Не только заводы. Челябинская область пересматривает подходы к развитию туризма

25 Февраля 2021 Автор: Андрей Темников Фото: Юлия Боровикова («МК-Урал»)
Не только заводы. Челябинская область пересматривает подходы к развитию туризма


Туризм может стать новой индустрией в Челябинской области, однако имеющиеся ресурсы требуют серьезного апгрейда. Справиться с этой задачей поможет активное участие региона в реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», принятие которого ожидается в первой половине 2021 года.

В Челябинской области по поручению губернатора Алексея Текслера прорабатывают концепцию развития внутреннего и въездного туризма. Эксперты обсудили ее ключевые направления на очередной экспертно-аналитической сессии.

Отдых по-белому

Южный Урал обладает мощным рекреационным и туристическим потенциалом и имеет все возможности, чтобы превратить туризм в полноценную доходную отрасль региональной экономики, считает вице-губернатор Егор Ковальчук. «Но любой туристический проект — это не только природа и достопримечательности. Это современная транспортная логистика, гостиницы, рестораны, кафе, места отдыха, парки, индустрия развлечений. Это новые рабочие места и широкий простор для малого и среднего бизнеса», — добавил он, открывая мероприятие.

Сейчас перед правительством региона и муниципальными властями стоит очень амбициозная задача — полностью перевести сферу туризма в правовое поле, также отметил Егор Ковальчук. При этом важно создать все необходимые условия для качественного пребывания гостей в нашем регионе, чтобы заработало «сарафанное» радио. «Наша задача — сделать так, чтобы путешествия и отдых на Южном Урале стали альтернативой зарубежному отдыху», — сказал он.

Туризм_отдых-ьпо-белому_Юлия-Боровикова_IMG_3709.jpg

На стратсессии неоднократно звучал тезис о том, что в других российских регионах Челябинскую область воспринимают прежде всего как край с богатым промышленным наследием («А что там делать, там же одни заводы»), поэтому важно сломать этот стереотип. Однако и промышленный туризм не нужно списывать со счетов, поскольку на Южном Урале, по мнению экспертов, есть все возможности для его развития. С этой целью заключено соглашение с АСИ, ведется проработка экскурсионных площадок.

На трех китах

По словам замминистра экономического развития Челябинской области Андрея Минченко, в процессе разработки концепции в Челябинской области были обследованы туристские территории 15 муниципальных образований, проведен ряд встреч с представителями туриндустрии, местными и федеральными экспертами. Важной частью этой работы стало участие южноуральской команды во Всероссийском конкурсе туристско-рекреационных кластеров АСИ. Впоследствии семь резидентов кластера «Горный Урал» стали получателями грантов Ростуризма на общую сумму 15,7 млн рублей.

Для Челябинской области наиболее значимыми являются экологический, рекреационный (на берегах озер), горнолыжный, санаторно-курортный и культурно-познавательный виды туризма. Соответственно, концепция подразумевает создание трех кластеров: «Горный Урал» с центрами в нацпарках и горнолыжных курортах, «Южное кольцо» (Троицк, Аркаим и туробъекты в районе Магнитогорска), а также «Озерный край» (северо-восток региона).

туризм_На-трех-китах_Ковалева_146686378_сноуборд.jpg
Фото Людмилы Ковалевой

Однако ресурсный потенциал в части туризма по большей части еще не раскрыт, указывает он. По его словам, сейчас перед регионом стоит задача определить наиболее перспективные точки роста, выделить инвестпроекты и территории развития с самым высоким потенциалом, где меры господдержки принесут масштабные и значимые эффекты, и сформировать инвестиционные площадки.

Сложности подсчета

Андрей Минченко также привел статистику турпотоков, основанную в том числе на сведениях «Мегафона». По данным компании, с туристическими целями на Южный Урал ежегодно приезжает около 4,7 млн человек.

Директор отеля «Царский двор» Юрий Звонков усомнился в этих расчетах, предложив формировать статистику с учетом сведений от участников гостиничного рынка, миграционной службы и других провайдеров сотовой связи. По его словам, отсутствие единой методики оценки туристического трафика — общероссийская проблема. «Мы на сегодняшний день не можем точно посчитать, сколько туристов к нам приехало. По данным «Мегафона», на Южный Урал ежегодно с целью туризма приезжает 4,7 млн человек. Если разделить эту цифру на 350 дней, то получится, что ежедневно к нам прибывает 13 тысяч туристов. То есть номерной фонд должен быть загружен процентов на 150, но такого не было даже до пандемии», — отметил отельер.

Также он заметил, что отели и рестораны нынешней зимой впервые за пять лет сработали в «жуткий минус», и обратился к чиновникам с просьбой активнее привлекать в нашу область крупные спортивные и культурные мероприятия. «Например, как в Свердловске, где каждый день что-то интересное происходит. И в результате отели и рестораны получают загрузку», — добавил он.

