Евгений Маклаков: «Схему по снижению социальной напряженности инструментами PR в Челябинске нужно было давно отточить»

23 Ноября 2015 Автор: Инна Ленина Фото: Вячеслав Шишкоедов
Евгений Маклаков: «Схему по снижению социальной напряженности инструментами PR в Челябинске нужно было давно отточить»

Власти любого уровня рано или поздно сталкиваются с необходимостью принятия непопулярных решений. Как с наименьшими потерями для рейтинга отрабатывать эти темы в информационном пространстве, умеют ли это делать в Челябинске — в нашем разговоре с политологом, координатором проекта «PR-дозор» Евгением Маклаковым.

— Сегодня, пожалуй, уже ни у кого не возникает сомнения, что бизнесу мало просто реализовать тот или иной проект, принять то или иное решение, необходимо его эффектно представить обществу. Иначе есть риск сработать вхолостую. А насколько важна PR-составляющая для власти, к примеру, муниципальной? Может быть, пусть лучше работают, а не «светятся»?

04_Евгений-Маклаков_DSC_0483.jpg— Если сделал и не рассказал, значит, ничего не сделал. А далее линейка выводов может выглядеть следующим образом: ничего не сделал — зачем тебя избирали, зачем нужна такая власть, работа которой не прозрачна, и т. д. и т. п.

Вообще не надо забывать, что в российском характере заложена нелюбовь и недоверие к власти. Народ привык считать, что власть его обманывает. И отсутствие информации с ее власти, ее закрытость только провоцирует, инициирует эти нелюбовь и недоверие, причем не только у обычных людей. Представители элит у нас еще более медиазависимы, чем просто граждане. Я знаю одного политика, у которого утро начинается с просмотра парочки сайтов, и все — начинается раздача «слонов» подчиненным. У таких людей просто невозможно отбить привычку принимать решения, во многом исходя из информации, полученной из открытых источников. Если же вместо информации они получают тишину, их поведение становится либо чрезмерно скованным и осторожным, либо непредсказуемым. Выгодно ли это власти? Думаю, нет. Поэтому чиновникам публично молчать более чем противопоказано.

— Если отойти от философии к конкретным примерам. Например, насколько вам кажется грамотно было отработано в публичном поле недавнее достаточно непопулярное решение муниципальных властей Челябинска о повышении платы за проезд в общественном транспорте? Сумели ли власти донести свою позицию, на нужные ли PR-рычаги давили?

— А эта позиция, насколько показывает мониторинг, в СМИ вообще очень слабо звучала до 27 октября, когда одновременно на разных ресурсах вышло порядка 8 статей констатирующего характера. И соответственно по одной статье на сайте Гордумы и администрации Челябинска. Мне кажется, что ребята не сильно заморачивались превентивными разъяснительными публикациями.

На самом деле есть стандартная схема отработки в СМИ непопулярных действий власти. Например, если решение принимается, допустим, «мы воюем с Х»,  тогда стоит четкая задача — надо мобилизовать общественное мнение, возродить гордость, сплотить и показать, что, например, наш лидер на самом деле прав, даже если принимает непопулярное решение. Нужно выпустить пар и указать врага, сформировать его образ. Профессиональные PR-специалисты работают по своим сегментам, по социальным группам, профессиональным группам, а медиа проводит информационное насыщение задачи. Работа пресс-службы очевидна — идет серия статей о ситуации в регионе по поводу, например, расхлябанности, преступности — и куда же смотрит полиция? Идет очень четкий натиск. И в конце концов приезжает или приходит градоначальник и озвучивает подготовленное решение, тоже не очень популярное. Но меньшее, чем то зло, о котором рассказывали ранее.

