Город в ящиках. В Челябинской области, как в 90-х годах, расцветает уличная торговля
Уличная торговля с лотков, ящиков и прочих наспех сколоченных «витрин» приобретает в Челябинске какие-то немыслимые масштабы. Логично предположить, что этот «привет из 90-х» возник в городе не на пустом месте.
- Продуктовый маркер. Челябинские производители готовы ставить на продукты зеленый знак качества
- Денежное колесо. В Челябинске подсчитали заработки шиномонтажных мастерских
- Рецепт на банкротство. Аптеки Челябинской области испугались экспансии федералов
Точки притяжения
Обычно уличные продавцы устраивают свои «ярмарки» на оживленных перекрестках и жмутся к киоскам. В Челябинске это пересечение проспекта Победы и улицы Чичерина, улицы Воровского, Комаровского, Гагарина, район Теплотеха и другие кварталы.
По словам начальника управления благоустройства Челябинска Владимира Жучкова, неважно, что и на какой улице продают с тротуарных лотков, главное, что это делается без специальных разрешений.
— Лоточники, как правило, кучкуются на перекрестках и возле самовольно установленных киосков, — поясняет он. — Город уже занимается этой проблемой, сносит «серые» ларьки, надеемся, и лотков вокруг станет меньше.
Но пока борьба с ними напоминает сражение с ветряными мельницами. В 2017 году в Челябинске за нарушения правил благоустройства составлено 1200 протоколов, половина из них — за уличную торговлю. Примерно такие же цифры и по 2016 году. Штрафы небольшие, от тысячи до пяти тысяч рублей. Выписывать их можно раз в две-четыре недели.
— Есть те, кого постоянно штрафуем, — добавляет Владимир Жучков. — Многие ссылаются на безденежье, говорят, что работы нет.
Вариант с безработицей как основной причиной всплеска уличной торговли опровергают цифры областной статистики. В 2017 году на рынке труда региона наметилась положительная динамика. По данным региональной службы занятости, число безработных по сравнению с предыдущим периодом уменьшилось с 33,2 до 26,7 тысячи человек. Уровень безработицы снизился с 1,79 до 1,44 %. По прогнозу, к концу этого года безработных жителей Челябинской области станет еще меньше — 22,5 тысячи человек.
Остались без сбыта
Для многих нарушителей торговля с лотков уже образ жизни, и неважно, по каким причинам он сложился. А вот с уличными продавцами деревенских продуктов другая история. Мясо, молоко, яйца, творог, овощи селяне и перекупщики везут в город, чтобы заработать себе на хлеб насущный. Их можно понять: официальных рынков мало (в Челябинске из семи рынков всего один продовольственный и один универсальный), а сертификаты, без которых домашнюю провизию нельзя предлагать покупателям, дорогие. По словам перекупщицы с Северо-Западного рынка Елены Щапиной, с которой общался chelrestoran.ru, анализы мяса на безопасность стоят примерно 1600-1800 рублей.
Кроме того, в этом году фермеры столкнулись еще с одной проблемой. Молочные заводы резко сократили закуп молока у населения.
— Видели бы вы Магнитогорск! Там на каждом углу, на каждом перекрестке стоят люди с молоком, сметаной, творогом, сыром, — рассказывает исполнительный директор Союза фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Челябинской области Анна Таскаева. — Молокозаводы практически перестали брать у селян молоко, закупаются теперь в соседней Башкирии и компенсирует несобранное сухим сырьем. Агаповский, Брединский, Чебаркульский, Аргаяшский районы остались без канала сбыта.
Понятно, что если производитель и переходит на более дешевое сырье, то только по одной причине: чтобы снизить издержки. В условиях рынка нельзя заставить бизнес делать то, что ему невыгодно. Разве что попытаться повторить опыт прошлогодних перемен в госзакупках, когда госучреждения обязали включать в пул своих поставщиков малые предприятия. Однако эта спасительная для селян мысль скорее всего упрется в антимонопольное законодательство.
