Как и где создаются театральные куклы в Челябинске
Татьяна Репина, начальник бутафорского цеха челябинского театра кукол, рассказала о том, как она создает главных участников представлений.
Татьяна Репина, начальник бутафорского цеха челябинского театра кукол, рассказала о том, как она создает главных участников представлений.
— В театр я попала случайно. Отучилась на художника-оформителя и думала — куда бы пойти работать, чтобы не было скучно? Быть дизайнером никогда не хотела. И вот однажды иду мимо театра, смотрю — объявление: «Требуются художники». Решила попробовать, зашла — да так и осталась здесь. Уже больше 25 лет работаю.
Не все сразу получалось, конечно. Сначала я больше по декорациям помогала, а только потом меня научили делать кукол. Хотя и сейчас я делаю и декорации, и костюмы помогаю оформлять. Швея то на весь театр одна, так что, если надо тесемки какие пришить, или бусы — мы все в этом участвуем. Сегодня, например, я делала жилетку для Бабы-ежки.
Все, что происходит на сцене, делается в этом цехе, но самое главное, конечно, — куклы. В их создании участвуют несколько человек, не только я. Начинается все с того, что к нам приезжает художник и показывает эскизы. Собирается техсовет — столяры, механики, осветители… Мы все это обсуждаем, художник объясняет нам, как и что нужно сделать. Потом он отдает все документы нам и уезжает. Для каждой куклы рисуется свой эскиз, и к нему же прикрепляется образец материала, из которого нужно сделать куклу — кусочек меха какого нибудь, например. Потом начинается процесс снабжения — мы закупаем все материалы. Это обычно занимает дня два.
Кукла рождается из глины — из нее я леплю головку, а потом делаю гипсовую отливку. Все это дорабатываю из папье-маше и отдаю механику. Он делает «начинку» — металлический каркас, деревянные детали — в зависимости от того, какой эскиз. Потом кукла возвращается ко мне, я ее разрисовываю, шпаклюю, одеваю… Если что то не выходит — то стираю и рисую заново. Не бывает такого, чтобы кукла не получилась — есть задание режиссера, и его нужно выполнить. Если художнику и режиссеру не понравится, то бывает, все приходится переделывать.
Сколько кукол нужно сделать к одному спектаклю, зависит от его масштабности. В среднем где то десять кукол. А вот для «Удивительного путешествия кролика Эдварда» мы делали 45 кукол! Это очень трудная работа, больше полугода на это ушло. Зато мы сразу знали, что этот спектакль получит призы, столько труда в него вкладывали. А сколько времени уходит на одну куклу, сказать сложно. Это все зависит от ее типа и от моего личного настроения. Бывает, что я и за 3 дня куклу сделаю, а бывает — больше недели на это уходит.
Пока я работаю над куклой, актеры наши приходят на примерку. Это же как и костюм — если ему неудобно будет, то какой же спектакль получится? Есть люди, которые по натуре своей консерваторы и привыкли, чтобы кукла на руке сидела именно так и никак по-другому. Вот мы и стараемся, подгоняем…
У каждого спектакля есть свой паспорт, там прописаны все куклы: король, принцесса, клоун и так далее. И все эти куклы закреплены за одним спектаклем, и потерять их невозможно. Есть у нас подсобное помещение, где хранятся куклы, которые в представлениях больше не участвуют. Они свое отслужили.
Много всяких курьезов с куклами случается. Например, рука отвалится во время спектакля. Здесь уже все зависит от мастерства актера — он ее ногой аккуратненько раз! — отпихивает, и дальше играет. Зрители, как правило, не замечают. Или перед самым представлением что то сломается — мы бегаем, подклеиваем. А если актеры едут на гастроли, то обязательно берут с собой нитки, клей, чтобы в случае чего самим ее починить. Ведь актер и кукла — должны дружить, они как одно целое.
Самая моя любима кукла — это, пожалуй, все-таки Петрушка. Это персонаж на все времена, наравне с Арлекино. Его и делать приятно. Вообще, куклы перчаточного типа делать намного легче, чем планшетные, марионетки или куклы-трости — это когда ее не на руку одевают, а управляют с помощью инструментов.
То, что куклы живые — это больше актерские заморочки. Хотя, конечно, у каждой куклы есть свой характер. Если бы его не было, то зачем тогда она вообще нужна? Я пока ее делаю, начинаю ее любить и потом переживаю за ее судьбу.
Поделиться