Евгений Маклаков: «Схему по снижению социальной напряженности инструментами PR в Челябинске нужно было давно отточить»

23 Ноября 2015 Автор: Инна Ленина Фото: Вячеслав Шишкоедов
Евгений Маклаков: «Схему по снижению социальной напряженности инструментами PR в Челябинске нужно было давно отточить»

Власти любого уровня рано или поздно сталкиваются с необходимостью принятия непопулярных решений. Как с наименьшими потерями для рейтинга отрабатывать эти темы в информационном пространстве, умеют ли это делать в Челябинске — в нашем разговоре с политологом, координатором проекта «PR-дозор» Евгением Маклаковым.

— Сегодня, пожалуй, уже ни у кого не возникает сомнения, что бизнесу мало просто реализовать тот или иной проект, принять то или иное решение, необходимо его эффектно представить обществу. Иначе есть риск сработать вхолостую. А насколько важна PR-составляющая для власти, к примеру, муниципальной? Может быть, пусть лучше работают, а не «светятся»?

04_Евгений-Маклаков_DSC_0483.jpg— Если сделал и не рассказал, значит, ничего не сделал. А далее линейка выводов может выглядеть следующим образом: ничего не сделал — зачем тебя избирали, зачем нужна такая власть, работа которой не прозрачна, и т. д. и т. п.

Вообще не надо забывать, что в российском характере заложена нелюбовь и недоверие к власти. Народ привык считать, что власть его обманывает. И отсутствие информации с ее власти, ее закрытость только провоцирует, инициирует эти нелюбовь и недоверие, причем не только у обычных людей. Представители элит у нас еще более медиазависимы, чем просто граждане. Я знаю одного политика, у которого утро начинается с просмотра парочки сайтов, и все — начинается раздача «слонов» подчиненным. У таких людей просто невозможно отбить привычку принимать решения, во многом исходя из информации, полученной из открытых источников. Если же вместо информации они получают тишину, их поведение становится либо чрезмерно скованным и осторожным, либо непредсказуемым. Выгодно ли это власти? Думаю, нет. Поэтому чиновникам публично молчать более чем противопоказано.

— Если отойти от философии к конкретным примерам. Например, насколько вам кажется грамотно было отработано в публичном поле недавнее достаточно непопулярное решение муниципальных властей Челябинска о повышении платы за проезд в общественном транспорте? Сумели ли власти донести свою позицию, на нужные ли PR-рычаги давили?

— А эта позиция, насколько показывает мониторинг, в СМИ вообще очень слабо звучала до 27 октября, когда одновременно на разных ресурсах вышло порядка 8 статей констатирующего характера. И соответственно по одной статье на сайте Гордумы и администрации Челябинска. Мне кажется, что ребята не сильно заморачивались превентивными разъяснительными публикациями.

На самом деле есть стандартная схема отработки в СМИ непопулярных действий власти. Например, если решение принимается, допустим, «мы воюем с Х»,  тогда стоит четкая задача — надо мобилизовать общественное мнение, возродить гордость, сплотить и показать, что, например, наш лидер на самом деле прав, даже если принимает непопулярное решение. Нужно выпустить пар и указать врага, сформировать его образ. Профессиональные PR-специалисты работают по своим сегментам, по социальным группам, профессиональным группам, а медиа проводит информационное насыщение задачи. Работа пресс-службы очевидна — идет серия статей о ситуации в регионе по поводу, например, расхлябанности, преступности — и куда же смотрит полиция? Идет очень четкий натиск. И в конце концов приезжает или приходит градоначальник и озвучивает подготовленное решение, тоже не очень популярное. Но меньшее, чем то зло, о котором рассказывали ранее.

В нашем случае говорилось бы — мы цену, конечно, повысили, не хотели, но нас вынудили. Вынудили монополисты, повышающие расценки за топливо и расходные материалы. Вынудили федералы, высасывающие деньги из местных бюджетов, из-за чего нет возможности закупать новую технику. Вынудили вандалы, которые портят технику имеющуюся… Да они нас вынудили, но поддались‑то мы совсем немного, посмотрите, что в других регионах творится? Народ порочит, конечно, но про себя скажет: «уфффф, это мы еще легко отделались…»

Похожие доводы были и в челябинской кампании, но, по моему мнению, начали их вкидывать в информационное пространство слишком поздно, да и звучали они не слишком громко.

