Инструменты для регионов. Как продвигать продукцию на внешние рынки

29 Августа 2019 Автор: Подготовил Леонид Смольников Фото: Вячеслав Шишкоедов
Инструменты для регионов. Как продвигать продукцию на внешние рынки



Слепнев-Андрей_гендиректор-АО-«Российский-экспортный-центр».jpgДля развития экспорта в России разработан нацпроект «Международная кооперация и экспорт». О первых его результатах рассказал гендиректор АО «Российский экспортный центр» Андрей Слепнев.

— Одно из важнейших событий в сфере экспорта — реализация нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Каково значение этого документа для продвижения нашей продукции на внешние рынки?

— В привычном сознании, к сожалению, до сих пор бытует мнение, что Россия экспортирует одни лишь энергоресурсы. Хотя это большое заблуждение. Одна треть экспорта приходится именно на несырьевые товары. Только в прошлом году экспорт составил порядка 151 млрд рублей. Мы экспортируем продукты питания, металлы, удобрения, продукцию лесопромышленного комплекса и химической отрасли и многое другое. Потенциал огромен: среди российских компаний много тех, кто мог бы успешно завоевывать мировые рынки. Однако сейчас они зачастую выстраивают свою модель, ориентируясь на регионы России, в крайнем случае — на ближайших соседей: Казахстан, Белоруссию. И лишь немногие строят свою бизнес-модель в расчете на глобальный рынок. При этом мы видим, что те, кто начинает развиваться в этом направлении, достигают впечатляющих результатов. Способствовать развитию экспорта в России призван нацпроект «Международная кооперация и экспорт». Впервые на поддержку компаний, ориентированных на экспорт, выделяется беспрецедентный объем финансирования — 956 млрд рублей.

— А есть уже какие-то результаты нацпроекта?

— Сделано уже немало. Например, с 1 июля действует нулевая ставка НДС при экспорте работ и услуг. Эти изменения были внесены в Налоговый кодекс при непосредственном участии РЭЦ. Поскольку получатель российских услуг находится за границей, то совершенно логично освободить экспортера от уплаты НДС, тем более что им ранее уже пришлось заплатить соответствующие налоги внутри страны с затрат на создание своего экспортного продукта, например, при закупке оборудования.

экспорт_Шишкоедов_DSC1826.jpg

18 июня премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму законопроекта о либерализации валютного контроля. Он предусматривает отмену с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами экспортной выручки в российской валюте в отношении несырьевых товаров и поэтапную отмену этого требования в отношении экспорта сырьевых товаров. Мы надеемся, что бизнес положительно среагирует на эти изменения.

Также начала действовать государственная мера поддержки компаний, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). Для компаний — участников этой программы коммерческие ставки банков будут снижены до 4,5 %. Важно, что государство дает вполне конкретный сигнал бизнесу: в течение нескольких лет будет зафиксирована льготная кредитная ставка. Правительством РФ по этой программе заложено более 327 млрд рублей.

Кроме того, РЭЦ совместно и с Минпромторгом России, и с Минэкономразвития создают единую систему продвижения экспорта за рубежом и в субъектах Российской Федерации.

— В чем ее суть?

— Эта система в перспективе охватит 52 страны. Уже работают бюро РЭЦ в Мумбаи, в Ташкенте, в Ханое. Затем они будут открыты в странах Азии, Европы, Ближнего Востока и СНГ. Уникальность системы в том, что она соединит российские регионы с зарубежными странами. Создается возможность сквозного взаимодействия между точками поддержки экспорта за рубежом и в субъектах РФ. Иными словами, экспортер сможет прийти в центр поддержки в своем регионе и в случае необходимости оперативно получить консультацию с представителем бюро интересующей его страны за рубежом. Данная коммуникация «регион — зарубежная страна» сегодня выстраивается при непосредственном участии центрального звена — Российского экспортного центра. Это должно сократить сроки предоставления мер поддержки экспортерам и упростить схему обращения за поддержкой в зарубежные представительства.

— Очевидно, что фокус внимания РЭЦ значительно сместился в сторону регионов. Расскажите о точках присутствия РЭЦ.

— В 2021 году предусмотрено создание центров поддержки экспорта (ЦПЭ) во всех регионах России. Сейчас их уже 79. Недавно правительство РФ одобрило для внесения в Госдуму законопроект о наделении РЭЦ полномочиями по контролю, мониторингу и анализу работы ЦПЭ. Эта законодательная инициатива позволит ускорить интеграционные процессы между РЭЦ и региональной сетью ЦПЭ, упорядочить и масштабировать поддержку экспортеров, обеспечив к ней доступ во всех регионах страны. Теперь у регионов есть широкий пул инструментов. Все это даст возможность ускорить процесс выхода на внешние рынки, а также значительно сократить временные и финансовые затраты.

экспорт_Шишкоедов_DSC4945_рабочие,-погрузчик.jpg

— Какие меры поддержки РЭЦ еще может предложить отечественным компаниям-экспортерам?

— Во-первых, мы являемся «штабом» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». РЭЦ, входящий в группу ВЭБ.РФ, обладает высокой компетенцией по разработке регуляторных мер, цель которых устранить избыточные требования и ограничения для бизнеса, вовлеченного в экспортную деятельность.

Во-вторых, РЭЦ является агентом правительства РФ, реализует ряд специальных программ поддержки экспорта, связанных с международной конгрессно-выставочной деятельностью. То есть экспортеры могут обратиться в РЭЦ и получить возможность участвовать в международных выставках, бизнес-миссиях. Также РЭЦ может оказывать поддержку при транспортировке экспортной продукции.

