняла в контексте происходящего неожиданное решение — рекомендовать собранию депутатов все три кандидатуры, признав их победителями.
— Впечатления от работы комиссии разноплановые, — рассказывает Марина Поддубная, член комиссии, депутат ЗСО. — Очевидно, что у людей стало больше возможностей заявить о себе и проявить себя. Не факт, что некоторые кандидаты решились бы участвовать в большой избирательной кампании, а здесь они готовы были попробовать свои силы.
Таким образом, по мнению эксперта, при такой организации избирательного процесса у кандидатов появляются дополнительные шансы и возможность проверить свой политический потенциал.
Это, впрочем, как уточняет Марина Поддубная, не отменяет вдумчивого подхода при анализе кандидатами своих реальных возможностей. Так, в частности, в Октябрьском районе, как уже отмечалось выше, было всего три кандидата, что относительно немного в сравнении с другими территориями.
— В районе много проблем, и люди здесь «от земли», со здравым смыслом они дружат в лучшей степени, — подчеркивает Марина Поддубная.
Добавим, что в итоге парламентарии сделали окончательный выбор и главой района остался Михаил Молчан.
Поделиться