Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Челябинским фермерам придумали «лекарство» от головной боли

18 Февраля 2020 Автор: Андрей Темников Фото: Вячеслав Шишкоедов
Челябинским фермерам придумали «лекарство» от головной боли


В Челябинске разработан проект, который, по мнению авторов, поможет мелким региональным сельхозпроизводителям продавать свою продукцию на площадках крупных торговых сетей.

Речь идет об организации торговли на отдельных арендованных площадях в магазинах крупных сетевых операторов. Сама эта идея далеко не новая: в России формат shop-in-shop активно развивается уже несколько лет. Однако челябинский проект, получивший название «Фермерская биржа», предполагает еще и создание координационного центра для организации выставочной площадки, переговоров с сетевиками и руководителями предприятий общепита, юридического сопровождения сделок и т.д.

блиц_Толкачев-Константин-(цвет),-депутат-ЗСО.jpgПодробности — в нашей беседе с идеологом проекта, депутатом Заксобрания Челябинской области и председателем челябинского регионального отделения Союза садоводов России Константином Толкачевым. Разговор состоялся на экспертном совете на тему «Южный Урал: презентация современности», где и обсуждалось современное положение дел в пищевой промышленности Челябинской области.

Прямой выход

— Мы пытаемся развивать фермерские хозяйства, мелких производителей, но проблема в том, что они не могут продать свою продукцию. Или могут, но в очень ограниченных объемах. И далеко не всегда удается договориться с крупными торговыми сетями, которые оперируют огромными объемами товаров и где четко построены информационные системы и просчитаны полки, — рассказывает Константин Толкачев. — Дело не в том, что сети не любят мелких производителей, а в том, что они не подпадают под их параметры. Любая торговая сеть, замыкая на себе поток покупателей, стремится этот поток удержать, а перебои с поставками, вероятность которых выше в работе с мелкими производителями, идут вразрез с этой стратегией.

Фермерские производства могли бы организовать свои прилавки непосредственно в сетевых магазинах, отдельно от той продукции, которая представлена в магазине. Да, это своего рода shop-in-shop, только заточенный конкретно под сельхозпроизводителя. Это должно быть интересно всем сторонам. Фермерам это позволит оказаться внутри покупательского потока, который генерируют супермаркеты. А для торговых сетей это оптимизация своих расходов на аренду и еще один инструмент привлечения клиента, который сможет рассчитывать на дополнительный сервис. У людей появится возможность покупать помимо товаров повседневного спроса какие-то эксклюзивные вещи: натуральные колбасы, мясные нарезки, пельмени, кондитерские изделия и так далее.

— Можно ли в таком случае рассчитывать на приемлемые цены от сельхозпроизводителя? Ведь если фермер переходит торговать под крышу супермаркета, он таким образом избавляется от посредников, которые добавляют свои пять копеек, что влияет на конечную стоимость товара.

— Совершенно верно. Фермер не отвлекается на дистрибьюторов или распределительные центры, он своими силами организовывает торговлю. Для него это прямой выход на покупателей, которых уже замкнул на себе супермаркет. Ну и, разумеется, о наценках со стороны торговой сети тоже речи не идет. Это серьезные факторы, влияющие на ценообразование.

Текслер_совещание-по-нацпроектам_пресс-служба-правительства-Челябинской-области_B66X6376.jpg
Фото предоставлено пресс-службой правительства Челябинской области

Борьба за фермера

— Организацию «фермерских уголков» уже обсуждали в правительстве региона как один из вариантов поддержки фермерских хозяйств. Разве это не одно и то же?

— Да, обсуждали, но практическая реализация, думаю, пока еще под вопросом. Вообще, сама идея, можно сказать, лежит на поверхности. Фермерам нужны каналы продаж продукции, собственникам помещений — новые арендаторы, торговым сетям — возможности наращивания покупательского трафика. Организация фермерских уголков как раз и отвечает этим потребностям. Более того, можно прогнозировать, что торговые сети в дальнейшем будут конкурировать за размещение на своих площадях фермерских торговых точек. Если неподалеку друг от друга находятся магазины разных сетей, то руководство будет стремиться к тому, чтобы фермерский уголок был именно у них. Мы начнем, таким образом, менять психологию потребителя в отношении продукции мелких производителей. В общем, идея понятна, я же предлагаю механизм ее реализации.

