Какие перемены принес новый закон об образовании

5 Сентября 2013 Автор: Махлеева Юлия Александровна
Какие перемены принес новый закон об образовании

Работа над проектом закона «Об образовании» началась еще в 2009 году, и все это время вокруг него не утихали споры и слухи...

 Работа над проектом закона «Об образовании» началась еще в 2009 году, и все это время вокруг него не утихали споры и слухи как в политическом и профессиональном сообществах, так и среди граждан. В результате у некоторой доли населения появились панические настроения: мол, школьные уроки станут платными, а родительские взносы за детский сад увеличатся в 10-15 раз. «ЮП» попыталась разобраться, что на самом деле изменится в образовательной среде с действием нового документа.

 

Как бы ни критиковали новоиспеченный закон, но все заинтересованные лица единодушны во мнении — необходимость в принятии данного документа назрела давно. Если обращаться к истории, то образование новой России регулировалось законом, принятым в июле 1992 года. Чуть позже, в 1996 году, вышел и другой Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Но почти за 20 лет их неоднократно перекраивали: с 2002 года было внесено более 200 поправок, объем которых превзошел текст самих документов. По мнению специалистов минобнауки, существующие законы устарели и перестали соответствовать преобразованиям в стране, особенно после вступления России в Болонский процесс.

На разработку нового закона об образовании ушло несколько лет, он прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете. В результате к авторам документа с поправками обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных предложений. И все равно окончательный вариант вызвал массу двояких и ложных толкований.

— Ажиотаж вокруг нового документа вполне объясним. Это вызвано тем, что закон носит кодифицированный, базовый характер для самой большой социальной сферы страны, — считает министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов. — Взять, к примеру, Челябинскую область: из 3,5 млн населения более миллиона воспитанники, школьники, студенты или сотрудники учебных заведений. Всего в регионе сосредоточено около 3250 образовательных учреждений. Это очень емкая и затратная сфера. Достаточно сказать, что консолидированный бюджет системы образования области приближается к 30 млрд рублей. Естественно закон, который регулирует отношения в этой сфере, вызывает очень пристальное внимание всех: не только общественности, но экспертов, занимающихся финансовой стороной вопроса.

«ЮП» попросила главу регионального минобрнауки Челябинской области пояснить, как же на самом деле будет выглядеть российская образовательная система с вступившим в силу 1 сентября этого года новым законом.

 

 

Траты по пожеланию

Родителям на школьное образование раскошеливаться не придется. Государство, как и прежде, обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС), а бесплатное высшее образование — на конкурсной основе, то есть это бюджетные места в вузах.

— Каждому ученику, как и раньше, гарантируется учебная нагрузка в объеме не менее 21 часа в первом классе и 37 часов в выпускном классе. Это санитарно-эпидемиологическиенормы, которые нельзя превышать при организации образовательного процесса. Более того, согласно ФГОСам, на которые вся страна поэтапно переходит, со школьниками должна быть организована внеурочная деятельность в объеме не менее десяти часов в неделю. К сожалению, не во всех регионах страны смогли профинансировать внеурочную составляющую. В Челябинской области таких проблем нет.

Информация же о том, что школьное образование будет платным — глупости, которые тиражируются теми людьми, кто хочет попиариться на этом вопросе. И свидетельством тому является хотя бы тот факт, что вложения бюджета в образование как на дошкольное, так и на общее и профессиональное реально растут и очень быстро. Почти 50 % расходов области — это расходы на образование. Это демонстрирует объем вложений в эту отрасль со стороны государства.

Да, система общего образования не отказывается от внебюджетных доходов: платных образовательных услуг, пожертвований, добровольных взносов. По нормативу государство финансирует только исполнение стандарта, но если школа и учащиеся стремятся к чему‑то большему, например, чтобы в рамках учебного заведения были организованы дополнительные курсы, семинары или экскурсии, то это реализуется за счет родительских вложений. Однако, как показывает практика, родители вносят не более 2-3 % ассигнований от общей массы средств, которые привлекаются в общеобразовательные учреждения.

 

 

Стандарт для детства

Дошкольное образование становится первым уровнем общего образования.

Соответственно к нему, как к начальному или среднему, будет прилагаться свой образовательный стандарт. Проект этого стандарта уже опубликовало на своем официальном сайте Минобрнауки России. Он разработан в нашей стране впервые и будет принят по предварительным данным к концу этого года. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не предполагает проведение промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. По словам Александра Кузнецова, появление первого уровня позволит обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.

