Челябинск и Екатеринбург благодаря ВСМ смогут конкурировать с Санкт-Петербургом

28 Апреля 2018 Автор: Станислав Смирнов Фото: сделано с видеозаписи медиагруппы «Россия сегодня»
Челябинск и Екатеринбург благодаря ВСМ смогут конкурировать с Санкт-Петербургом

Какие эффекты принесет ВСМ Челябинск — Екатеринбург, в какую сумму обойдется строительство магистрали, станет ли она катализатором других инфраструктурных проектов, и причем здесь Магнитогорск и Курган.

О создании национальной системы высокоскоростного движения шла речь на круглом столе «Реализация проектов пространственного развития РФ — транспортный вектор (проекты ВСМ)», который прошел в пятницу, 27 апреля, в Москве.

Транспорт для всех

РЖД принята программа развития высокоскоростного и скоростного движения в России, которая предусматривает строительство более 4 тысяч километров новых железных дорог со скоростью до 400 км в час, а также реконструкцию около 7 тысяч километров.

Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей играет важную роль в стратегии пространственного развития России, по сути, речь идет о создании новой транспортной системы. «Агломерационные и инвестиционные эффекты, связанные с развитием территорий, во многом превосходят эффекты от банковской модели, по которой мы привыкли оценивать наши основные проекты, — отметил первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин. — Это важный фактор, благодаря которому сегодня идет интенсивное строительство ВСМ в мире. В этой гонке скорости и технологий участвуют практически все ведущие страны».

По словам г-на Мишарина, ВСМ имеют максимальный мультипликативный эффект: на каждый рубль он составляет 1,46 рубля, а с учетом условий эксплуатации — 3,77 рубля, что является наивысшим показателем среди других видов транспорта. «По сути, ВСМ — это межрегиональное метро, именно так их воспринимают во всем мире. Это транспорт для всех», — подчеркнул он.

Соединить грузовые и пассажирские потоки Европы и Китая должна высокоскоростная магистраль «Евразия». Ее общая протяженность составит 9447 км (расстояние «Пекин — Москва — Берлин»), из которых на территории РФ — 2366 км. При этом ВСМ Челябинск — Екатеринбург рассматривается как один из элементов «Евразии» и включена в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта.

Рычаг производительности

Президент «Центра экономики инфраструктуры» Владимир Косой называет Екатеринбург и Челябинск перспективным вариантом для создания ВСМ. «Областные центры расположены на расстоянии всего 200 км друг от друга, при этом вместе они формируют почти 6 % валового национального продукта в стране. Объединяя их, превращая в единый центр с помощью высокоскоростного транспорта, мы де-факто сможем создать третий в России экономический центр, который на полных основаниях сможет конкурировать с Санкт-Петербургом», — считает эксперт.

По его словам, более 25 % формирующегося валового национального продукта сконцентрировали на себе Москва и Санкт-Петербург, потому чрезвычайно важно сформировать ряд новых центров формирования ВРП. «И без скоростного транспорта это сделать невозможно, — уверен г-н Косой. — Мы специально проводили анализ, как влияет полуторачасовая доступность на производительность труда и эффективность в различных отраслях. И видим, что в городах с населением свыше 1,5 млн человек резко начинает расти производительность труда. У нас основная часть городов-миллионников в России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, это города с населением около 1,5 млн человек, и там уровень производительности труда примерно такой же, как в городах с населением в 100 тысяч жителей. Но как только мы формируем территорию, на которой в зоне полуторачасовой доступности оказывается 3-5 млн человек, происходит колоссальный рост производительности труда за счет расширения всех рынков».

При этом, как заметил Владимир Косой, любая крупная стройка с точки зрения экономики — это благо. «Очень часто крупные стройки в России воспринимаются как черные дыры, в которые уходят значительные бюджетные ресурсы. Это совершенно неправильный подход. Да, у нас есть проблемы с эффективностью использования средств, что связано с коррупцией, но любая крупная стройка формирует очень серьезную доходную базу для бюджета», — подчеркнул он.

Ближе к центру

ВСМ Челябинск — Екатеринбург позволит добираться из одного города в другой за 1 час 10 минут. Помимо областных центров, магистраль соединит два аэропорта, а также города Снежинск и Сысерть. Общее расстояние между конечными станциями составит около 218 км. Приоритетами при разработке проекта являются создание возможности обеспечить поездку за минимальное время, соблюдение экологических требований (ВСМ пройдет в обход охраняемых природных территорий) и создание новых экономических центров на базе инфраструктуры магистрали. Строительство ВСМ должно начаться в 2021 году, запуск магистрали в эксплуатацию запланирован на 2024‑й.

