Внешние связи. Пять лайфхаков по торговле с Китаем
Китай остается основным торговым партнером России, и даже на фоне пандемии коронавируса интерес предпринимателей к практическим аспектам ведения бизнеса с зарубежными контрагентами не ослабевает.
- Договор без торгов. На Южном Урале узаконят нестационарную торговлю
- Челябинским бизнесменам рассказали, чем нужно обрабатывать грузы из Китая
Справка. Челябинскому компрессорному заводу (ЧКЗ) в 2019 году исполнилось 20 лет. Предприятие занимается разработкой, производством и продажей компрессоров компрессорных станций. В 2019 году было собрано 18 тысяч компрессорных установок, оборот компании за прошлый год составил 3,5 млрд рублей.
ЧКЗ является активным участником ВЭД, экспортирует продукцию в соседние страны, а также в Латинскую Америку и Азию. Основные импортеры — Европа и Китай. «В 2019 году мы ввезли из Китая товаров примерно на полмиллиона долларов. В 78 % нашей продукции используется по меньше мере одна комплектующая китайского производства», — говорит Евгения Сибирева.
Совет первый. Самое важное — выбрать надежного поставщика. Причем дистанционный метод в отношении Китая не работает. Можно, конечно, договориться и по удаленке, но если вы не знакомы лично и не бывали на фабрике контрагента, то будьте готовы к неприятным сюрпризам.
«Мы работаем с нашими основными поставщиками с 2009 года, то есть больше десяти лет. Их всех мы выбирали в ходе личных визитов. И сейчас, если мы планируем наладить регулярные отношения с поставщиком, нам кажется целесообразным для сокращения рисков организовывать именно визиты на фабрики. Однажды мы заказали какую-то копеечную продукцию, которая была нам очень нужна. Чтобы подстраховаться, прибегли к помощи китайских инспекционных организаций. Предполагалось, что ревизоры приедут, сделают для нас предпогрузочный контроль, проверят само изделие... Но в результате мы получили товар ненадлежащего качества, и на этом наши эксперименты по выбору поставщика вслепую на территории огромного Китая закончились. Поверьте, ожидания и картинки с AliExpress часто не совпадают с реальностью, когда речь идет не только о платьях, но и о технической продукции», — говорит Евгения Сибирева.
Совет второй. Не стоит расслабляться и уповать на то, что после закрепления договоренностей все пойдет как по маслу. «Собственно говоря, контракт с китайским контрагентом — это обычный внешнеторговый контракт. Но есть одна особенность. Как правило, китайцы готовы подписать все, о чем вы напишете в контракте, но это совершенно не означает, что они будут это исполнять. Исполнение контракта — это совсем другая история». Кроме того, практически все китайские поставщики предпочитают работать по предоплате. «Это могут быть разные комбинации, но риск всегда остается, поскольку деньги (иногда большую их часть) приходится платить до того, как ты увидишь товар».
Совет третий. Если планируете воспользоваться услугами РЖД для транспортировки грузов, хорошенько изучите требования оператора. «Мы возим в основном контейнерами, это самый дешевый способ. И если не знать требований РЖД относительно крепления грузов, допустимой массы и так далее, то мы рискуем попасть в неприятную ситуацию. Однажды у нас была такая история. Мы были осведомлены, что грузы более полутора тонн подлежат креплению с предоставлением схемы погрузки, но, к сожалению, с поставщиком нам договориться не удалось, и в порту Восточном нам пришлось выгружать контейнеры общим весом 20 с лишним тонн и крепить опять. То еще приключение».
Совет четвертый. Таможенное оформление. «Документация, предоставляемая китайскими поставщиками, отличается, скажем так, некой небрежностью. Это касается и цифр, и другой информации. Может быть, это тоже какие-то особенности менталитета. Поэтому нужно быть очень и очень аккуратными. Мы, например, запрашиваем фотографии с погрузки, чтобы видеть, что именно погрузили, сколько места занято. Потому что наши китайские поставщики очень любят делать нам бесплатные подарки, но сообщают об этом, когда контейнер уже в пути. Дескать, обрадуетесь, когда будете забирать».
Совет пятый. Претензионная работа. Риск состоит в том, что если что-то вышло из строя, полностью компенсировать ущерб будет очень сложно. Практически невозможно. «Мы несколько раз пробовали подсчитать, сколько будет стоит вернуть продукцию поставщику. И, как правило, дешевле купить заново, чем свозить товар туда и обратно. Понятно, что участвовать в судебных перипетиях с китайскими поставщиками не самый привлекательный вариант, потому что любой международный суд — это достаточно затратно. Поэтому опять же, чтобы исключить претензионную работу, смотрим пункт один. В китайском варианте это важнейший пункт. Отсутствие необходимости возвращать товар сильно облегчает всем нам жизнь».
Поделиться