Не из Раша с любовью. Челябинскую область просят сформировать стратегию привлечения иностранных туристов

23 Июля 2018 Автор: Федор Кручинин Фото: Вячеслав Шишкоедов
Не из Раша с любовью. Челябинскую область просят сформировать стратегию привлечения иностранных туристов


По итогам прошлого года Челябинская область попала в топ-20 российских регионов, популярных среди иностранных туристов. Росстат насчитал, что Южный Урал заинтересовал в 2017 году более 50 тысяч иностранцев. Тем временем Челябинскстат показывает, что местными турфирмами за прошлый год «завезено» в регион лишь 28 туристов из других стран. Может ли Южный Урал стать интересным для иностранцев — в нашем разговоре с Андреем Минченко, председателем комитета экологии и ресурсосбережения ЮУТПП, экспертом в сфере инвестиционного развития.

Алмазы или красивые камешки

— Не кажется ли вам, что сравнение двух цифр говорит о том, что местный бизнес полностью выключен из процесса продвижения туристических возможностей региона?

Андрей-Минченко,-председатель-комитета-экологии-и-ресурсосбережения-ЮУТПП.jpg— Туризм потенциально очень выгоден для экономики. Въездной туризм — это дополнительный внешний спрос, а иностранные туристы — это экспорт наших услуг и товаров. Добавленная стоимость, созданная внутри региона, может составлять более 80 % от общей выручки отрасли. По своему региональному экономическому эффекту развитый курорт может превзойти крупное производственное предприятие. Однако проблема заключается в том, что эту стоимость нужно СОЗДАВАТЬ, а спрос и туристические потоки — формировать.

К примеру, создание стоимости в алмазной отрасли — это разведка и разработка месторождений, добыча алмазов, искусная огранка, получение бриллиантов, формирование и продвижение модных брендов, повышающих цену, изготовление уникальных ювелирных изделий, продажа их по всему миру и т.д. А можно просто находить под ногами более-менее красивые камешки и выменивать их у соседних туземцев на еду. Туризм в Челябинской области, к сожалению, пока ближе к этому уровню.

Поэтому говорить о какой-то статистике — это несерьезно. Въездного туризма у нас фактически нет. Лишь его зачатки, некоторые стихийно сложившиеся потоки, причем с минимальной пользой для экономики. Из этого нужно исходить.

Турстат, скорее всего, считает по авиабилетам визиты иностранных деловых партнеров наших предприятий и студентов. Только это не туризм. Челябинскстат более честен.

Что касается местного бизнеса, то он действительно почти выключен из процесса системного привлечения внешних туристов. И это нормально, так как у них нет и не будет для этого необходимых ресурсов и влияния.

— В данных Челябинкстата можно заметить еще одну интересную деталь: местные турфирмы не смогли за прошлый год привезти на Южный Урал ни одного туриста из дальнего зарубежья, тогда как в 2016 году из 71 иностранного туриста почти половина была из СНГ, остальные — «дальники»? С чего мог возникнуть такой провал?

— Полагаю, что разница между нулем и «около нуля» не является показательной. Хотя в данном случае могли повлиять внешнеполитические процессы — нагнетание напряженности в отношениях со стороны западного мира. Однако восточный мир нам по-прежнему рад, и гости из Азии наверняка бы приехали, если бы было куда и зачем приезжать.

В одиночку у сборной не выиграть

— Есть ли у вас личные наблюдения, насколько часто местные игроки туристического рынка участвуют в работе южноуральских делегаций, отправляемых за рубеж, проявляют ли они интерес к визитам иностранных делегаций к нам?

— В актуальной футбольной аналогии ответ будет подобен рассуждениям на тему, сможет ли отдельный игрок в одиночку выиграть у сильной сборной другой страны. Точно не сможет. Нужна сыгранная команда, единая стратегия, тактика и хороший тренер.

Разовые частные акции со стороны малого бизнеса не принесут почти никакой пользы, особенно когда каждый из них только сам за себя. Нужна система регулярных мер со стороны региональной власти и отраслевых общественных объединений.

До 2016 года такой системы не было, лишь разрозненные локальные меры. В 2016-2018 годах правительством региона предпринят ряд важных шагов: реформирована деятельность центра развития туризма, начато участие в выставках, сделана попытка формирования регионального бренда, нарастают масштабы фестивалей, проводятся туристические форумы, запущен регулярный рейс в Харбин, принята первая делегация китайских туроператоров. Это очень существенные достижения. Но до серьезных экономических результатов еще далеко.

Деловая общественность пытается влиять на ситуацию, но ее возможности невелики. Всё базируется лишь на энтузиазме отдельных людей, который не безграничен.

Значимых профессиональных ассоциаций у нас нет вообще. К примеру, в европейской практике нормальной является ситуация, когда локальная ассоциация отельеров лоббирует проведение в регионе каких-то международных мероприятий. Все отельеры сбрасываются на ее содержание и получают реальный результат.

У нас подобное не практикуется. Ассоциации играют номинальную роль, продвигают лишь интересы своего актива. Отраслевое сообщество им не доверяет и не вкладывает в них ресурсы.

— Есть ли необходимость «будить» местный бизнес, направляя часть его усилий на иностранных туристов или же региону проще и эффективнее отдать это на откуп федеральных игрокам?

