Челябинской области необходимо три логистических комплекса и прикладной подход к перевозкам
Южноуральские логисты считают, что при реализации Стратегии-2020 нужен не стратегический, а именно практический подход к перевозкам. Также следует учитывать стремление предприятий сокращать транспортные издержки в условиях неблагоприятной экономики и выстраивать грузопотоки исходя из этих соображений.
Южноуральские логисты считают, что при реализации Стратегии-2020 нужен не стратегический, а именно практический подход к перевозкам. Также следует учитывать стремление предприятий сокращать транспортные издержки в условиях неблагоприятной экономики и выстраивать грузопотоки исходя из этих соображений.
— У нас долгое время муссировалась тема, что Великий шелковый путь, соединяющий Европу и Азию, проходил через Челябинскую область. В регионе хотели возродить эту идею, закрепив за собой статус международного хаба, — возвращает к базису южноуральской логистики Светлана Мячкова, председатель комитета по транспорту и логистике ЮУТПП, эксперт по транспортному аудиту.
Это позволило бы развивать дорожную сеть и задействовать по максимуму железнодорожный транспорт, который бы обслуживал промышленный регион. Кроме того, узловое положение было бы эффективно с экономической точки зрения относительно тарифов.
— Если бы у нас здесь сформировался состав на дальние направления, то не было бы простоев, когда на станциях приходится подцеплять вагоны. Одним составом можно, по сути, окупать все транспортные затраты, если выстроить оптимальную логистическую сеть. Благо, это позволяет сделать и территория, и географическое месторасположение, — поясняет Светлана Мячкова и также акцентирует на необходимости централизации автоперевозок. — В режиме онлайн набивается определенный маршрут, который уже разработан и просчитан, люди знают, когда в этом направлении будет выходить автотранспорт, и к этому времени подгоняют свое производство и подводят план отгрузки. Малые фирмы также могли бы, ориентируясь по времени, аккумулировать свои заказы.
Глобальная идея с хабом в итоге вылилась в ТЛК «Южноуральский», но системного подхода логисты здесь так и не увидели.
— Идея была оценена с точки зрения экономики, а не с позиции экспертов по транспорту и логистике, — говорит руководитель профильного комитета ЮУТПП. — В составе рабочей группы, разрабатывающей основные положения Стратегии, изначально не было практиков, которые могли бы подсказать, чего ждут от региона клиенты.
Не будет спроса — не придут деньги. Но парадокс южноуральской логистики в том, что спроса не будет, если не будет инфраструктуры. А ее нет.
— Хотя разорвать это замкнутое кольцо можно, — обнадеживает Светлана Мячкова. — Если предприниматели увидят перспективу, поймут, что регион растет, и в его развитие вкладываются областные деньги. Впоследствии мы могли бы войти в федеральную программу строительства и реконструкции дорог, что позволило бы в кратчайшие сроки развозить груз по городам.
Тогда, продолжая эту цепочку, строились бы нормальные логистические склады класса А, и инфраструктура бы развивалась с точки зрения географического месторасположения узлов. По мнению нашего эксперта, такие перевалочные точки есть смысл расположить на границе с Казахстаном (там как раз строится ТЛК «Южноуральский»), на Свердловском и Уфимском трактах — чтобы удовлетворить потребности предпринимателей, доставляющих грузы из Китая и Европы на Урал и в Сибирь. Вместе со складами, базирующимися в южноуральских городах, трех комплексов для региона достаточно. Но при условии, что это будут точки, увязывающие в себе транспорт и логистику. В Стратегии же строительство дорог не увязано с логистическими комплексами.
Кстати, подобный логистический проект может выйти на уровень заинтересованности федеральной власти в плане строительства и реконструкции дорог. Банки были бы тоже заинтересованы в таком долгосрочном инвестировании и, по всей вероятности, нашли бы понимание с бизнес-сообществом в этом вопросе. Но для этого на местном уровне необходимо поработать над гарантийными обязательствами региона, перечень которых для инвесторов должен быть не только расширен, но и закреплен в отдельном документе.
— Также мне бы хотелось, чтобы правительство сотрудничало с нашими научно-исследовательскими институтами: там работают специалисты именно по транспортной логистике, — дополняет Светлана Мячкова. — Те же докторские там пишутся на пятьдесят лет вперед: как ученые видят развитие логистики. Если подтянуть эту теорию, перевести ее в деньги и продать на аукционе предпринимательских идей, все бы эффективно заработало.
Поделиться