За реализацию проекта отвечает хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль», в которое вошли Челябинская и Свердловская области, «РВМ Капитал», РМК и ЧТПЗ. Частное концессионное предложение о финансировании, создании и эксплуатации ВСМ было подано в правительство РФ в конце 2017 года, ведутся переговоры. «Мы сейчас считаем, сколько денег будет вложено бизнесом на рубль государственных затрат на инфраструктуру в рамках государственно-частного партнерства», — отметил вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров. Срок реализации концессионного соглашения составляет 32 года.

Вице-губернатор также обратил внимание на «яркий политический контекст», упомянув грядущие в Челябинске саммиты ШОС и БРИКС, а также ЭКСПО‑2025, за право проведения которой борется Екатеринбург. «Принять за полгода больше 30 млн человек Екатеринбургу будет сложно, а за счет ВСМ Челябинск сможет взять на себя часть потока. Поэтому в заявке на ЭКСПО‑2025 фигурируют два региона», — пояснил он.

Поскольку речь зашла о международных мероприятиях, модератор вспомнил о чемпионате мира по хоккею среди юниоров, в это время проходившем в Челябинске и Магнитогорске. «Как там наша сборная?» — не совсем кстати поинтересовался ведущий. «До Магнитогорска тоже хотелось бы построить железную дорогу», — ответил Руслан Гаттаров, но тему развивать не стал.

А вот Александр Мишарин, уроженец Екатеринбурга, нашел что добавить. «Это очень хороший проект (ВСМ Челябинск — Екатеринбург), но он имеет продолжение в части реализации большого проекта «Евразия». Там (в Челябинской области) есть еще один счастливый город — Курган, который будет совершенно по-другому восприниматься на карте России, когда получит такую же часовую доступность к Челябинску. И Челябинск превращается в центр большой агломерации. Хотя надо еще понять, где будет центр. Я больше к Екатеринбургу склоняюсь, но тем не менее», — заметил он.

«Расширение взаимодействия с Курганом для нас тоже очень важно, — посчитал своим долгом отреагировать вице-губернатор. — Хорошо, если к нам поедут умные и рукастые люди из Кургана работать на наших промышленных предприятиях».

Что касается затрат на реализацию проекта, то г-н Гаттаров не стал озвучивать конкретные цифры, ограничившись фразой «сотни миллиардов рублей» и посоветовав обращаться к официальным данным, то есть нормативам. Ранее сообщалось, что стоимость ВСМ Челябинск — Екатеринбург составит 360 млрд рублей. Судя по всему, это и есть норматив, а само строительство, как уточнил Руслан Гаттаров, может обойтись дешевле. «Поскольку есть возможности оптимизации», — пояснил он.

Мероприятие проходило в формате видеоконференции в международном мультимедийном центре «Россия сегодня». Видеотрансляцию можно посмотреть здесь.

Агломерационные эффекты от проекта ВСМ Челябинск — Екатеринбург за 32 года оцениваются в 470 млрд рублей, которые поступят в бюджеты Челябинской, Свердловской областей и РФ.
подверстка

Комментарий

Евгений-Попов-Видеомост-ВСМ.jpgЕвгений Попов,
руководитель департамента стратегии компании Cushman & Wakefield:

«ВСМ нужно рассматривать не только как транспортный, но и как градостроительный, урбанистический проект. Кроме того, важно, что в реализации ВСМ будут задействованы сотни, тысячи предприятий. Очень важно, чтобы это были местные компании, проектные институты, заводы, тогда капитал будет оставаться в регионе».
Вчера | 10:19
Заказ на компетенции. Какие ресурсы нужны Челябинской области

Первая в этом году пресс-конференция губернатора Челябинской области Бориса Дубровского проходила не в Челябинске, а в Карабаше, который еще недавно называли одним из «самых проблемных городов».

22.05.2018 | 17:56
О колесах и деньгах. В Челябинске прошел южноуральский инвестиционный форум

На транспортной выставке в Челябинске прошла серия мероприятий для бизнеса

22.05.2018 | 17:56
О колесах и деньгах. В Челябинске прошел южноуральский инвестиционный форум

На транспортной выставке в Челябинске прошла серия мероприятий для бизнеса

16.04.2018 | 10:36
Илья Ройтенберг: «Вместо того чтобы варить пиво, мы думаем, как спасти отрасль»

Непрекращающаяся «охота» депутатов на пиво вынуждает игроков отрасли генерировать идеи ее спасения. Председатель регионального союза пивоваров Илья Ройтенберг считает, что облегчить жизнь и бизнесу, и государству на самом деле не так уж и сложно. Подробности — в нашей беседе.

Новости   
Спецпроекты