В нашем случае говорилось бы — мы цену, конечно, повысили, не хотели, но нас вынудили. Вынудили монополисты, повышающие расценки за топливо и расходные материалы. Вынудили федералы, высасывающие деньги из местных бюджетов, из-за чего нет возможности закупать новую технику. Вынудили вандалы, которые портят технику имеющуюся… Да они нас вынудили, но поддались‑то мы совсем немного, посмотрите, что в других регионах творится? Народ порочит, конечно, но про себя скажет: «уфффф, это мы еще легко отделались…»

Похожие доводы были и в челябинской кампании, но, по моему мнению, начали их вкидывать в информационное пространство слишком поздно, да и звучали они не слишком громко.

— Это больше похоже на манипуляцию общественным сознанием, а не на информационное сопровождение того или иного решения. Возможно, это приемлемо в пожарных случаях, но не кажется ли вам, что в контексте проблемы повышения цен на билеты логичнее выстроить более миролюбивую PR-политику?

— Если вы помните, я в начале разговора упоминал о необходимости превентивных мероприятий. Это как раз могло бы позволить довольствоваться миролюбивыми подходами. Но нужно понимать, что миролюбивая PR-политика, как правило, требует куда больших временных и материальных затрат.

Вообще рост цен на проезд — одна из главных проблем в Челябинске. Она возникает регулярно. Иногда по нескольку раз в год в разных вариациях. И мне кажется, что схему по информированию населения о предстоящем росте цен, снижению социальной напряженности инструментами PR можно было бы давно отточить. Однако большой подготовительной работой никто не занимался. Власть Челябинска можно назвать  «счастливчиками», что нет пока общественной и политической оппозиции, которая оперативно реагирует на события и обладает нужным ресурсом. А проспект Ленина вновь мог быть перекрыт недовольными.

Главным «информационным посылом» информационной кампании по задумке пресс-служб было то, что повышение платы за проезд направлено на улучшение комфорта, регулярности и бесперебойности городского транспорта. Однако это «мотивационное оправдание» в СМИ было отработано слабо. Получилось то, что освещались в основном споры депутатов в городской Думе, однообразные заученные комментарии чиновников и экспертов.

Что можно было бы сделать, дабы минимизировать негативное отношение к данному вопросу? Если посмотреть внимательно, челябинцы, по данным опросов, проведенных в частности порталом 74.ru, говорят о том, что около 40 % готовы платить больше при условии, что транспорт станет более комфортным.

Учитывая этот маленький факт и (помня о пирамиде Маслоу: я имею в виду потребность в безопасности), можно было бы сместить акценты и провести массированную PR-кампанию. Рассказать и показать в доступной форме, как улучшится комфорт, безопасность, как будут обновляться автопарк, реконструироваться дороги, прокладываться новые маршруты. Организовать эффективный диалог с населением. Для этого есть масса способов — сбор предложений, обсуждение цены и вариантов оплаты льготникам в рамках различных мероприятий (ток-шоу, круглые столы, гражданское жюри), формирование общественного мнения через группы в социальных сетях.

Через печатные СМИ, информационные буклеты, брошюры, которые раздавали бы на остановках и в транспорте специальные люди, донести до людей простую мысль — что ваши 5 рублей (сумма увеличения) будут потрачены именно на вашу безопасность, улучшение обслуживания, комфорт!
Назначить конкретных ответственных, общественный контроль и т. д.

Анкета эксперта: Маклаков Евгений Валерьевич

Поделиться

Вчера | 15:51
Вячеслав Володин рассказал, какие законы вступают в силу в апреле

Спикер Госдумы опубликовал в своем телеграм-канале традиционную подборку изменений в законах.

24.03.2024 | 13:42
Президентские выборы показали консолидацию общества

Пресс-центр «Гранада Пресс» провел «Экспертный клуб» на тему «Выборы президента-2024: о чем говорят результаты».

31.10.2016 | 16:19
Каждый сам за себя! Мякуш запретил челябинским депутатам голосовать за прогульщиков

Спикер регионального парламента Владимир Мякуш инициировал поправки в регламент Законодательного Собрания.

31.10.2016 | 15:44
Изношенность зданий и нехватка медперсонала не дает совершенствовать медицину Златоуста

К таким выводам, в частности, пришли депутаты ЗСО, посетив медицинские учреждения города.

Новости   
Спецпроекты