Еда едет! Что обещает новый закон о мобильной торговле владельцам челябинских фудтраков

14 Ноября 2018 Автор: Елена Подольская Фото: Вячеслав Шишкоедов
Еда едет! Что обещает новый закон о мобильной торговле владельцам челябинских фудтраков


В городе продолжает набирать обороты популярность кафе на колесах, особенно бургерных. Однако есть одно но: фургончики со стритфудом по-прежнему работают в весьма зыбком правовом поле.

Драйвер роста

Снять спорные для развития этого бизнеса моменты должен федеральный закон о мобильной торговле, который проходит финальные согласования в правительстве. Законопроект Минпромторг разработал еще четыре года назад. Пока документ никак не может дойти до Госдумы. Как считают эксперты, его останавливают московские власти из-за нюансов, не связанных с автолавками, а внесенных в текст закона одним пакетом с ними чисто технически.

Что касается содержания закона, что Минпромторг предложил вывести автолавки в отдельную категорию нестационарных торговых объектов, которым нужны площадки для размещения и возможность подключиться к электросетям. По закону владельцы трейлеров получают право заключать договоры на организацию мобильной торговли на срок от 5 лет и продлять контракты без аукциона. Более конкретные вопросы, к примеру, кто и как будет выбирать места для парковки фургонов, какой будет схема присоединения к коммуникациям и так далее, федералы оставили за муниципалитетами. Санитарные нормы для еды из трейлера, как следует из открытых источников, еще разрабатываются.

В Минпромторге полагают, что после принятия законопроекта на улицы городов и сел выйдут около 50 тысяч автолавок и фудтраков. Этот оптимистичный прогноз подтверждают и данные отраслевой аналитики. Так, исследование компании по изучению рыночной конъюнктуры NPD Group показало, что российский рынок фудсервиса меняется в пользу более дешевых концепций, а фастфуд является основным драйвером роста рынка (концепции, специализирующиеся на бургерах, сэндвичах и пицце, в III квартале этого года приросли соответственно на 17, 12 и 17%).

Бургеры как субкультура

По оценкам президента ассоциации малоформатной торговли Владлена Максимова, чье мнение приводит retail.ru, в России насчитывается несколько сотен фудтраков. Правда, полной статистики по автолавкам нет. В Челябинске любителей уличного фастфуда кормят несколько фургонов. Почти все — бургерные. Даже складывается впечатление, что поедание говяжьих котлет, зажатых между двумя булочками и овощами, превратилось здесь, как, в общем-то, и в других российских мегаполисах, в некую субкультуру — со своей стилистикой, традициями и адептами. Возможно, через какое-то время бургерный тренд в стритфуде сменит иное потребительское пристрастие, но сам формат, как полагают участники рынка, останется все таким же востребованным.

Микрюков-Алексей-совладелец-фудтрака-Black-Rock.jpg— Бургеры — это простой и понятный потребителю продукт, но это не фастфуд в том негативном смысле, который в него традиционно вкладывается, — рассуждает совладелец фудтрака Black Rock Алексей Микрюков. — Бургеры могут быть самого высокого качества и свежести, к чему, собственно, мы и стремимся. А формат фудтрака удобен и для потребителя, и для бизнесмена.

— Главная наша целевая аудитория сейчас — автомобилисты и молодые мамы с детьми, — продолжает бизнесмен. — Думаю, это из-за особенностей расположения фургона. Изначально мы рассчитывали работать на массовых мероприятиях, но практика показала, что, когда мы передвигаемся с одного места на другое, постоянные клиенты нас теряют. Было решено «прирасти» к одной площадке, хотя в мировой практике фудтраки не стоят на одном месте. А, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге на городских мероприятиях собираются обычно по 10-12 фургончиков.

Предприниматель признает, что новый закон о мобильной торговле в какой-то мере облегчил бы жизнь его бизнесу:

— Возможно, проще решались бы вопросы подключения к электросетям. Сейчас мы платим за присоединение частному лицу. Наверное, в городе официально определили бы площадки для размещения автолавок. Когда мы только запускали бизнес и еще переезжали с места на место, были проблемы с ГИБДД.

Кожевников-Кирилл-владелец-фудтрака-«Ковбой-BBQ»-в-Челябинске.jpgКирилл Кожевников, владелец фудтрака «Ковбой BBQ» в Челябинске, особенно зацепивший бургерами из своего фургончика местную аудиторию «Фейсбука», уверен: автолавка — лучший формат для начала бизнеса в общепите.