В-третьих, экспортеры могут получить в РЭЦ качественную консультацию, им будут предложены услуги по поиску партнеров за рубежом, аналитика по потенциальным экспортным рынкам. Экспортеры могут воспользоваться помощью в сертификации, патентовании, лицензировании. Не менее важно — это консультирование по таможенному администрированию. Для начинающих экспортеров работает Школа экспорта РЭЦ. Компании могут рассчитывать на помощь РЭЦ в сфере защиты прав интеллектуальной собственности.

В-четвертых, наибольшей популярностью пользуются наши финансовые меры поддержки. Агентство ЭКСАР обеспечивает защиту от рисков, связанных с экспортной деятельностью. «Росэксимбанк» предоставляет различные формы экспортного финансирования. Кроме того, к услугам экспортеров банковские гарантии, расчеты по экспортным контрактам, хеджирование валютных рисков.

экспорт_Шишкоедов_DSC1829.jpg

— Как продвигается проект по внедрению и реализации акселерационных программ?

— Он запущен и эффективно пилотируется. Изучив лучшие мировые практики, мы запускаем собственные акселерационные проекты, позволяющие адаптировать участников ко всем сложным процессам международной торговли. Но самое главное, нам важно показать российским предприятиям, что экспорт — это реальность и совсем несложно.

В начале года мы презентовали совместный онлайн-акселератор со Сбербанком. Также реализуется пилотный проект на нашей собственной инфраструктуре в Нижегородской и Орловской областях. Запускаются пилотные кобрендинговые программы с бизнес-школой «Сколково», Pricewaterhousecoopers. Готовятся к запуску и другие программы.

По каждому участнику акселератора определяется экспортная зрелость и составляется индивидуальный план действий. Программа включает в себя образовательный модуль, консалтинговую поддержку, логистическую поддержку и другие популярные у экспортеров сервисы. Ее цель — формирование комплексных компетенций в области экспорта, а также создание условий «бесшовного» выхода на внешние рынки.

Попасть в акселератор могут как компании, которые не занимаются экспортом, но у них есть такой потенциал, так и фирмы, которые уже осуществляют поставки на зарубежные рынки.

экспорт_DSC3733.jpg

— Как обстоят дела с выходом российских предпринимателей на зарубежные рынки в онлайн-торговле?

— Одним из наиболее простых и быстрых способов начать экспортную деятельность является торговля через электронные торговые площадки. Об этом свидетельствует и положительная динамика: объем розничной экспортной электронной торговли России вырос на треть и составил $746 млн. По данным eBay, объем рынка экспортной розничной электронной торговли имеет потенциал роста $10 млрд в ближайшие годы.

Например, недавно был запущен совместный проект РЭЦ и AlibabaGroup, в рамках которого были отобраны наиболее перспективные российские товары. Они будут выкуплены китайской компанией у российских поставщиков, перевезены на склады в Китае, а затем проданы через online-инфраструктуру. Такая схема позволяет доставлять российские товары местным покупателям в течение одного дня. Первая оптовая партия товара уже была выкуплена и отправлена в Китай для дальнейшей розничной продажи.

Комментарий

золотов-фото.jpgПавел Золотов, официальный представитель FOOD CONNECT в России, руководитель отдела экспорта челябинского отделения «Опоры России»:

«Основная проблема, с которой сталкивается российский бизнес, — отсутствие достаточного количества успешных кейсов экспорта на глобальных рынках. Поэтому они не стремятся рисковать и ориентируются сначала на страны СНГ, где нет языковых барьеров и похожая бизнес-культура, а уже потом на глобальный рынок.

В России сейчас делается много хорошего для экспортно ориентированных субъектов МСП: возврат экспортного НДС, упрощение работы валютного контроля, развитие сети ЦПЭ и единого контроля их работы. Это те этапы, которые проходили более проворные в экспорте страны, как Чехия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Япония и другие.

Что касается создания точек РЭЦ за рубежом (бюро) и прямое замыкание их на регионы, идея отличная, и вот здесь нужно расширить тему. Основная работа за рубежом связана с адаптацией продукта, привлечением целевых покупателей, к которым, как правило, уже стоит очередь из соседних стран. Поэтому нужно сконцентрироваться на уникальности российской продукции в качестве, цене, скорости поставки либо сервисах, а также в выявлении целевых покупателей и методов работы с ними, будь то закупщики сетей, дистрибьюторы, агенты и т.д. Кто это будет делать в бюро? Мы понимаем, что это должна быть слаженная команда профессионалов из соотечественников и маркетологов — жителей данной страны, но ни в коем случае не сотрудники торгпредства. А в России субъекты МСП должны объединяться в кооперативы и уже ассортиментом выходить за рубеж.

Лично мы уже семь лет методично экспортируем продукцию питания в онлайн-сети Китая. И в своей практике мы всегда выходим на закупщиков сетей. Это наша целевая аудитория. И уже при размещении на страницах заостряем внимание покупателей на качестве продуктов, из какой воды они сделаны, какие ингредиенты применялись, плюс визуализация и гибкие ценовые предложения.

На недавней встрече с главой региона Алексеем Текслером мы предложили подключить наших зарубежных партнеров-практиков и сделать их представителями Челябинской области, чтобы создать самую «короткую дорогу» для экспортера».
 


13.09.2019 | 20:02
Внутренние инициативы. В Челябинской области оцифруют промышленную кооперацию

С целью усиления внутриобластной кооперации на Южном Урале планируется создать единое информационное пространство для промышленных предприятий.

11.09.2019 | 11:32
Споров между банками и челябинским бизнесом из-за блокировки счетов стало больше

Но судебная практика постепенно разворачивается в пользу предпринимателей: юристы отмечают, что стало больше и инструментов конструктивного разрешения конфликтов.

Новости   
Спецпроекты