— Федеральные игроки точно не заинтересованы в развитии нашего региона, рассчитывать на них нет смысла. Регионов в стране много, а исходная готовность для развития туризма у некоторых гораздо выше, чем у нас.
«Будить» местный бизнес нужно, но только дело не в его сне, а в его доверии. Бизнес должен быть уверен, что намерения государства серьезны и что поток иностранных туристов будет. Только тогда начнутся новые инвестиции.

В целом рассчитывать на то, что бизнес выстроит туристическую отрасль региона самостоятельно, это ошибка. В этой отрасли присутствует слишком много проблем, требующих систематического вмешательства региональной и муниципальной власти.

Приковать внимание

— Какие инструменты в принципе должна применять область для привлечения иностранцев в наш регион? Какое место в них должны занимать инструменты PR?

— Инструментарий огромен. Будет правильнее выделить первоочередные задачи исходя из существующих ключевых проблем. Прежде всего у нас сегодня пока мало организованных достопримечательностей (дестинаций), достойных внимания на фоне всей России. Кому нужны природные красоты Южного Урала, если там нет элементарных туалетов и все завалено мусором от «диких» туристов?

«Аркаим» сегодня открывает экспозицию истории России на ВДНХ. Но это по-прежнему турбаза с вагончиками времен СССР, причем окруженная негативными историями про сектантов, вытаптывание степи и гадюк.

Наши музеи малы и ординарны, экспозиции слишком просты, не отвечают современному техническому уровню, краеведческий музей, на мой взгляд, слабо отражает историю региона.

Часть возможностей мы бесцельно растрачиваем: Увильды превратились в город частных усадеб; Тургояк частично сохранился, и только потому, что на западный берег невозможно проехать; на других озерах прибрежные участки раздаются под частные дачи.

При этом все значимые дестинации находятся в ведении государства. Бизнес сегодня не имеет права создавать или улучшать там инфраструктуру приема гостей.

Что же касается продвижения, то у нас есть огромный козырь — саммиты ШОС и БРИКС, гости и СМИ из 18 стран, обновленный Челябинск, доверие иностранцев. Только мы должны тщательно подготовиться к тому, что и как мы намерены презентовать на этой всемирной витрине.

Первоочередные задачи мне видятся следующим образом.

Первое. Сформировать стратегию привлечения иностранных туристов, спроектировать локальное развитие значимых дестинаций, создать планировочные решения, выделить земельные участки, привлечь частные инвестиции на условиях государственно-частного партнерства, привлечь федеральное финансирование. А там, где это невозможно, хотя бы поставить туалеты и организовать уборку мусора.

Второе. Объединить существующие дестинации и достойные действующие объекты туристического сервиса в тщательно продуманные логистические цепочки — маршруты для иностранных туристов. Заключить рамочные соглашения с каждым бизнесом. Привлечь по конкурсу регионального туроператора, который возьмет на себя донастройку маршрутов, контроль качества услуг, логистику, мультиязычную навигацию в интернете и на местах и т.п. Приглашать иностранных туроператоров на пробные туры, привозить пилотные группы туристов.

Третье. Создать новые музеи, способные конкурировать за внимание туристов на всероссийском уровне. Самые очевидно необходимые варианты — это музей атомной отрасли, ядерного оружия и ракетной техники, а также музей 5000-летней истории металлургии на Южном Урале. Музей ЧТЗ можно дополнить реальной экспозицией тракторной и бронетанковой техники.

В целом, как только ручеек иностранных туристов станет стабильным, частные инвесторы сами начнут выступать с инициативами, нацеленными его расширить.

Однако первоначальное организующее участие региональной власти необходимо. Оно не требует огромных бюджетных средств, но является весьма трудозатратным, включает преодоление многих административных и бюрократических барьеров, координацию ведомств, содержит ряд рискованных перспективных решений.

Несмотря на трудности, всё вполне реалистично, многое можно успеть даже к 2020 году. Понятно, что подготовка к саммитам отнимает все внимание и ресурсы региональной власти, однако предпринять ряд системных мер по развитию туризма представляется очень важным.

13.09.2019 | 20:02
Внутренние инициативы. В Челябинской области оцифруют промышленную кооперацию

С целью усиления внутриобластной кооперации на Южном Урале планируется создать единое информационное пространство для промышленных предприятий.

11.09.2019 | 11:32
Споров между банками и челябинским бизнесом из-за блокировки счетов стало больше

Но судебная практика постепенно разворачивается в пользу предпринимателей: юристы отмечают, что стало больше и инструментов конструктивного разрешения конфликтов.

13.09.2019 | 16:52
Оказались ли выборы губернатора Челябинской области абсолютно чистыми?

С момента закрытия избирательных участков по выборам губернатора Челябинской области прошло уже несколько дней, основные цифры подсчитаны, официальные решения опубликованы… Какими были эти выборы — в нашем разговоре с председателем регионального избиркома Сергеем Обертасом.

04.09.2019 | 09:38
Сбор системы управления. Какие сигналы расшифровали эксперты в словах Алексея Текслера

«Если бы журналистам дали волю, то пресс-конференция Алексея Текслера шла бы не три часа, а все десять, и все равно бы времени не хватило» — такое мнение высказали эксперты, собравшиеся обсудить прошедшую пресс-конференцию Алексея Текслера.

Новости   
Спецпроекты