Чего не хватает туристической отрасли Южного Урала
На заседании правительственной комиссии по развитию туризма, которое провел 25 ноября вице-премьер Дмитрий Чернышенко, были подведены предварительные итоги нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». О достижениях Челябинской области в выполнении мероприятий нацпроекта рассказал губернатор Алексей Текслер.
По словам Алексея Текслера, на Южном Урале с начала 2024 года было совершено около 1,4 млн турпоездок. Почти на 8% выросло количество размещений в гостиницах в сравнении с прошлым годом. Кроме того, регион остается лидером по длительности пребывания туристов в УрФО.
Как изменить отношение к Южному Уралу как к месту, не связанному с туризмом? Какими туристическими продуктами регион может продвигать себя на уровне всей страны? Что нужно, чтобы отдых в регионе был более доступным, безопасным и комфортным? Своими мнениями поделились члены «Экспертного клуба» Челябинской области.
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
По словам зампредседателя челябинской областной общественной организации «Русский культурный центр» Сергея Шуплецова, наши горы и озера — это настоящие жемчужины России. В нашем регионе одни из лучших горнолыжных трасс, и нам не нужен европейский курорт — нам нужен Уральский хребет, где можно собрать миллионы отдыхающих.
«Проблема заключается не в строительстве новых курортов, а в буржуазном отношении владельцев мест для отдыха. Цены на наших курортах диктует рынок, а он, в свою очередь, часто требует слишком много. Это вызывает возмущение: владельцы баз отдыха порой ведут себя так, будто могут обдирать людей до последней рубашки, — говорит Сергей Шуплецов. — К сожалению, регулировать цены государству сложно, но это не означает, что мы должны оставлять все как есть. Нужно создать альтернативные варианты отдыха, чтобы каждый желающий мог позволить себе провести время на наших курортах».
Отрадно, что в плане туризма в Челябинской области наблюдается динамика и есть достижения, о которых может отчитаться губернатор, отмечает преподаватель Международного института дизайна и сервиса, член Союза дизайнеров России Рифат Абдрашитов.
«Можно только догадываться, какой была бы эта динамика, если бы у сферы туризма и гостеприимства все эти годы в региональном правительстве был персональный ответственный. Там, где такие персоны есть (например, министр Ермак в Калининграде), динамика внутреннего туризма куда как более впечатляющая, — добавил он. — А у нас кто только развитием туризма в последнее десятилетие не занимался — минкульт, минэк, околоправительственные «аношки», один вице-губернатор, другой, третий… Появилось даже управление координации развития туризма в области. Вряд ли именно это поспособствовало заявленным достижениям. Скорее, текущие цифры — результат естественного развития сферы, которая при реальной государственной стратегии способна показать гораздо более заметную динамику».
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
Осенью было заявлено о появлении в структуре правительства области Главного управления по туризму, также отметил Рифат Абдрашитов.
«Посмотрим, к каким результатам это приведет. Пока, кажется, нам предстоит наблюдать очередной период, отданный «на раскачку»: учитывая, что руководитель управления еще не определен, сама структура досталась фактически в нагрузку новому первому вице-губернатору, а соответствующая федеральная структура, Ростуризм, уже два года как упразднена. Пожелаем, чтобы этот период не затянулся. Региональный туризм, о котором постоянно говорят, на который делают ставки федеральные власти, выделяя миллиарды, который способен генерировать новые налоговые поступления в казну региона, еще далеко не раскрыл свой потенциал», — отметил эксперт.
Подходов к вопросу, как и в каком направлении развивать туризм, может быть множество, говорит директор и главный конструктор проектной группы «Урал» Максим Купцов.
Фото Людмилы Ковалевой, из архива редакции
«Например, на какой вид туризма сделать ставку или через что воздействовать на желание людей проводить отпуск в довольно привычных для многих лесах и горах? Это ценовая доступность и целевая организованность досуга. Например, в отелях Турции развито направление групповых активных программ, когда люди объединяются по интересам и совместно выполняют любимые активности. И это пользуется популярностью, в том числе и у наших сограждан, — указывает он. — Кроме того, помимо обеспечения туризма инфраструктурой и предложением мы должны также учитывать и особенности формирования спроса. Цель любого туризма — это отдых, получение новых впечатлений, достижение ранее поставленных целей (например, спортивное восхождение на гору) и формирование новых. Ранее в Советском Союзе был популярен детский лагерь «Орленок», и многие родители стремились отправить туда чад с двумя целями: с одной — подтянуть здоровье и развитие ребенка и с другой — самим восполнить баланс сил. И в настоящее время желаемый образ россиянина — это семьи с детьми».
На Южном Урале достаточно объектов, заброшенных со времен развала Советского Союза, и их восстановление стало бы также значительным подспорьем в реализации туризма: детские лагеря, профилактории и т.д.
«На мой взгляд, учет интересов и взрослых, и детей мог бы стать тем самым положительным фактором в развитии региона как туристического кластера, — говорит Максим Купцов. — Учитывая все факторы, считаю, что наш регион способен стать амбассадором развития туризма во многих направлениях при комплексном подходе».
Фото Юлии Боровиковой («Вечерний Челябинск»)
По наблюдениям политтехнолога, эксперта Общественной палаты Челябинской области Дмитрия Довбни, сегодня запрос на туризм меняется. Людям интересен туризм познавательный, интерактивный, они хотят участвовать в чем-то: опускаться в шахты, добывать полезные ископаемые, летать на истребителе, ездить на танке, осваивать народную кухню или народную медицину.
«Мы не тайцы и не турки с восточным гостеприимством. У них этот культ гостеприимства формировался столетиями. Наш менталитет складывался из трех субкультур: казаки, заводчане (по сути, крепостные) и каторжники. Те, кто приехал в годы первых пятилеток и во время войны, суровые строители коммунизма. Прислуживать не для этого менталитета. Это первое. А второе: у нас прекрасные места, но чаще всего это либо национальные парки, либо памятники природы, либо какие-то еще особо охраняемые территории, а соответственно, построить современную курортную инфраструктуру на них невозможно из-за ограничений. А на фундаментах старых советских бараков можно построить только новые бараки. Нужно сделать акцент на формировании центров туристических дестинаций. Определить их специализацию и планомерно вести работу по разгребанию всей правовой казуистики, которую навешали на наши рекреационные территории. А также подводить необходимую инфраструктуру», — подытожил эксперт.
Поделиться