Не рассчитали сил. Готовый бизнес в Челябинске дешевеет из-за ошибок стартаперов
Город вливается в общероссийский тренд на падение стоимости бизнеса в этой категории. Хуже всего приходится торговле.
- Челябинское УФАС за полгода взыскало штрафов на 22 миллиона рублей
- Пресса под прессом. В будущем году челябинские полиграфисты ожидают новый скачок цен на бумагу
- Эксперты считают, что в Челябинске слишком много официантов с высшим образованием
По данным Avito, цена готового бизнеса во втором квартале этого года упала на 6 % по сравнению с тем же периодом годовой давности. Снижение цены на готовый бизнес, но уже конкретно в Челябинске, регистрирует и сервис «Юла». По данным компании, за последние три месяца он подешевел на 15 %.
Нужно отметить, что падение демонстрирует не весь бизнес из категории готового, а только тот, что сделан «под ключ». За последний квартал он обесценился на 31 %. В то же время стоимость долей в бизнесе выросла на 63 %, а франшиз — осталась на прежнем уровне. По данным «Юлы», сейчас готовый бизнес в Челябинске стоит в среднем 613 тысяч рублей, что на 18 % ниже, чем в среднем по России. Дороже всего готовый бизнес стоит в Москве (данные Avito) и Новосибирске. Самый дешевый — в Ульяновске. Правда, Avito учитывает в анализе совсем другой уровень цен, примерно от миллиона рублей.
«Юла» утверждает, что наибольшее падение зафиксировано в Челябинске по бизнесу в торговле. Цена на него просела на 34 %, а предложение стало значительно превышать спрос. Торговли касается почти половина объявлений о продаже готового бизнеса. Где-то рядом по популярности — салоны красоты и интернет-проекты. Реже всего попадают на реализацию гостиницы и производственные предприятия. В пику торговле в Челябинске выросла стоимость предприятий общественного питания. По данным сервиса, на 88 %.
Без жилки, но с мечтой
Падение ценника на готовый бизнес может происходить по нескольким причинам, считают эксперты. Понятно, что ситуация, когда продукт «под ключ» и целиком дешевеет, а доли дорожают, говорит о снижении покупательной способности. Но все же процесс нужно оценивать с нескольких сторон, уверен доцент кафедры экономической безопасности ЮУрГУ, кандидат экономических наук Егор Голованов.
— Нужно понимать, что есть бизнес, который изначально создается для продажи, а есть тот, который реализуется по разным другим причинам. Чаще всего из-за неоправданных ожиданий предпринимателей, которые, открывая дело, хотели сорвать куш, а теперь вынуждены продавать активы, чтобы хоть как-то отбить вложения, — рассуждает эксперт.
Как поясняет экономист, эта причина из разряда объективных. Она показывает низкую выживаемость, или, как говорят финансисты, высокую «младенческую смертность» стартапов.
— Из 100 % запускаемого бизнеса выплыть удается лишь 3-5 % проектов, и это доказано математически, — продолжает Егор Голованов. — Вторая причина падения цен на бизнес кроется, вероятно, в динамичности и непредсказуемости современного рынка. Предприниматели, особенно те, кто не имеет специальных знаний, опыта и той пресловутой предпринимательской жилки, запускают бизнес на пике спроса, но не рассчитывают свои силы на будущее. Сейчас много таких бизнесменов с обывательским подходом, действующих на рынке по наитию.
Среди других факторов, теоретически срезающих цену на готовый бизнес, экономист называет разовое снижение спроса на товары и услуги, как в случае с проседанием туристического бизнеса после банкротства «Натали Турс», а также страх предпринимателей перед растущими налогами:
— Я бы сказал, народ предпочитает не ввязываться, — поясняет эксперт.
Добавим, что, по данным Челябинскстата, в Челябинской области в 2017 году зарегистрировано 5721 малое предприятие. В этом году «малышей» уже меньше — 5480 субъектов. Но в любом случае это заметно превышает цифры 2016 года, когда после кризиса 2014-2015 годов в регионе числилось всего 3142 малых предприятия.
Поделиться