— Что этот механизм подразумевает?

— Чтобы масштабировать этот замысел, необходим координационный центр с набором таких услуг, как юридическое сопровождение сделок, организация переговоров и так далее. В этом контексте мне видится создание сельскохозяйственного сбытового кооператива, условно говоря, «Фермерская биржа». Это, по сути, потребительский кооператив, только в современной интерпретации. Важно, что он должен иметь свою выставочную площадку, ведь мы не должны забывать о такой большой группе мелкооптовых покупателей, как столовые, рестораны, кафе и так далее. Общепит как никто другой нуждается в эксклюзивных продуктах, поскольку предприятия на этом рынке конкурируют прежде всего за счет качества кухни. Но самостоятельно искать поставщиков среди фермерских хозяйств слишком хлопотно, не бегать же по всем околоткам, где цеха организованы.

Фермербиржа.jpg

Создаем сайт для аккумуляции данных о сельхозпроизводителях и их продукции, формируем в электронном виде перечень предложений по аренде в магазинах торговых сетей. Привлекаем в эту схему еще один сегмент участников рынка — производителей торгового оборудования, соответствующие предложения также публикуем на сайте. Биржа также предусматривает создание центра занятости населения, ведь продавцы и кассиры всегда нужны. Повторюсь, организуем выставочную площадь, чтобы каждый сельхозпроизводитель мог показать товар лицом.

Помимо выставочного зала организуем и переговорные комнаты, чтобы директор магазина или предприятия общепита могли встретиться тет-а-тет с сельхозпроизводителем. Также предполагается юридическое сопровождение сделок и консалтинг по любым видам деятельности фермера, включая логистику, маркетинг, учет и так далее. Чтобы по максимуму избавить сельхозпроизводителей от головной боли. Многие ведь даже не знают, как грамотно составить договор.

фермбираж_производство_Шишкоедов_DSC7937.jpg

Фокус поддержки

— Почему все-таки сельхозпроизводителю должно быть выгодно обратиться на биржу, а не пытаться напрямую заключать договор с торговыми сетями?

— Развитие агропрома и поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе в сельском хозяйстве, входят в число государственных приоритетов. Региональные власти могут усилить свою роль в этом процессе, например, утвердить программу развития фермерской торговли с конкретными мерами поддержки. Почему бы не компенсировать 50 % арендной ставки в сетевых магазинах, затраты на торговое оборудование и доставку продуктов до торговых точек? По большому счету, у нас уже есть такие меры господдержки, как компенсация лизинговых процентных ставок. Есть и программа развития сельскохозяйственных сбытовых кооперативов, на которую выделяется грантовая поддержка. Подчеркну, именно сбытовых, а не производственных. Сейчас эти гранты расходятся на какие-то обособленные нужды, причем заметных результатов мы не видим. Если же сфокусировать эту форму поддержки на конкретный проект, эффект сразу же получим.

фермбиржа_Шишкоедов_(С)_овощи,-огурцы,-помидоры,-имбирь_DSC8169.jpg

Для справки

Медиахолдинг «Гранада Пресс» представляет большой межредакционный информационный проект «Южный Урал: презентация современности».

В нем будут собираться публикации о современной экономике Челябинской области, перспективах развития различных отраслей, наиболее интересные инвестиционные проекты, успешные технологические и управленческие решения и продуктовые линейки…

06.08.2020 | 15:59
Смогут ли аграрии Южного Урала застраховать посевы от ЧС

Минсельхоз предлагает ввести в России субсидируемое агрострахование от происшествий.

31.07.2020 | 15:09
В Челябинской области назвали лидеров по инвестициям

Объем инвестиций в основной капитал в Челябинской области за первый квартал этого года вырос на 110 % к аналогичному периоду 2019-го и составил почти 50 млрд рублей.

04.08.2020 | 16:18
В ТОСЭР Челябинской области появилось четыре новых резидента

Проекты потребуют создания 85 новых рабочих мест.

03.08.2020 | 16:53
В Челябинской области могут ввести налог на сверхбогатство

С предложением изменить налоговую политику по отношению к самозанятым, индивидуальным предпринимателям и богатым южноуральцам выступил руководитель местной ячейки одной из политических партий.

Новости   
Спецпроекты