Что поддерживает, а что сдерживает развитие «пищевки» на Южном Урале
Пищевую индустрию называют одной из самых динамично развивающихся отраслей южноуральской экономики. Она вместе с сельским хозяйством — один из немногих секторов экономики, которым санкционные войны между Западом и Россией пошли на пользу.
- Челябинским фермерам придумали «лекарство» от головной боли
- Свое дешевле. На Южном Урале снизят цены на продукты питания местных производителей
Плоды инвестиций
С тем, что «пищевка» рвет вверх, сегодня согласны и представители регионального правительства, и бизнес, и независимые эксперты. Спорить с фактами сложно. Что же сегодня производят южноуральские предприятия пищевой индустрии?
«На этот вопрос можно ответить одной фразой: мы производим все, — говорит Александр Раевский, заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области. — Перерабатывающая промышленность действительно является наиболее динамичной отраслью в Челябинской области. Сегодня это более 850 предприятий, бренды, известные по всей стране и далеко за пределами. Достаточно сказать, что мы производим 27 % всех российских макаронных изделий, 8 % муки от всего производства в Российской Федерации тоже на нашем счету. Наши производители круп на сегодняшний день занимают по разным сегментам до 50 % всей производимой крупы в России».
На самом деле названный представителем регионального правительства список можно перечислять очень долго. Интереснее вопрос, как так случилось, что регион, который в общественном сознании закреплен как металлургический и машиностроительный, сегодня по многим направлениям стал лидером пищевой индустрии страны. Эксперты считают, что причины этого во многом лежат в том, что на протяжении последних 15 лет в регионе были сделаны достаточно серьезные инвестиции в развитие именно этой отрасли и сейчас они дают свои плоды. При этом мы наблюдаем, что отрасль не останавливается на достигнутом, игроки на этом рынке постоянно реализуют новые инвестиционные проекты, в том числе и с привлечением государственных средств поддержки бизнеса.
«Благодаря инвестиционному буму, у нас на сегодняшний день есть профицит по хлебобулочным изделиям в 3,1 раза больше, чем необходимая норма потребления, по мясопереработке — в 1,7 раза, по яйцу — в 1,8 раза, — говорит Александр Раевский. — По каждому виду продукции мы производим больше, чем потребляем, поэтому нам необходимо искать новые рынки сбыта. Соответственно, мы на сегодняшний день достаточно серьезно занимаемся проблемами экспорта. На протяжении последних трех лет Челябинская область является самой экспортно ориентированной областью по продукции сельского хозяйства. Мы опережаем любой регион УрФО, включая такие крупные территории, как Свердловская область, не говоря уже обо всех остальных».
При этом перспективы развития пищевой промышленности в Челябинской области далеко не исчерпаны.
«Если говорить о специфике в структуре обрабатывающего производства, пищевая отрасль занимает всего лишь 8 % на текущий момент, — комментирует Елена Раевская, начальник управления инвестиционного развития министерства экономразвития Челябинской области. — По инвестициям в основной капитал за 9 месяцев 2019 года статистика показывает, что пищевая отрасль занимает всего 1 %, это 1,4 млрд рублей. Потенциал у отрасли очень большой, надо понимать, что небольшое снижение инвестиций в ней в последнее время связано с тем, что предыдущая база была большой, изначально было реализовано очень много инвестиционных проектов. Недавно по поручению Минэкономразвития РФ мы разработали индивидуальный инвестиционный план развития региона. В него входит 600 проектов, в том числе проектов в сфере пищевой индустрии и сельского хозяйства. Если говорить о суммах, то это проекты на 620 млрд рублей».
Фактор длинного плеча
Представители бизнес-среды также позитивно оценивают результаты развития пищевой индустрии региона. Однако они видят и некоторые проблемные зоны отрасли.
«Трудно не согласиться с тем, что достижения за последние годы в сфере производства продуктов питания очень большие, — говорит Сергей Колобов, председатель комитета по инновациям и инвестициям Южно-Уральской торгово-промышленной палаты. — Хотел бы, например, отметить наши серьезные позиции в производстве мяса и птицы. По сути, сегодня во всех сегментах присутствует продукция местных фирм. Есть у нас, конечно, слабое место — вопрос сырья, особенно проявляется его дефицит в молочной сфере. Не хватает сырья местного, а транспортные плечи для доставки его из других территорий достаточно большие».
Длинные транспортные плечи приносят и свои ограничения нашим пищевикам в вопросе выхода со своей продукцией на другие региональные рынки. К примеру, транспортное плечо на юг России или в Среднюю Азию, где потенциально есть спрос на нашу продукцию, способно съесть все ее ценовое преимущество. Однако и здесь есть исключение. Например, при производстве уникальной дорогостоящей продукции вклад в цену даже длинного транспортного плеча не имеет уже большого значения.
«К примеру, уже несколько лет один южноуральский предприниматель реализует на свои средства проект создания завода по выращиванию рыб осетровых пород, по производству черной икры и рыбных деликатесов, — говорит Сергей Колобов. — Здесь ситуация такая, что его производство будет работать на собственном сырье независимо ни от кого, это производство можно будет организовать в любой точке нашей области, масштабировать. Поскольку продукция достаточно дорогая в розницу и удобная в плане транспортировки, затраты на транспортировку в конечной стоимости не так значительны. Это как раз тот продукт, который с учетом удаленности рынка может быть для нас перспективен».
Больная точка
Еще одним из сдерживающих факторов развития бизнеса в сфере производства продуктов питания на Южном Урале участники дискуссии назвали проблемы с реализацией продукции.
«Мы очень много работаем с предприятиями перерабатывающей промышленности, наш сегмент — это именно средние и малые предприятия, — делится своим опытом Ольга Саклакова, консультант по маркетингу в пищевой промышленности агентства Royal Marketing. — Мы помогаем им реализовать свой продукт, работаем с краеугольным камнем — как попасть продукту на полки. Работаем с сетевым ретейлом и традиционной розницей. Это больная точка для малых предприятий. Мало сделать просто продукт, нужно качество, но даже это не является гарантией того, что его купят и заменят. Здесь должны быть и цена, и качество, и упаковка».
Однако не все согласны с тем, что только от предпринимателя зависит успешность вывода продукта на рынок.
«Да, производителю нужно найти своего покупателя, — говорит Константин Толкачев, депутат Законодательного Собрания Челябинской области, председатель регионального отделения Союза садоводов России. — Мы должны все усилия применять для этого, а не подсказывать, что ему производить: клубнику или шоколад. Нужно помочь стартапам реализовать их продукцию. И здесь нельзя обходить тему, связанную с барьерами входа на этот рынок. Пока у нас исполнительная власть будет разделять экономику на производство и сбыт, у нас никогда не будет развиваться экономика. Не проблема произвести — проблема продать. Если мы не будем поддерживать сбыт, то у нас мусорный полигон в Полетаево будет заполнен продуктами питания. Мы не можем заставить ретейл доставить тот или иной продукт до потребителя, здесь должны работать рыночные законы. Не нужно перекладывать на них проблемы сбыта продукции фермера из Карталов, например. Фермер предложит «Магниту» мясо 300 бычков, а им нужно мясо от 3000 голов. И все, договоренности не будет. Поэтому, по моему мнению, мы должны помочь организовать производителю продуктов питания сбыт продукции, грубо говоря, поставить ему прилавок».
В конце концов участники дискуссии пришли к выводу, что проблемы вывода продуктов питания на рынок — это тема для нового разговора, который мы обязательно организуем в рамках проекта «Южный Урал: презентация современности».
Поделиться