Вокруг природы. Развитию туризма мешают земельные вопросы
В Челябинской области структурировали работу по развитию туризма, сейчас власти региона приступают к проработке бизнес-планов. Одной из главных проблем чиновники называют отсутствие свободных земель вокруг потенциальных мест притяжения туристов.
- Сезон испытаний. Туристическую отрасль этим летом спасли море и «экскурсионка»
- Как это сделано. Есть ли будущее у промышленного туризма в Челябинской области
- Счастье не за горами. «Таганай» устанавливает рекорды по посещаемости
В правительстве Челябинской области обсудили тему продвижения туристического потенциала региона на федеральном уровне. В рабочей встрече приняли участие заместитель гендиректора Агентства стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов Ольга Захарова, вице-губернатор Егор Ковальчук, министр экономического развития региона Наталья Лугачева, представители Агентства международного сотрудничества Челябинской области и другие. Участники встречи обсудили концепцию развития внутреннего и въездного туризма на Южном Урале и планы по продвижению туристического потенциала региона в 2021 году.
Ольга Захарова занимает должность заместителя гендиректора АСИ по продвижению новых проектов с 2018 года. Ранее была собственником фирмы «Агентство необычных приключений», работала исполнительным директором телеканала «Дождь», а с 2011 по 2015 год — директором Парка Горького в Москве. За этот период парк стал самым главным общественным пространством Москвы, завоевал множество международных наград, в том числе премию британской гильдии писателей Merit Awards как лучший туристический проект.
Напомним, осенью 2020 года губернатор Алексей Текслер и Ольга Захарова подписали соглашение в сфере развития промышленного туризма. Оно подразумевает сотрудничество, направленное на создание туристских региональных маршрутов, производственных экскурсий и экспертизу производственных туров на территории Челябинской области.
Одним из результатов активного сотрудничества Южного Урала и АСИ стала проработка региональной командой под патронажем экспертов АСИ проекта туристического кластера «Горный Урал», который вошел в топ-30 на всероссийском конкурсе по развитию экотуризма. Распоряжением Алексея Текслера кластер получил официальный статус и его развитие является одной из важнейших задач регионального правительства.
Фото Людмилы Ковалевой
За тишиной и впечатлениями
По мнению Ольги Захаровой, Южный Урал обладает достаточным потенциалом для развития сферы туризма и последовательного увеличения туристического трафика. «Уже в этом году покажем первые результаты по развитию промышленного туризма. Но, конечно, мы не ограничиваемся этим направлением, у нас большие перспективы и по развитию экологического туризма. Экотуризм сейчас является очень привлекательным, потому что люди устали сидеть дома из-за пандемии, начали передвигаться. Связь с природой позволяет восстановить силы», — отметила Захарова.
По ее словам, потребительские привычки туриста изменились, и люди сейчас едут в первую очередь за тишиной и впечатлениями. «При этом в России огромное количество объектов, о которых мы даже не знаем, — говорит она. — Перед поездкой в Челябинскую область я посмотрела результаты исследований о том, с чем ассоциируется Южный Урал у жителей Москвы и Московской области. Обратила внимание, что в первую очередь им интересно место падения метеорита. То есть это привлекательное направление с точки зрения создания туризма вокруг этой территории. На втором месте — промышленность, на третьем — Уральские горы. Хотя респонденты из Челябинской области предпочитают в первую очередь именно Уральские горы. Это излюбленное место для туристов, где они с удовольствием проводят время. А ведь на Южном Урале есть еще и много прекрасных озер».
Фото Людмилы Ковалевой
Эксперт также добавила, что с точки зрения создания качественной инфраструктуры примером для российских национальных парков может стать опыт нацпарка «Таганай». Что касается туркластера «Горный Урал», то АСИ оказывало методологическую поддержку в разработке его концепции. Сейчас, как уточнила Захарова, нужно переходить к мастер-планированию, в котором будут четко обозначены потребности относительно создания обеспечивающей инфраструктуры: инженерные сети, электричество и т.д. «Также важно решать земельные вопросы, потому что предпринимателей в первую очередь интересует статус земельного участка, где предполагается создание инфраструктуры. Бизнес готов в это вкладываться», — отметила представитель АСИ.
Чужая земля
По словам Егора Ковальчука, благодаря взаимодействию с АСИ была структурирована работа по развитию туризма в регионе. «Сейчас мы приступаем к следующему этапу — к проработке бизнес-планов, к решению земельных и инфраструктурных вопросов», — сказал вице-губернатор.
Что касается промышленного туризма, то АСИ оказывает поддержку в формировании туристических маршрутов. «Ориентируем руководство предприятий на то, как надо выстраивать прием туристов, как показать предприятие с лучшей стороны и сделать так, чтобы человек приехал сюда еще раз. Так или иначе цель любого туризма — однажды показав достижения и красоты, настроить человека на повторные визиты. Это ведь индустрия впечатлений, а впечатления не ограничиваются природой. Это могут быть приключенческие направления, исторические, связанные с эзотерикой или фантастикой. Поводов для того, чтобы привести сюда человека и заинтересовать его настолько, чтобы он рассказал об этом знакомым, у нас очень много», — отметил Егор Ковальчук.
Фото Юлии Боровиковой («МК-Урал»)
Сейчас на стадии утверждения находится нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», в котором Челябинская область примет самое активное участие, добавил он. «Держим руку на пульсе, — сказал он. — Одно из мероприятий, которое уже реализуется, — создание брендового национального маршрута, проходящего по территории кластера «Горный Урал». Для многих южноуральцев это давно знакомые места, но для приезжих, безусловно, это будет открытием».
Помимо «Горного Урала» в числе потенциально перспективных территорий — северная часть Южного Урала, так называемый «озерный край» с довольно большим туристическим трафиком со стороны Свердловской области. «Есть смысл выстраивать отношения и с инвесторами этого региона, — считает замминистра экономического развития области Андрей Минченко. — Мы к этому пока еще не приступили, но это наша ближайшая задача. Проблема в том, что нет свободных земель. Они либо в частной собственности, либо относятся к Гослесфонду. Земли Гослесфонда, как правило, являются особо защитными участками. Там даже нельзя тропу отсыпать, не говоря уж о том, чтобы урны поставить».
Как сообщала ранее «ЮП», ежегодно Челябинскую область посещают более 2,5 млн человек, но по большей части это туры выходного дня, которыми пользуются жители соседних регионов. По мнению Алексея Текслера, нужно развивать именно отпускной туризм с загородными отелями и санаторно-курортными комплексами. На сегодняшний день для этого требуется создать не менее 10 тысяч мест в новых гостиницах. Добиться этого можно участием в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства», где регион может получить субсидированные кредиты на строительство гостиниц и софинансирование на инфраструктуру.
В связи с проблематикой «отсутствия» земель вокруг природных достопримечательностей губернатор поручил главам муниципалитетов изыскивать возможности коммерциализации туристских ресурсов: это выделение участков, создание инвестиционных площадок для привлечения бизнеса и мер поддержки из центра.
Поделиться