— А обеспечить доступность первого уровня общего образования труда не составит. Конечно, сегодня не все ребята в возрасте от трех лет обеспечены местами в детских садах. Однако согласно указу президента, к 2016 году все дети от 3 до 7 лет должны быть охвачены дошкольным образованием. В Челябинской области уже в ближайшие два-три года этот вопрос будет решен.

Безусловно, учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр и уход за ребенком родители выложат средства из собственных карманов. В целом цена за оплату детских садов в Челябинской области не вырастет.

— Разговоры о взлете цен за детсады возникли из-за изменения с начала осени методики расчета ежемесячной платы за содержание ребенка в детском саду. Это связано с переводом финансирования дошкольных учреждений с муниципального на областной уровень. Сегодня некоторые территории области удерживают плату за детский сад на уровне 600-800 рублей, в областном центре эта цифра превышает одну тысячу рублей. Учредитель, определяя ежемесячную сумму родительской платы, учитывает затраты на содержание каждого ребенка, поэтому нет оснований полагать, что с 1 сентября 2013 года эта сумма резко возрастет.

 

 

Отбор одаренных

С начала учебного года все школы Челябинской области утратят видовые различия и будут финансироваться исходя из объема и содержания реализуемых образовательных программ. Обычные и коррекционные школы, а также лицеи и гимназии объединит один общий статус — образовательная организация.

Преимущественное право записи в школу сохранится у тех, кто проживает на закрепленной территории. Однако в отдельных образовательных учреждениях будет вестись индивидуальный отбор одаренных детей.

— Теперь по коррекционным и углубленным программам может работать любое образовательное учреждение, если есть соответствующий кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение. И соответственно получать финансирование по повышенному нормативу.

Да, устройство детей в школы будет вестись по территориальному принципу. Однако в регионе есть образовательные учреждения, которые работают только с одаренным контингентом и уже зарекомендовали себя — это челябинские лицеи № 31 и 11, снежинская гимназия № 127, магнитогорская школа № 56 и несколько других. Такие школы имеют возможность превратиться в центры по работе с одаренными детьми. С 2014 года увеличатся ассигнования на работу с такой категорией детей. Образовательные учреждения, которые в связи с этим будут получать повышенное финансирование, будут утверждены постановлением правительства.

 

 

Свой среди чужих

Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование в коррекционных учреждениях…

— Уже на конец прошлого года большая часть детей с ограниченными возможностями училась в обычных школах. В регионе немало учебных заведений, которые смогли на достойном уровне организовать инклюзию в отношении особых детей. Одна из передовых — челябинская школа № 73. В то же время сохранится сеть школ, которая ориентирована на коррекцию. Детям с тяжелыми заболеваниями проще и эффективнее обучаться в специализированных учебных заведениях. Таких, например, как 127-я школа Челябинска. С 1 сентября она также приобретет статус общеобразовательной организации, но программы, которые там будут реализовывать, останутся коррекционными и получат средства по повышенному нормативу. Не в меньшем объеме, чем было раньше, и даже в большем.

 

Профессиональное слияние

В регионе не останется ни одного ПТУ, но подготовка по программам начального профессионального образования сохранится.

Начальное профессиональное образование с 1 сентября вовсе не исчезнет, а будет включено в среднее профобразование. Последнее будет предполагать два вида программ: подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Данная статья лишь закрепила процесс модернизации системы НПО, начатый несколько лет назад. Объединение двух учебных заведений позволяет улучшить материально-техническую базу, способствует увеличению контингента обучающихся и количества инженерно-педагогических работников, что в конечном итоге скажется на повышении качества подготовки выпускников. На данный момент количество юрлиц, осуществляющих подготовку по программам среднего образования, серьезно сократилось с 84 до 49. При том, что три года назад насчитывалось около 150 таких учреждений, а в советские времена их количество превышало отметку в 300.

— Кадры, которые готовили ПТУ, сейчас не востребованы реальным сектором экономики. Это второй, третий разряд рабочих, а на предприятиях требуются более квалифицированные специалисты. И если мы готовим абитуриента по уровню НПО, то ставим задачу дать ему две или три профессии, чтобы он потом время на переподготовку не тратил. Ведь сейчас рынок труда не стабилен— сегодня завод работает, завтра на нем сокращения или остановка производства.

При этом среднее профобразование становится общедоступным. Закон сохраняет возможность проведения вступительных испытаний лишь для тех абитуриентов, которые поступают на специальности спортивной или творческой направленности. Кроме того, допускается проведение отбора, если количество мест меньше, чем абитуриентов. В этом случае проходит конкурс аттестатов.

 

 

Информационная открытость

Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов.

Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации. В их числе два южноуральских вуза — Челябинская агроинженерная академия и Магнитогорский государственный университет. Министерство уже запустило очередное исследование, итоги которого будут переданы руководству ведомства не позднее 20 ноября.

— Более того, федералы создают единую информационную систему мониторинга в системе образования страны, начиная с дошкольного уровня и кончая высшим профессиональным. Каждая образовательная организация будет иметь свой логин и пароль и обязана ежемесячно вносить информацию об основных параметрах своей деятельности в единую информационную систему, помимо того что регулярно вести свой сайт в Интернете. Такая информационная открытость дает контролирующим органам оперировать достоверной онлайновой информацией, составлять рейтинги и принимать соответствующие управленческие решения. По итогам мониторинга государство направит бюджетные ассигнования в наиболее эффективные образовательные учреждения, а неэффективные, как и прежде, ждет процесс реорганизации.

Важно, что на этот раз мониторинг коснется в том числе частных вузов. Некоторые учреждения негосударственного сектора образования пытаются заработать как можно больше денег порой в ущерб качеству подготовки специалистов, по сути штампуя дипломы. Однако теперь частные вузы также обязуют выкладывать всю информацию о себе в открытый доступ, следовательно на рынке образования останутся наиболее результативные из них.

 

 

Знания — на экпертизу

Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной.

Южный Урал безболезненно перейдет на эту процедуру. Эксперименты по введению ГИА проводились у нас примерно с 2002 года. Экзамен будет проходить в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. Хотя в регионе также обкатывается вариант проведения ГИА в виде компьютерных тестов. За организацию и проведение аттестации девятиклассников ответят региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных материалов ложится на плечи федералов.

— Закон гласит, что каждый уровень образования должен заканчиваться независимой экспертизой. ГИА — для основной школы. ЕГЭ — для средней старшей школы. В экспериментальном режиме у нас в области проводится независимая оценка подготовки учащихся и после окончания начальной школы.

Чтобы проанализировать уровень знаний школьников на всех этапах образования — начальном, общем и среднем полном, в этом году в области будет создана отдельная структура — центр оценки качества подготовки школьников.

 

 

Электронная альтернатива

С 1 сентября каждому ученику должны бесплатно выдать всю необходимую литературу. Финансировать приобретение учебников для школ обязаны субъекты Федерации.

Школы Челябинской области обеспечены бесплатными учебниками в среднем на 80 процентов. Для того чтобы довести эту цифру до ста, необходимо еще 343 млн рублей.

— Пока тех денег, которые предусмотрены в областном бюджете на эти цели, недостаточно для того, чтобы обеспечить каждого ребенка полным комплектом школьной литературы. При выделенных средствах на каждого школьника можно закупить учебников на 400 рублей, тогда как в реальности цена комплекта достигает 4-5 тысяч рублей. Согласно закону, у образовательного учреждения есть право привлекать дополнительные финансовые средства на добровольной основе. Поэтому к приобретению литературы подключаются родители.

Реальной альтернативой бумажному учебнику может стать учебник электронный. В Челябинской области апробация электронных учебников началась в 2010 году. В прошлом году с помощью них обучались более 500 школьников из семи учебных заведений.

 

 

Еще шесть принципиальных положений нового документа:

 — В правах уравнивается академическое и электронное (дистанционное) образование. Ученики смогут получать знания онлайн.

— Закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

— Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет. Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска.

— Школьная форма становится обязательной.

— Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры и стажировок.

— Законом закрепляется: зарплата преподавателей не может быть ниже средней по региону.

 

Поделиться

Вчера | 11:35
Как победа «Металлурга» в Кубке Гагарина скажется на имидже Южного Урала

Южноуральская команда под руководством Андрея Разина, переиграв ярославский «Локомотив» в финальной серии, вернула Кубок Гагарина в Челябинскую область. В финальной серии до четырех побед против «Металлурга» ярославским хоккеистам не удалось выиграть ни одного матча. Серия завершилась с разгромным счетом 4:0.

28.04.2024 | 15:27
В Челябинске стартует сезон тренировок на открытом воздухе

Почти 200 тысяч горожан регулярно занимаются физкультурой.

17.12.2014 | 16:42
В канун Нового года станут известны имена пяти звезд Южного Урала

На телеканале ОТВ близится к завершению уникальный по своей масштабности народный конкурс «Марафон талантов»

10.12.2014 | 15:01
Частные школы Челябинска ждут от государства льгот на арендную плату и налоги

Негосударственный сектор общего образования трудно назвать доступным

Новости   
Спецпроекты