Челябинск и Екатеринбург благодаря ВСМ смогут конкурировать с Санкт-Петербургом

28 Апреля 2018 Автор: Станислав Смирнов Фото: сделано с видеозаписи медиагруппы «Россия сегодня»
Челябинск и Екатеринбург благодаря ВСМ смогут конкурировать с Санкт-Петербургом

Какие эффекты принесет ВСМ Челябинск — Екатеринбург, в какую сумму обойдется строительство магистрали, станет ли она катализатором других инфраструктурных проектов, и причем здесь Магнитогорск и Курган.

О создании национальной системы высокоскоростного движения шла речь на круглом столе «Реализация проектов пространственного развития РФ — транспортный вектор (проекты ВСМ)», который прошел в пятницу, 27 апреля, в Москве.

Транспорт для всех

РЖД принята программа развития высокоскоростного и скоростного движения в России, которая предусматривает строительство более 4 тысяч километров новых железных дорог со скоростью до 400 км в час, а также реконструкцию около 7 тысяч километров.

Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей играет важную роль в стратегии пространственного развития России, по сути, речь идет о создании новой транспортной системы. «Агломерационные и инвестиционные эффекты, связанные с развитием территорий, во многом превосходят эффекты от банковской модели, по которой мы привыкли оценивать наши основные проекты, — отметил первый заместитель гендиректора РЖД Александр Мишарин. — Это важный фактор, благодаря которому сегодня идет интенсивное строительство ВСМ в мире. В этой гонке скорости и технологий участвуют практически все ведущие страны».

По словам г-на Мишарина, ВСМ имеют максимальный мультипликативный эффект: на каждый рубль он составляет 1,46 рубля, а с учетом условий эксплуатации — 3,77 рубля, что является наивысшим показателем среди других видов транспорта. «По сути, ВСМ — это межрегиональное метро, именно так их воспринимают во всем мире. Это транспорт для всех», — подчеркнул он.

Соединить грузовые и пассажирские потоки Европы и Китая должна высокоскоростная магистраль «Евразия». Ее общая протяженность составит 9447 км (расстояние «Пекин — Москва — Берлин»), из которых на территории РФ — 2366 км. При этом ВСМ Челябинск — Екатеринбург рассматривается как один из элементов «Евразии» и включена в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта.

Рычаг производительности

Президент «Центра экономики инфраструктуры» Владимир Косой называет Екатеринбург и Челябинск перспективным вариантом для создания ВСМ. «Областные центры расположены на расстоянии всего 200 км друг от друга, при этом вместе они формируют почти 6 % валового национального продукта в стране. Объединяя их, превращая в единый центр с помощью высокоскоростного транспорта, мы де-факто сможем создать третий в России экономический центр, который на полных основаниях сможет конкурировать с Санкт-Петербургом», — считает эксперт.

По его словам, более 25 % формирующегося валового национального продукта сконцентрировали на себе Москва и Санкт-Петербург, потому чрезвычайно важно сформировать ряд новых центров формирования ВРП. «И без скоростного транспорта это сделать невозможно, — уверен г-н Косой. — Мы специально проводили анализ, как влияет полуторачасовая доступность на производительность труда и эффективность в различных отраслях. И видим, что в городах с населением свыше 1,5 млн человек резко начинает расти производительность труда. У нас основная часть городов-миллионников в России, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, это города с населением около 1,5 млн человек, и там уровень производительности труда примерно такой же, как в городах с населением в 100 тысяч жителей. Но как только мы формируем территорию, на которой в зоне полуторачасовой доступности оказывается 3-5 млн человек, происходит колоссальный рост производительности труда за счет расширения всех рынков».

При этом, как заметил Владимир Косой, любая крупная стройка с точки зрения экономики — это благо. «Очень часто крупные стройки в России воспринимаются как черные дыры, в которые уходят значительные бюджетные ресурсы. Это совершенно неправильный подход. Да, у нас есть проблемы с эффективностью использования средств, что связано с коррупцией, но любая крупная стройка формирует очень серьезную доходную базу для бюджета», — подчеркнул он.

Ближе к центру

ВСМ Челябинск — Екатеринбург позволит добираться из одного города в другой за 1 час 10 минут. Помимо областных центров, магистраль соединит два аэропорта, а также города Снежинск и Сысерть. Общее расстояние между конечными станциями составит около 218 км. Приоритетами при разработке проекта являются создание возможности обеспечить поездку за минимальное время, соблюдение экологических требований (ВСМ пройдет в обход охраняемых природных территорий) и создание новых экономических центров на базе инфраструктуры магистрали. Строительство ВСМ должно начаться в 2021 году, запуск магистрали в эксплуатацию запланирован на 2024‑й.