туризм_Сложности-подсчета_фото_Людмилы_Ковалевой_60.jpg
Фото Людмилы Ковалевой

Что касается статистики, то, как отметил Андрей Минченко, нацпроект «Туризм» предусматривает возможность создания некой системы индикаторов, поэтому не стоит «слишком опережать события». При этом множество объектов не попадают в статистику, потому что работают в «тени». «Кроме того, нужно разделять подходы в отношении городских и загородных гостиниц, — добавил он. — У нас основная посещаемость — это все-таки природные территории, а если мы говорим про города, то это в большей степени деловой туризм. А деловой туризм из-за пандемии был остановлен».

Егор Ковальчук, в свою очередь, заметил, что для нормальной загрузки отелей нужно находиться в неком общем ценовом пространстве. По его словам, приезжие эксперты, которые оценивали брендовые маршруты в регионе, сетовали на слишком высокие ценовые предложения туроператоров по размещению в гостиницах. «В другом регионе на брендовом маршруте туроператор платит за размещение туриста в два-три раза меньше», — сказал он.

По словам Юрия Звонкова, это в большей степени относится к загородным объектам, а в Челябинске средняя цена гостиничного номера в два раза ниже, чем в том же Екатеринбурге, то есть места сдаются фактически по себестоимости.

Удержать соседей

По мнению первого проректора Международного института дизайна и сервиса Максима Усынина, нужно сконцентрироваться на турпотоке из соседних регионов, а не распылять усилия на продвижение региона далеко за его пределами.

«Сейчас наша целевая аудитория — это соседи. 90 % доходов наш турбизнес получает от жителей Челябинска, Свердловской, Курганской и Тюменской областей, Башкортостана. Из них 80 % — южноуральцы. Поэтому стратегический приоритет — это удержание туристов. Мы располагаем шикарными возможностями, но не все об этом знают. Жителям того же Екатеринбурга не надо объяснять, что такое Южный Урал и озера. Их лояльность уже сформирована, теперь им нужны четкие и понятные предложения. Если мы не будем разбрасываться ресурсами, а акцентировать внимание на тех, кто уже к нам лоялен (а это жители одних из самых богатых областей России), то достигнем большего результата. Распылять усилия, продвигая наш край в Москве, бессмысленно и дорого», — отметил Усынин.

туризм_удержать-соседей_Юлия-Боровикова_IMG_3555.jpg

Челябинской области нужен единый бренд для презентации региона на международном уровне, уверен президент «Опоры России» Александр Калинин, подключившийся к стратсессии по ВКС. В качестве примера он приводит бренд Terra Bashkiria, который активно продвигает Башкортостан. Эта презентация должна отвечать на вопросы «Зачем к нам ехать?» и «Сколько это займет времени и в какую сумму обойдется?».

А ключевым вопросом в развитии туризма является эффективная логистика, добавляет он. «Недавно общался с губернатором Алексеем Текслером, он сказал, что предпринимает все усилия, чтобы в течение двух лет заработала четырехполосная дорога до Екатеринбурга. Челябинская область активно работает и по четырехполоске до Уфы, — отметил он. — Но у нас есть еще Тюмень. Поезд из Тюмени идет, например, до Миасса больше 10 часов. Согласитесь, с такой логистикой жители очень богатого региона вряд ли поедут на курорты Южного Урала».

Александр Калинин также напомнил, что челябинский аэропорт получил статус всепогодного, и в мае планируется открытие международного терминала. По его мнению, это открывает уникальные возможности для прямых авиарейсов в Китай, который обладает огромным денежным и человеческим потенциалом. «И интересом к нашей территории, — добавляет он. — Там очень жаркое лето, поэтому китайские туристы любят проводить это время в более прохладных краях».

09.09.2021 | 09:39
Полмиллиарда в помощь. Аграриям Южного Урала возместят потери от засухи

Губернатор Челябинской области Алексей Текслер направит средства на поддержку аграриев, пострадавших от засухи. Глава региона принял решение о выделении 500 млн рублей из областного бюджета на компенсацию части их затрат по приобретению семян и кормов.

08.09.2021 | 13:55
В Челябинской области запустят программу подготовки экспортеров

В Челябинской области за последние два года количество экспортеров выросло на 500. Регион имеет хороший экспортный потенциал, однако бизнесу не хватает знаний в этой сфере, поэтому экономический блок областного правительства формирует систему подготовки кадров.

Сегодня | 11:40
В Челябинской области замедлился годовой рост цен на стройматериалы

Это связано с введенными правительством РФ ограничениями на экспорт отдельных видов сырья, отмечают в ЦБ.

19.09.2021 | 10:44
Южноуральский производитель стеклянных изоляторов построит индустриальный парк

Промзону создает на своей территории Южноуральский арматурно-изоляторный завод (ЮАИЗ, входит в международный промышленный холдинг GlobalInsulatorGroup (GIG).

Новости   
Спецпроекты