За микстурой — в магазин. Как в Челябинской области меняется аптечный рынок

4 Июля 2019 Автор: Елена Подольская Фото: Вячеслав Шишкоедов
За микстурой — в магазин. Как в Челябинской области меняется аптечный рынок


Продуктовый ретейлер «Магнит», не дождавшись закона о продаже лекарств в супермаркетах, сделал ход конем — запустил аптеки на собственных площадях. Эксперты уверены: это лишь первая ласточка нового тренда на локальном рынке фармрозницы.

В обход запрета

 Первые аптечные пункты федерального сетевика появились в Челябинске и Магнитогорске на базе «Магнит Косметик». В их ассортименте в основном лечебная косметика, товары личной гигиены, изделия медицинского назначения — словом, все то, что приносит неплохую прибыль, не добавляя при этом лишней головной боли в части лицензирования и спецусловий для хранения и продажи препаратов. Если вспомнить, именно особые требования к точкам продаж и стали камнем преткновения в обсуждении закона о лекарствах на полках супермаркетов.

 Законопроект обсуждался с 2014 года в три захода, но когда стало понятно, что запрет на реализацию безрецептурных препаратов в магазинах не снимут, в продовольственном ретейле стали искать способы его обойти. «Магнит» сделал это достаточно просто: приобрел копанию с лицензией на фармдеятельность и теперь развивает направление.

 Похожим образом поступила и мультиформатная X5 Reatail Gpoup, в чьи владения сегодня входят торговые сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». По данным аналитиков RNC Pharma, компания вступила в партнерство с игроками фармацевтического рынка и до конца 2025 года планирует открыть по стране, в том числе и на Южном Урале, порядка 1400 аптек на базе магазинов «Пятерочка».

 Можно предположить, что выход продовольственного ретейла в фармрозницу в очередной раз изменит архитектуру южноуральского аптечного рынка. Крайний передел в этой сфере начинался в 2015 году, когда в Челябинск зашла уфимская «Фармленд», и завершился недавно, в общем-то, полной победой «варягов». Последнюю местную сеть «Доктор Алвик» федералы купили в марте этого года. Эта та самая сеть, владелец которой Александр Куперберг в прошлом году инициировал коллективное обращение аптекарей в УФАС с жалобой на демпингующих федералов. Антимонопольщики нарушений в действиях аптечного ретейла не нашли, и он естественным образом продолжил экспансию в регион.

аптека_Шишкоедов_DSC6175.jpg

 Дорого ли в дрогери?
Еще тогда в разговоре с «ЮП» эксперты отмечали, что ничего катастрофичного в захвате местного фармрынка пришлыми сетями нет. Более того, потребителю это может быть даже выгодным: с приходом новых игроков всегда обостряется конкуренция и снижаются цены. По этой логике, с появлением аптек в супермаркетах в закассовой зоне или же прямо в торговом зале (формат shop-in-shop) у покупателя появится больше выбора, где и по какой (чаще сниженной) цене приобрести медикаменты.

 Однако не все так однозначно. Известно, что продуктовый ретейл пока концентрируется в фармрознице на формате дрогери: это так называемые точки шаговой доступности, где продают наиболее маржинальные и наименее проблемные (по хранению и провизорскому сопровождению) позиции.

  — В качестве ассортимента в дрогери выбираются быстрооборачиваемые товары с длительным сроком хранения, не требующие создания особых условий для реализации, например, поддержания температурного режима, не требующие консультаций фармацевта, — комментирует заведующая кафедрой менеджмента ЮУрГУ, кандидат экономических наук Алена Левина. — Товары активно продвигаются самими производителями, их активные рекламные кампании позволяют ретейлерам не тратить средства на продвижение фармассортимента. Примерами могут служить БАДы, которые активно рекламируются на телевидении, в периодической печати, средства гигиены, косметические средства, которые и составляют ассортимент дрогери .

 Вполне ожидаемо, что снижая цены на эти «нехитрые» товары, сетевики «заставят» конкурирующие с ними аптеки повышать ценник на все остальные препараты. Вряд ли покупатель сильно от этого выиграет. Даже может случиться так, что в битве продуктового и аптечного ретейла более всего пострадают нерентабельные аптечные пункты, а значит, и их посетители в небольших городах и селах.