— Это больше похоже на манипуляцию общественным сознанием, а не на информационное сопровождение того или иного решения. Возможно, это приемлемо в пожарных случаях, но не кажется ли вам, что в контексте проблемы повышения цен на билеты логичнее выстроить более миролюбивую PR-политику?

— Если вы помните, я в начале разговора упоминал о необходимости превентивных мероприятий. Это как раз могло бы позволить довольствоваться миролюбивыми подходами. Но нужно понимать, что миролюбивая PR-политика, как правило, требует куда больших временных и материальных затрат.

Вообще рост цен на проезд — одна из главных проблем в Челябинске. Она возникает регулярно. Иногда по нескольку раз в год в разных вариациях. И мне кажется, что схему по информированию населения о предстоящем росте цен, снижению социальной напряженности инструментами PR можно было бы давно отточить. Однако большой подготовительной работой никто не занимался. Власть Челябинска можно назвать  «счастливчиками», что нет пока общественной и политической оппозиции, которая оперативно реагирует на события и обладает нужным ресурсом. А проспект Ленина вновь мог быть перекрыт недовольными.

Главным «информационным посылом» информационной кампании по задумке пресс-служб было то, что повышение платы за проезд направлено на улучшение комфорта, регулярности и бесперебойности городского транспорта. Однако это «мотивационное оправдание» в СМИ было отработано слабо. Получилось то, что освещались в основном споры депутатов в городской Думе, однообразные заученные комментарии чиновников и экспертов.

Что можно было бы сделать, дабы минимизировать негативное отношение к данному вопросу? Если посмотреть внимательно, челябинцы, по данным опросов, проведенных в частности порталом 74.ru, говорят о том, что около 40 % готовы платить больше при условии, что транспорт станет более комфортным.

Учитывая этот маленький факт и (помня о пирамиде Маслоу: я имею в виду потребность в безопасности), можно было бы сместить акценты и провести массированную PR-кампанию. Рассказать и показать в доступной форме, как улучшится комфорт, безопасность, как будут обновляться автопарк, реконструироваться дороги, прокладываться новые маршруты. Организовать эффективный диалог с населением. Для этого есть масса способов — сбор предложений, обсуждение цены и вариантов оплаты льготникам в рамках различных мероприятий (ток-шоу, круглые столы, гражданское жюри), формирование общественного мнения через группы в социальных сетях.

Через печатные СМИ, информационные буклеты, брошюры, которые раздавали бы на остановках и в транспорте специальные люди, донести до людей простую мысль — что ваши 5 рублей (сумма увеличения) будут потрачены именно на вашу безопасность, улучшение обслуживания, комфорт!
Назначить конкретных ответственных, общественный контроль и т. д.

Анкета эксперта: Маклаков Евгений Валерьевич

21.02.2020 | 14:20
Текслер «утопил» в Тургояке надежды хищников от бизнеса

«Озерный край» перестает быть просто красивой фразой, которой любят описывать Челябинскую область на разного рода презентациях. Теперь власть делает все, чтобы это приятное слуху словосочетание имело под собой и добротное содержание.

21.02.2020 | 12:45
Острые потребности. Анализируем решения правительства Челябинской области

Развитие первичного звена медицины, борьба с безработицей, подготовка к спортивным играм стран БРИКС в Челябинске, запрет строительства на берегу озера Тургояк и другие инициативы. О новых решениях губернатора Алексея Текслера и областного правительства — в материале «ЮП».

31.10.2016 | 16:19
Каждый сам за себя! Мякуш запретил челябинским депутатам голосовать за прогульщиков

Спикер регионального парламента Владимир Мякуш инициировал поправки в регламент Законодательного Собрания.

31.10.2016 | 15:44
Изношенность зданий и нехватка медперсонала не дает совершенствовать медицину Златоуста

К таким выводам, в частности, пришли депутаты ЗСО, посетив медицинские учреждения города.

Новости   
Спецпроекты