Достоевскому и не снилось. В Челябинске презентовали инновационный кран

19 Июля 2019 Автор: Станислав Смирнов Фото: предоставлено пресс-службой минэкономразвития Челябинской области
Достоевскому и не снилось. В Челябинске презентовали инновационный кран


В Челябинске презентовали инновационный железнодорожный кран, названный в честь великого русского писателя. Кран-тяжеловес грузоподъемностью 150 тонн с телескопической овоидной стрелой предназначен для устранения последствий ЧП на железной дороге.

На замену «немцам»

Масса крана ФМ-150 составляет 180 тонн — это крупнейший образец продукции тяжелого транспортного машиностроения, созданный на территории Челябинской области. При этом его концепция уникальна: инженеры просчитывали характеристики и конструировали машину без оглядки на какие-либо импортные или отечественные разработки. А потребность была продиктована тем, что краны немецкого производства, состоящие на службе РЖД, безнадежно устарели. Собственно, замена «немцев» на машины российского производства (причем обязательно из российских же деталей) была прописана в условиях техзадания на разработку.

Этим проектом занялась компания «Челябкрансервис» (ЧКС), в арсенале которой на сегодняшний день около 30 запатентованных разработок. На его реализацию ушло пять лет. В процессе было задействовано более 20 российских предприятий и заводов, где размещались заказы на конструктивные элементы и комплектующие.

«Налицо успешный пример импортозамещения. Кран ФМ-150 превосходит предыдущее поколение по всем параметрам: по стоимости, по грузоподъемности, с точки зрения адаптации к текущим задачам РЖД. «Челябкрансервис» смог собрать у себя все необходимые компетенции и в кооперации с другими предприятиями создать инновационное высокоэффективное изделие. Мы рассчитываем, что РЖД правильно его оценит и станет основным потребителем. Кроме того, есть уверенность, что ФМ-150 найдет потребителей и за пределами России», — отметил вице-губернатор Егор Ковальчук на презентации опытного образца ФМ-150.

Под стрелой

Основным конкурентным преимуществом ФМ-150 разработчики называют телескопическую стрелу овоидного сечения. Такие стрелы считаются самой современной разработкой в краностроении, они легче, прочнее и надежнее, чем традиционные стрелы коробчатого сечения. Поскольку в России освоено производство овоидных стрел для кранов грузоподъемностью не более 60 тонн, рассчитывать прочность стрелы для ФМ-150 пришлось с нуля. Справиться с этой задачей конструкторам ЧКС помогли ученые ЮУрГУ.

IMG_3075.JPG

Сложно было и подобрать металл. Для таких целей во всем мире использовались только шведская сталь Веллдокс-1200 или финская S-700. 

«По нашему заказу одно из российских металлургических предприятий разработало специальный сплав стали, с такими же прочностными характеристиками, как у шведов. В России такого металла раньше не делали. Поскольку у металлургов не было опыта, отработка технологии заняла более четырех месяцев», — рассказал гендиректор ООО «Челябкрансервис» Владимир Кантор. 

По его словам, по всем законам жанра он как бизнесмен должен быть отказаться от этого проекта из-за множества рисков.

«По логике вещей, ФМ-150 – то, чего не может быть. Этот кран был создан вопреки всем законам экономики и здравого смысла. Создавать новый продукт высокого уровня, тем более в современных российских реалиях, крайне рискованная инвестиция со множеством непрогнозируемых факторов. Мы предлагали сотрудничество крупным промышленным холдингам, но даже они не решились на участие. Немало было и скептических замечаний относительно того, не преувеличиваем ли мы свои возможности. В общем, для небольшого предприятия, как наше, реализовать такой проект в одиночку было очень непродуманным мероприятием. Но мы на это пошли, наверное, потому что нам самим это было нужно. За 15 лет работы мы накопили некий критический опыт, который требовал своей реализации. Тем более у нас сформировался пул партнеров с самыми разнообразными и прогрессивными технологическими компетенциями», — пояснил Кантор.

Достоевский в цене

Но почему ФМ-150 был назван в честь Достоевского? Дело в том, что у истоков его создания стоял почетный железнодорожник Федор Михайлович Корытко, в проекте учитывались многие его идеи.

IMG_3050.JPG

«Рабочее название было ФМ, то есть производное от первых букв имени и отчества идеолога. Потом, когда название «ФМ» попало во все справочники, нам пришлось придумать что-то другое, ведь ныне живущими называть кран как-то неприлично. Мы вспомнили, что близится 200-летие Федора Михайловича Достоевского. Поскольку создание крана сильно нас достало, было затрачено много времени и нервов, мы и решили «приурочить» Федора Михайловича к нашей истории», — говорит гендиректор ЧКС.

В проект создания опытного образца ФМ-150 было инвестировано около 200 млн рублей с привлечением господдержки. Стоимость готовой машины будет составлять 130-150 млн рублей, то есть примерно в два раза дешевле немецкого аналога.

Сейчас «Челябкрансервис» в соответствии с запросами РЖД занимается созданием крана грузоподъемностью 200 тонн. Такой будет стоить уже порядка 300 млн рублей.

«Сейчас такую продукцию могут предоставить только немцы. Поэтому наша задача опередить их и предложить железнодорожникам что-то лучше, дешевле и свое, отечественное», — резюмирует Владимир Кантор.


20.09.2019 | 15:25
Продавцы математики. Челябинский производитель навигационного оборудования вложил 80 млн рублей в модернизацию

Компания «Радиотехнические системы» (РТС) выпускает системы посадки и навигации для аэропортов и аэродромов. Они информируют воздушные судна о их местоположении относительно взлетно-посадочной полосы при полете и заходе на посадку.

19.09.2019 | 13:57
Формальная защита. Какие риски несут предприниматели при покупке бизнеса

В условиях переходной экономики (а многие эксперты ее до сих пор таковой считают) любая покупка/продажа — это лотерея. А если это сделка по переходу прав на бизнес — вдвойне лотерея. Как в ней не проиграть — в нашем разговоре с Андреем Коршуновым, председателем комитета ЮУТПП по правовой поддержке предпринимательства, руководителем коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая».

20.09.2019 | 15:25
Продавцы математики. Челябинский производитель навигационного оборудования вложил 80 млн рублей в модернизацию

Компания «Радиотехнические системы» (РТС) выпускает системы посадки и навигации для аэропортов и аэродромов. Они информируют воздушные судна о их местоположении относительно взлетно-посадочной полосы при полете и заходе на посадку.

19.09.2019 | 11:49
Потянуло на сладкое. Южноуральские сельпо добавят свежих идей в кондитерское производство

Четверг, 12 сентября. Кафе-столовая «Виктория» в центре Кунашака закрыто на спецобслуживание. Сегодня здесь соберутся руководители и специалисты предприятий общепита областных райпотребсоюзов, чтобы обсудить вопросы развития торговли. Такие совещания проводятся дважды в год в разных частях региона. В этот раз речь пойдет о кондитерской продукции: это направление, как считают в Челябоблпотребсоюзе, нужно подтянуть.

Новости   
Спецпроекты