За реализацию проекта отвечает хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль», в которое вошли Челябинская и Свердловская области, «РВМ Капитал», РМК и ЧТПЗ. Частное концессионное предложение о финансировании, создании и эксплуатации ВСМ было подано в правительство РФ в конце 2017 года, ведутся переговоры. «Мы сейчас считаем, сколько денег будет вложено бизнесом на рубль государственных затрат на инфраструктуру в рамках государственно-частного партнерства», — отметил вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров. Срок реализации концессионного соглашения составляет 32 года.

Вице-губернатор также обратил внимание на «яркий политический контекст», упомянув грядущие в Челябинске саммиты ШОС и БРИКС, а также ЭКСПО‑2025, за право проведения которой борется Екатеринбург. «Принять за полгода больше 30 млн человек Екатеринбургу будет сложно, а за счет ВСМ Челябинск сможет взять на себя часть потока. Поэтому в заявке на ЭКСПО‑2025 фигурируют два региона», — пояснил он.

Поскольку речь зашла о международных мероприятиях, модератор вспомнил о чемпионате мира по хоккею среди юниоров, в это время проходившем в Челябинске и Магнитогорске. «Как там наша сборная?» — не совсем кстати поинтересовался ведущий. «До Магнитогорска тоже хотелось бы построить железную дорогу», — ответил Руслан Гаттаров, но тему развивать не стал.

А вот Александр Мишарин, уроженец Екатеринбурга, нашел что добавить. «Это очень хороший проект (ВСМ Челябинск — Екатеринбург), но он имеет продолжение в части реализации большого проекта «Евразия». Там (в Челябинской области) есть еще один счастливый город — Курган, который будет совершенно по-другому восприниматься на карте России, когда получит такую же часовую доступность к Челябинску. И Челябинск превращается в центр большой агломерации. Хотя надо еще понять, где будет центр. Я больше к Екатеринбургу склоняюсь, но тем не менее», — заметил он.

«Расширение взаимодействия с Курганом для нас тоже очень важно, — посчитал своим долгом отреагировать вице-губернатор. — Хорошо, если к нам поедут умные и рукастые люди из Кургана работать на наших промышленных предприятиях».

Что касается затрат на реализацию проекта, то г-н Гаттаров не стал озвучивать конкретные цифры, ограничившись фразой «сотни миллиардов рублей» и посоветовав обращаться к официальным данным, то есть нормативам. Ранее сообщалось, что стоимость ВСМ Челябинск — Екатеринбург составит 360 млрд рублей. Судя по всему, это и есть норматив, а само строительство, как уточнил Руслан Гаттаров, может обойтись дешевле. «Поскольку есть возможности оптимизации», — пояснил он.

Мероприятие проходило в формате видеоконференции в международном мультимедийном центре «Россия сегодня». Видеотрансляцию можно посмотреть здесь.

Агломерационные эффекты от проекта ВСМ Челябинск — Екатеринбург за 32 года оцениваются в 470 млрд рублей, которые поступят в бюджеты Челябинской, Свердловской областей и РФ.
подверстка

Комментарий

Евгений-Попов-Видеомост-ВСМ.jpgЕвгений Попов,
руководитель департамента стратегии компании Cushman & Wakefield:

«ВСМ нужно рассматривать не только как транспортный, но и как градостроительный, урбанистический проект. Кроме того, важно, что в реализации ВСМ будут задействованы сотни, тысячи предприятий. Очень важно, чтобы это были местные компании, проектные институты, заводы, тогда капитал будет оставаться в регионе».
18.10.2018 | 17:21
Меню для инвестора. В Челябинской области перешли на ежемесячный формат сопровождения

В Челябинске состоялось первое заседание участников проекта «Инвесткухня», который предполагает интеграцию муниципальных и региональных специалистов по работе с инвесторами.

16.10.2018 | 09:10
Борис Дубровский привез с московской «Золотой осени» 144 медали

Губернатор Челябинской области Борис Дубровский подвел итоги участия южноуральского агропрома во Всероссийской выставке «Золотая осень».

16.10.2018 | 16:53
На какую прибыль могут рассчитывать челябинские отельеры во время саммитов ШОС и БРИКС

Челябинским отельерам не стоит рассчитывать на сверхприбыли во время проведения в областном центре саммитов ШОС и БРИКС.

21.09.2018 | 10:20
В Челябинской области ищут инвесторов для развития придорожного сервиса

Придорожный сервис может стать важной отраслью региональной экономики.

Новости   
Спецпроекты