Небо для фермеров. В Челябинской области возрождают сельскохозяйственную авиацию
Президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства Клим Галиуллин предложил создать в структуре Росавиации соответствующий орган управления авиационными работами.
— До 2012 года я много лет проработал на авиахимобработке и хорошо знаю ее проблемы, — делится заместитель начальника по инженерной и авиационной работе челябинского аэроклуба Николай Сачук. — Горючее, ремонт и обслуживание авиатранспорта очень подорожали, и аграрии в основном перешли на наземные виды химобработки. Но в грязь и распутицу технику в поле не выгонишь, и возрождать сельхозпрофиль малой авиации, я считаю, необходимо. Неслучайно в Краснодарском и Ставропольском краях не спешат отказываться от «крылатой» помощи сельскому хозяйству. Однако самолетов для этого у нас почти не осталось, на ходу лишь один старичок-«кукурузник» АН-2. Не лучше обстоят дела и в аэропорту Уктус Екатеринбурга, самолеты которого в прежние годы в немалой степени обслуживали и аграриев Челябинской области. Недавно его выкупил Уральский завод гражданской авиации, перепрофилировавший аэропорт на учебные и пассажирские самолеты своего производства.
По словам Николая Сачука, в какой-то мере эти потери компенсирует химобработка полей с помощью мотодельтапланов, но объемы мизерные, несопоставимые с аграрной авиаобработкой советских лет.
— Мы три года назад как-то провели эксперимент с так называемой десикацией— подсушиванием подсолнечника с помощью авиаобработки препаратом «реглан-эйр» для ускорения созревания, — говорит фермер из Октябрьского района Валентин Шмидт. — Самолет предоставил один частный владелец. И результат налицо: влажность «корзинок» снизили с 20 до 7 %! Но это обошлось в копеечку, и мы авиаобработке предпочли наземный вариант. Заказали модернизированные для подсолнечника прицепные опрыскиватели с удлиненной штангой, и теперь с этим проблем нет. А соседний фермер из нашего района Шульц, насколько я знаю, продолжает опрыскивать поля с помощью самолетов малой авиации.
Но далеко не всем фермерам такие расходы по карману. И среди них есть умельцы, умудрившиеся освоить и совершенно новый для них авиапрофиль! К примеру, местный фермер Николай Васильев смастерил дельтаплан на моторной тяге и сам опрыскивает химпрепаратами свои угодья, защищая их от вредителей.
Но чтобы вести такие работы, нужно обеспечить безопасность полетов, получить сертификат от Росавиации, провести обучение пилотов. Не всякий фермер пойдет на такие расходы. На сегодняшний день в современной России осталось совсем немного сертифицированных авиакомпаний, которые продолжают легально обрабатывать поля. Большую часть авиахимических работ выполняют так называемые чернофлажники — нелегальные пилоты на несертифицированных, списанных летательных аппаратах.
Другая проблема в том, что ни одно летное учебное заведение в стране не дает будущим пилотам основ применения авиации в сельском хозяйстве, а будущие агрономы имеют только теоретические знания об этой сфере.
Поделиться