аптека_Шишкоедов_DSC8756.jpg

 Возьмут, что захотят

 Как бы ни складывалась ситуация, местному аптечному бизнесу опасаться федеральных сетевиков бессмысленно, считает директор ООО «Эконом-аптека» Дмитрий Кощеев. Все равно когда-нибудь съедят. Его сеть, объединяющая почти 20 аптек в Миассе и Чебаркуле, сейчас остается одним из последних могикан коренной южноуральской фармрозницы.

  — Аптек сейчас столько, что некуда встать. С приходом сетей, наверное, будет еще больше, хотя уже сейчас обилие аптечных пунктов вызывает у людей скорее негатив, чем радость, — делится наблюдениями предприниматель. — А малому бизнесу бояться сетей бессмысленно. Все равно федералы зайдут, куда захотят, и возьмут то, что пожелают. Но сомневаюсь, что местный фармрынок в ближайшее время сильно перекроится. Сети только еще заходят в Челябинск, и им понадобится время, чтобы отладить маркетинг, логистику. Как только они это сделают, поднимут наценки.

 В этом с бизнесменом соглашается экономист Алена Левина, отмечая, что формат дрогери для наших покупателей новый, пока плохо приживается и ретейлу предстоит «приучить» к нему потребителя:

  — Формирование доверия и лояльности, склонение выбора покупателя «пойти в аптеку — пойти в супермаркет» в свою пользу — работа длительная во времени и требующая определенных затрат, но приносящая значительный результат в будущем, — поясняет эксперт. — Кроме того, условия работы поставщиков фармассортимента с аптеками и ретейлом могут варьироваться, и сети должны учесть эти особенности в организации поставок. Но, конечно, для ретейлеров открытие фармотдела означает привлечение покупателей, повышение своей конкурентоспособности за счет предложения комплексной покупки в одном месте. Сетевые магазины могут обеспечить более низкие цены за счет объемов продаж и оптимизации затрат на логистику, а значит, и выиграть в конкурентной борьбе на рынке фармрозницы.

Комментарий

 Марина Новинькова, директор по розничной сети АО «Областной аптечный склад»:

  — Мне не известны планы «Магнита» по развитию фармнаправления, но в любом случае ничего необычного на этом рынке от федеральных сетей мы не ждем. Наверное, с их приходом еще более доступным станет для населения определенная группа препаратов. Сложно сказать, как дальше будет развиваться сеть собственных аптек в супермаркетах, поскольку пока это единичные аптеки и в них довольно ограниченный ассортимент.

 Мнение

 Алена Левина, заведующая кафедрой менеджмента ЮУрГУ:

  — Крайне сложный вопрос, который должен быть однозначно решен на законодательном уровне, это утверждение перечня ассортимента, разрешенного к продаже в фармамаркетах и дрогери. Рецептурные лекарственные препараты разрешены к продаже только через аптечную сеть, есть ряд ограничений также и на безрецептурные препараты, которые невозможно продавать в открытом доступе, например, специализированные и редко приобретаемые таблетки, мази, суспензии. Без консультации фармацевта покупатель приобретать такие позиции не будет.

15.07.2019 | 17:48
Газ в потоке. Какой план Х «Газпром» обещает на украинский план В

О рекордах «Газпрома», выплате дивидендов, точке невозврата по «Северному потоку-2» и почему Украину может ждать «веселый Новый год» рассказал на пресс-конференции в Санкт-Петербурге председатель правления компании Алексей Миллер.

11.07.2019 | 16:04
ВСМ во сне. Строительство уральской магистрали может стать драйвером экономического роста

Эксперты в очередной раз подтвердили эту мысль — теперь в ходе панельной дискуссии «Формирование агломераций как инструмент развития регионов» на международной выставке «Иннопром-2019».

Сегодня | 16:35
Под Челябинском танковую дивизию привели в боевую готовность

В регионе объявлена внезапная проверка боеготовности войск.

Вчера | 13:46
В Челябинской области закупили 29 автомобилей для пожилых селян

Машины будут возить пенсионеров на медосмотры в поликлиники.

Новости   
Спецпроекты