В Челябинске местных борцов за экологию пытаются сделать «мясом» революции
Минувшая суббота войдет в историю Челябинска как день, в который небольшой весенний дождик сумел разогнать почитателей главного оппозиционера страны Алексея Навального. Однако властям и южноуральцам, ратующим за стабильность, почивать на лаврах рановато. Московские гастролеры, за спинами которых время от времени эксперты и контрразведчики замечают мелькание заокеанских друзей, явно поставили себе задачу раскачать или же вовсе перевернуть южноуральскую лодку.
- Владислав Коробкин: «Будем только рады, если все жители станут экологическими инспекторами»
- Евгений Савченко: «Бдительность никто не отменял»
Навальный был хмурым. Дождь над Челябинском в Страстную субботу однозначно не входил в планы борца с режимом. Он, как человек, организовавший не одну PR-кампанию, видимо, прекрасно понимал: если что и может сбить революционный настрой искусственно подогретого населения, так и это капризы погоды. Так и произошло. Традиционная для таких действ массовка, конечно, подошла, однако ее размеры оставляли желать лучшего.
К тому же далеко не все пришедшие на экологический митинг были рады соседству со столь неоднозначным политиком, как Алексей Навальный. Неоднозначным хотя бы потому, что оппозиционный политик за свою, в принципе, недолгую карьеру светился на разных «небосводах». «К примеру, Навальный своих правых взглядов никогда не скрывал, — напоминает политическую биографию Алексея Навального политолог Андрей Лавров. — Став активным членом «Яблока», в 2007 году в пух и прах разругался с однопартийцами после создания национал-демократического движения «Народ». Вместе с соучредителем, бывшим нацболом, писателем Захаром Прилепиным Навальный уже тогда выступал за легализацию оружия, участвовал в «Русском марше».
Ведь даже не то что обычный люд, но даже искушенные в информационном пространстве и политических раскладах журналисты да политологи до сих пор четко не понимают, кто же он на самом деле, господин Навальный. Борец ли он с коррупцией или же сам любитель прислониться к плохо лежащему добру? Самоотверженный рыцарь, сражающийся за светлое будущее России, или же марионетка в руках чужих разведок? Демократ, или националист, или, того хуже, нацист? А может, вообще нечто среднее: и не борец, и не рыцарь, да и не предатель в прямом смысле этого слова, а просто бизнесмен, умеющий рубить бабки на протестных настроения сограждан?
Четких ответов пока нет, а вот Навальный есть, и ходит он уже не по затоптанной разномастными политическими башмаками московской брусчатке, а по челябинскому асфальту. А так как этот асфальт отдельными местами щербат, а воздух над ним время от времени наполняется промышленным дымком, господин Навальный, видимо, чувствует, что может здесь политически пошалить. Однако политическая шалость одного московского гостя может поставить крест на чаяниях многих южноуральцев. Как минимум на чаяниях экологических.
Не нужна клоунада
Именно это, вероятно, поняли многие постоянные участники челябинских экологических митингов. Напомним, в последнее время таковые все чаще проходят в областном центре под антигоковскими лозунгами. И публика приходит на них очень разная, ибо у многих до сих пор нет понимания, как будущий Томинский ГОК аукнется экологии большого города. При этом до сего момента политических требований большинство «стопгоковцев» не выдвигали, им же дышать хочется, а не революции устраивать. Революции же способны разве что заменить промышленный смог на смрад упадка… Учебник истории в помощь тем, кто сомневается.
Первыми из «стопгоковцев», кто прокричал «не любо», были казаки. «Казаки действительно пришли на разрешенный экологический митинг, — говорит Михаил Лонщаков, наказной атаман Челябинского регионального отделения общероссийского Союза казаков. — Для нас это очень серьезный вопрос. Мы жители Челябинской области, тем более что строительство этого вредного сооружения планируется на казачьей земле (напомню: поселок Томинский исторически является казачьим). Мы были на разрешенном митинге, всецело поддерживали и будем поддерживать это движение, поскольку считаем, что ГОК не пойдет на пользу миллионному городу. Но в политику мы не играем и играть не хотим. Поэтому, когда появился Навальный, мы ушли с этого митинга».
Казаков понять можно. Пришли за воздух порадеть, а им предложили политической грязью покидаться. Свое «фи» сказали и некоторые иные общественные организации, которые вполне могли стать мостиком в переговорах между «стопгоковцами» и властями. К примеру, от ситуации отмахнулось уже одно из самых массовых общественных движений в Челябинской области «За возрождение Урала». «Не готов ничего комментировать. Я просто со стороны посмотрел — какая-то клоунада. Вообще не хотелось бы говорить об этом», — заявил по телефону Владимир Литвинов, руководитель аппарата движения «За возрождение Урала».