Причина в доходах
Уйти из «лоточников» фермерам, возможно, могли бы помочь новые каналы сбыта, созданные с бюджетной поддержкой. К примеру, интернет-магазины натуральных продуктов, где горожане покупали бы деревенское мясо, молоко, овощи. Подобный проекту «Фермер онлайн», который запускали в регионе несколько лет назад, но не «раскрутили» до прибыльности и поэтому не сохранили.
Цивилизованной уличной торговле могли бы поспособствовать, наверное, и ярмарки. По данным Челябинскстата, в прошлом году в регионе провели 588 ярмарок. Цифра в общем-то неплохая, но здесь нужно смотреть, что это за ярмарки и покрывают ли они потребности покупателей, которые за коробкой печенья, кастрюлей или модным шарфиком все-таки идут к «лоточнику».
— Как только у населения падают доходы, расцветает уличная торговля, — комментирует доцент ЧелГУ Александр Фокин. — Товары, реализуемые прямо из машины, будут дешевле аналогичных в соседнем магазине. Население поддерживает торговлю с лотков в первую очередь из-за дешевизны, а не потому, что с ящиков покупать приятнее или удобнее.
Комментарии:
Владимир Жучков, начальник управления благоустройства администрации Челябинска:
«Нам нужно подумать о местах организованной торговли по типу ярмарок. Например, разрешать круглогодичную торговлю на местах официальных елочных базаров. Возможно, организовывать там продуктовые ярмарки выходного дня. Схема такая: муниципалитет оформляет торговое пространство по всем правилам благоустройства, а желающие торговать вносят за место небольшую плату. Также есть предложение вдвое увеличить штрафы за незаконную торговлю».
Александр Фокин, историк, доцент Челябинского государственного университета:
«В начале 90-х происходит падение доходов населения, и большинство горожан живут крайне бедно. Магазины, построенные еще в советское время, остаются, и постепенно открываются новые точки, но основная торговля ведется хаотично: с машин, лотков, развалов. Горожане отовариваются на знаменитом рынке на площади Революции. Продукты там можно купить прямо с машин. Книги, учебники покупают на развалах на улице Советской. Город охватывает челночная торговля. Люди едут в Китай и Турцию, везут одежду, обувь и прочие товары, которых нет у нас, и продают на рынках, в специальных боксах. В 2000-х с ростом благосостояния людей рынки стали терять лидерские позиции. Торговля с улиц перетекает в магазины. Почти исчезли с улиц, к примеру, продавцы семечек и орешков в кульках. Сегодняшний день — это победа сетевого ретейла над небольшими магазинами формата «у дома». Периодически появляются попытки создать «домашние» магазины, но покупательная способность населения не позволяет поддерживать этот формат на плаву. Цены в них не могут быть ниже ценника сетевых торговых точек. За душевность, общение, персонифицированную торговлю приходится доплачивать».
Анна Таскаева, исполнительный директор союза фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Челябинской области:
«Селяне выходят на улицу с молоком, сметаной, творогом, потому что им негде больше все это продать. Выход видим только один — создавать собственный завод по переработке молока. Предприятие создадим на паях с кооперацией из соседней Башкирии. Разместится завод скорее всего в Аргаяшском районе. Планируем выпускать всю молочную продукцию и даже сыры. В Челябинской области сегодня около десятка сыроделов. Все они готовят великолепные сыры, в том числе и козий, и «косичку». Научились делать пармезан, сейчас шлифуют технологию. Не получаются пока только сыры с плесенью. Финансирование под этот проект уже получено. Деньги идут через федеральную Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов».
Цифры
5,3 % — на столько упали реальные располагаемые доходы населения Челябинской области в 2017 году по сравнению с годом ранее (данные Челябинскстата). Падение показателей среднедушевого дохода чуть меньше — 1,7 %.
Поделиться