— Открыть ресторан, мягко скажем, дороговато, и фудтрак может стать в бизнесе отличным стартом, — говорит предприниматель. — Стационарное кафе, ресторан — это высокая стоимость аренды, серьезные затраты на оборудование кухни по требованиям СанПиНов. Цены на фудтраки начинаются от 2,5 млн рублей. Ресторан стоит на порядок выше. Преимущества стритфуда с колес очевидны. Тут вопрос в другом: для работы фудтраков пока нет правого поля, и в Челябинске это чувствуется особенно остро. Я смотрел проект закона о мобильной торговле. Была в нем пара моментов, к которым со стороны бизнеса можно придраться. Но в целом закон проработанный и вполне лояльный к стритфуду. Почему его не могут принять, не знаю. Но, насколько мне известно, Группа ГАЗ готовит к выпуску модели автолавок, и, возможно, благодаря производственникам закон наконец-то пролоббируют, а Челябинск получит еще больше фастфуда на колесах.

Мнение

Калюк-Антон-совладелец-сети-ресторанов-быстрого-питания-Subway-в-Челябинске.jpgАнтон Калюк, совладелец сети ресторанов быстрого питания Subway в Челябинске:

— Я вообще не верю в фудтраки в нашем регионе. Во-первых, из-за уральского климата. Кушать из фудтраков можно только летом, в хорошую погоду. Да, часть трафика трейлеров формируют автомобилисты, но это не тот трафик, на котором можно зарабатывать и который позволит расширять рынок в зимнее время. Вторая причина — это все-таки наш менталитет. Если фудтраки в Москве и Санкт-Петербурге, которые концентрируются в центре, живут за счет плотного мигрирующего трафика, за счет молодежи, которая тусуется в центре, проводит там целый день, то в Челябинске ситуация иная. Здесь нет такой потребности в стритфуде, по меркам наших расстояний молодежь чаще ест дома. Думаю, два этих фактора не дадут рынку фудтраков развиваться в Челябинске. Другая история — с фастфудом в целом. Этот сегмент показывает уверенный рост. Крупные сетевые игроки, такие как McDonald's, Burger King, KFC, Subway. наращивают свое присутствие на челябинском рынке. Возможно, сети теряют в доходности конкретных точек, потому что их стало много. Но они за счет больших денег могут себе позволить терять в рентабельности и работать на расширение сети, а значит, забирать чеки у конкурентов.

Шабалина-Ольга-заместитель-заведующего-кафедрой-«Маркетинговые-коммуникации»-ЮУрГУ.jpgОльга Шабалина, преподаватель ЮУрГУ, кандидат философских наук, доцент, международный бизнес-тренер, профессор университета Св. Марии (шт. Мэрилэнд, США):

— К примеру, в США это актуально и популярно, так как у активно работающего населения вся жизнь на ходу и реально не хватает времени порой даже зайти в этот фастфуд. У нас пока еще, за исключением некоторых городов (Москва, Питер, Калининград), нет такого жесткого ритма жизни, поэтому, скорее всего, это дань моде. Недавно на ходу перекусывали в очень популярной сети — Sonic. Это что-то типа парковки с индивидуальными парковочных местами, огороженными, с сенсорными электронными табло. Водитель делает заказ, и через 5 минут он готов.

Просвирина-Ирина-Игоревна-заведующая-кафедрой-«Бухгалтерский-учет,-анализ-и-аудит»-ЮУрГУ.jpgИрина Просвирина, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ЮУрГУ:

— Нельзя сказать, что это новая тема для малого бизнеса. Я видела огромные ярмарки в Европе, и на них целые улицы фудтраков, они ездят по стране за массовыми событиями и обеспечивают питание участников больших праздников. На наших улицах тоже уже достаточно много фудтраков, и их популярность достаточно высока. С точки зрения бизнес-модели это наиболее доступный вид бизнеса. Как говорят специалисты, «барьеры входа» довольно низки, и начать бизнес несложно. Кроме того, для повышения доступности бизнеса можно объединяться и приобретать фудтрак сообща. При этом такой бизнес лишен одного из основных рисков розничного бизнеса — местоположения, ведь фудтрак легко переместить на другое место без затрат. Однако есть вопрос по поводу качества продаваемой продукции. Трудно будет контролировать происхождение и свежесть пирожков и бургеров. Если эту проблему муниципальные власти смогут решить, то такой бизнес расширится. 

07.12.2018 | 15:19
Олег Молев: «В Челябинской области растет кредитная активность бизнеса»

Почему банки блокируют счета предпринимателей и физлиц и как с этим бороться? Какова ситуация на рынке кредитования малого и среднего бизнеса? Много ли мошенников на финансовых рынках сегодня? На эти и другие вопросы ответил руководитель Отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России Олег Валентинович Молев.

07.12.2018 | 13:48
Южному Уралу интересны китайские технологии «Умного города»

Российские компании представили китайским коллегам свои разработки в области цифровых технологий.

10.12.2018 | 14:00
В Челябинской области все больше дефицит мужчин

Челябинскстат спрогнозировал количество женщин и мужчин в регионе в 2019 году.

04.12.2018 | 11:59
Вошли во вкус. Облпотребсоюз выбрал лучшего повара и кондитера

Более 50 участников собрал региональный конкурс «Лучший по профессии», организованный потребкооперацией Челябинской области.

Новости   
Спецпроекты