Открытые двери для провокаторов
Некоторые другие традиционные участники митинга также были не в восторге от появления возле «СтопГОКа» господина Навального, хотя видят в этом определенные провалы со стороны власти. «Я очень сожалею, что наша политическая элита не появляется на таких митингах, чтобы выразить свое мнение и отчитаться перед людьми, — говорит Юрий Черкасов, лидер общественного движения «Большой Челябинск». — К примеру, если сюда будет приходить челябинская верхушка «Единой России», то после них Навальному здесь уже места не будет, потому что «Единая Россия» является правящей партией, к ней больше уважения и доверия, как минимум пока что».
Единороссы же, признавая в комментарии «ЮП» важность и оправданность экологических выступлений челябинцев, увидели, что под «СтопГОК» пытаются подложить политическую бомбу, которая рано или поздно, но обязательно взорвется. «Я считаю, что самый большой минус этих событий только для самого движения «СтопГОК», потому что это действительно очень важная экологическая локальная повестка, которая интересна жителям Челябинска и его окрестностей, — считает Константин Захаров, заместитель председателя Законодательного Собрания Челябинской области, фракция «Единая Россия». — Для Навального попытка оседлать эту тему очевидна, ему нужна массовка и люди, которые готовы стоять под его призывами политического характера. А вот зачем это нужно было для ребят из движения «СтопГОК», которые достаточно много сделали для того, чтобы позиционировать свое движение именно в направлении экологической защиты и интересов челябинцев, я не знаю. Значительная часть людей в Челябинске будет теперь в них видеть пятую колонну, врагов России, которых ни при каких обстоятельствах поддерживать не надо. Это очень печально, потому что выстраивать диалог с властью гражданскому обществу нужно и движение «СтопГОК» вполне могло бы претендовать на эту роль, если бы здравомыслящие люди не одноразово пытались использовать бренд этой организации, а все-таки системно. Больше всего урона в этой ситуации понесло это движение».
— Что касается всего остального, то я считаю, что если у людей есть желание собираться на законные митинги, то этому препятствовать никто не будет, пусть приходят и без нарушения закона выражают свою точку зрения, это прописано в Конституции Российской Федерации и заслуживает всяческого уважения, — говорит Захаров. — А вот провокаторов, пытающихся использовать все эти темы (а к их числу я лично отношу и самого Навального), нужно бы строго предупредить о том, что любые попытки нарушать закон и использовать провокации будут очень жестко пресекаться. Заложниками такого поведения могут стать сотни и тысячи людей, что недопустимо. В опасной зоне находится наша молодежь. Сегодня они слепо поддерживают этих провокаторов, а потом последние остаются в стороне, а молодежь, которая искренне пытается за что-то бороться, оказывается в числе нарушителей. Нужно понимать, что ребятам вроде Навального нужна лишь картинка: задержания, аресты, избиения… Создать подобную ситуацию профессиональные провокаторы, особенно в толпе, могут достаточно легко, и примеров тому масса. В нашей ситуации все прошло достаточно в рамках разумного, несмотря на то что были попытки провокации, но тем не менее здесь можно поставить большой плюс правоохранительным органам, которые были готовы к митингу, и все закончилось спокойно.
С появлением рисков для челябинского экодвижения согласны и местные политологи. «Включение Навального в проблему Томинского ГОКа содержит риски для самих борцов с ГОКом и в принципе для всех, кто беспокоится за нашу экологию, — говорит политолог Александр Мельников. — Потому что объединение экологической челябинской проблематики будет изрядно дискредитировано, по крайней мере, с точки зрения федеральной позиции. И решать экологические проблемы здесь будет гораздо сложнее. Вряд ли кто-то будет решать проблемы под соусом, что это произошло под давлением Навального. Это надо совершенно четко понимать».
Он уехал, а мы остались
К вечеру Страстной субботы страсти в Челябинске закончились. Навальный, уставший ходить по челябинским улицам в окружении практически десятка телохранителей, скоренько провел пресс-конференцию. Он не скрывал свою главную цель: «Мы здесь готовы бороться за большое число избирателей». После сумбурно проговорил, что нынешняя Конституция России плоха, как и власть. Проговорил и улетел. А челябинцы остались здесь. Активисты-экологи — разобщенные и заметно поредевшие, силовики — слава богу, с нерасчехленными спецсредствами и пустыми автозаками, политологи и журналист — с кучей фактуры для анализа политической ситуации.
Навальный уехал, но оставил в неприметном челябинском доме свой штаб. Какие задачи ему поставлены и кем, остается только гадать. Но очень бы не хотелось, чтобы именно на наших южноуральских улицах искали свое новое «мясо» новые российские революционеры, ибо как минимум еще от последствий деятельности революционеров прошлого мы до конца не разгреблись.
Поделиться