Второе дыхание. Алексей Текслер предложил перезапустить мотор ЧТЗ
Как разрешить наболевшие проблемы ЧТЗ и вернуть легендарному заводу статус одного из лидеров машиностроения России? Это стало главной темой рабочего визита главы Челябинской области на ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Бульдозер с джойстиком
Алексей Текслер начал знакомство с заводом на выставке исторической и современной техники, организованной предприятием. Это и танки Т-34 и ИС-3, и самоходные артиллерийские установки, и трактора «Сталинец». Из новинок огромный интерес на международном форуме-выставке «Армия-2018» вызвали разработанные на заводе бронированные бульдозеры, которые предполагается использовать в горячих точках.
— Первые пять таких машин уже направлены Министерству обороны, — сообщил директор по маркетингу предприятия Андрей Печоркин. — В прошлом году на завод приезжала делегация сирийских строителей, и они высказали пожелание использовать эту мощную технику для расчистки завалов и восстановления разрушенных войной зданий.
В этом году тракторостроители представили на форуме бронированный фронтальный погрузчик, изготовленный по заказу Минобороны. Он очень заинтересовал военных разных стран. Кроме гусеничной техники, здесь запустили в производство и колесные погрузчики, два из которых недавно отправлены в погранвойска ФСБ.
Гражданская продукция ЧТЗ сегодня поставляется во Вьетнам, Перу, а также в Казахстан, Узбекистан, Белоруссию и другие страны СНГ. Но экспортный потенциал завода, по мнению главы региона, далеко не исчерпан, и нужно расширять поставки. На этот счет уже ведутся переговоры с потенциальными покупателями тракторов из Мексики, ряда стран Африки.
Одна из последних разработок конструкторов нашего завода — трубоукладчик ТР-20В с гидравликой. Один из его главных плюсов — плавность перемещения машины и грузов, что очень важно при прокладке трубопроводов. Еще одна новинка — «умный» бульдозер с управлением, как в компьютерных играх, с помощью джойстика. Это настолько легко и просто, что с управлением мощной техникой справится даже женщина. В числе последних разработок — «миниатюрный» бульдозер Б9 нового легкого класса тяги, на 17 % снижающий расход топлива. А модернизированный бульдозер с новым ярославским двигателем и гидромеханической трансмиссией позволяет экономить 10 % горючего.
Впрочем, и на челябинском заводе умеют изготавливать супермоторы нового поколения. Главе региона показали недавно созданный необычный многотопливный дизельный двигатель, способный работать как на солярке, так и на бензине.
Курс на кооперацию
Алексей Текслер также побывал на важнейших производственных объектах завода, где изготавливают продукцию как гражданского, так и оборонного назначения: на главном конвейере, в сборочно-сварочном и механосборочном цехах. Особый интерес вызвал цех высокоточных станков моторного завода. Здесь установлены новейшие автоматизированные линии, станки с числовым программным управлением. Но оказалось, в основном, это оборудование зарубежного производства, а в условиях санкций США и Евросоюза эти связи прерваны.
Как считают на ЧТЗ, в этой ситуации нужно налаживать связи с Южной Кореей, Китаем и другими странами, не присоединившимися к санкциям Запада и производящими оборудование высочайшего качества. А главное — позаботиться об импортозамещении, освоении производства современных станков на предприятиях Челябинской области. В этом плане большие возможности открывает создание в регионе станкостроительного кластера, с которым ЧТЗ готов выстраивать партнерские отношения. Но и сами тракторостроители планируют масштабное обновление техарсенала. Пример тому — запуск проекта «Реконструкция и техническое перевооружение производства дизельных двигателей в филиале АО НПК «Уралвагонзавод».
— В области создается министерство промышленности и инновационных технологий, которое будет курировать техперевооружение наших заводов, — говорит Алексей Текслер. – На мой взгляд, для этого многое можно сделать в рамках внутриобластной кооперации предприятий машиностроения. Мы предлагаем создать на базе ЧТЗ индустриальный парк, который может стать открытой площадкой для внедрения инноваций отрасли для их тиражирования в масштабах области. Уже в начале декабря будет представлена стратегия развития предприятия по направлениям оборонного заказа и гражданской продукции.
По словам главы региона, с руководством завода и корпорации «Уралвагонзавод» удалось договориться об освоении совершенно новых для предприятия двигателей для нужд энергетики. Они будут востребованы и на энергостанциях Урала, и в рамках масштабного проекта освоения Арктики, строительства транспортной магистрали «Северный широтный ход».
Сокращений не будет
Под занавес поездки глава региона встретился с коллективом «ЧТЗ-Уралтрак» и ответил на вопросы заводчан. Людей волнует будущее предприятия: выживет ли оно в условиях рынка, не грядут ли новые сокращения.
— У Челябинского тракторного история, от которой захватывает дух, — заявил Алексей Текслер. — Он внес огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне, восстановление народного хозяйства. Но в последние годы завод оказался не в лучшей экономической ситуации. Основные площадки на ЧТЗ сохранены, но объемы и численность работников сократились. Сегодня важно сохранить и развивать бренд ЧТЗ, и работа в этом направлении ведется. Руководство предприятия заверило меня, что никаких сокращений не будет. У завода огромный потенциал, интересные наработки и идеи, которые еще ждут своего воплощения.
Глава региона отметил, что область готова участвовать в поддержке ЧТЗ через госпрограммы, в том числе по развитию экспортного потенциала. По его словам, развитие экономики и ее диверсификация, открытость власти и жесткий контроль деятельности чиновников — одни из приоритетов нового руководства региона.
На встрече состоялся откровенный разговор по наболевшим вопросам развития завода, города и области. Алексей Текслер рассказал заводчанам о первоочередных задачах, которые будут решаться в ближайшее время. В Челябинске, в том числе и Тракторозаводском районе, один из приоритетных вопросов — благоустройство. Нужно обеспечить порядок и чистоту во дворах и на улицах, ликвидировать незаконные свалки, ускорить дорожное строительство, наладить работу общественного транспорта.
Другая важная задача — новая социальная политика, расширение поддержки пенсионеров и инвалидов. Кроме того, глава региона намерен навести порядок в здравоохранении и других направлениях соцсферы.
— Мы в области начали работать и по популяризации рабочих специальностей, —отметил Алексей Текслер. — Около 50 учебных заведений включились в этот процесс. И дальше будем поддерживать проекты, направленные на продвижение звания «человека труда», на профориентацию школьников и студентов.
На вопрос, какими глава региона видит Челябинск и область через пять лет, Алексей Текслер ответил так: «Челябинск должен соответствовать статусу областного центра, быть благоустроенным и чистым, чтобы на его улицах был экологичный транспорт. Но самое главное, чтобы у южноуральцев не было желания отсюда уезжать. У нас есть понимание, что нужно делать. Работа уже идет. У меня нет сомнений, что мы это вместе сделаем».
Поделиться