Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Челябинская область вышла в лидеры по сдерживанию роста стоимости коммунальных услуг для населения по УрФО

11 Июля 2014
Челябинская область вышла в лидеры по сдерживанию роста стоимости коммунальных услуг для населения по УрФО

Как уже сообщалось, с 1 июля на Южном Урале «подросли» тарифы на коммунальные услуги для населения. Но их рост один из самых низких по УрФО — он составил 4,6 % — даже «не дотягивает» до уровня инфляции и почти вдвое меньше, чем в соседних регионах.

Как уже сообщалось, с 1 июля на Южном Урале «подросли» тарифы на коммунальные услуги для населения. Но их рост один из самых низких по УрФО — он составил 4,6 % — даже «не дотягивает» до уровня инфляции и почти вдвое меньше, чем в соседних регионах.

Не случайно этот вопрос, затрагивающих всех южноуральцев, стал одной из главных тем, обсуждавшихся на областном совещании под председательством главы региона Бориса Дубровского. Напомним, что на прошедшем в Челябинске всероссийском форуме «ЖКХ: новое качество» премьер-министр России Дмитрий Медведев поставил задачу удержать рост тарифов на уровне инфляции. По итогам форума Борис Дубровский сформулировал для правительства области ряд задач по сдерживанию роста тарифов для населения и увеличению расходов на оказание мер социальной поддержки на уплату коммунальных платежей. Была создана рабочая группа по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ограничению роста тарифов и субсидированию.

Инфляционный барьер

— В апреле 2014 года было принято постановление Правительства России о верхнем пределе оплаты граждан за коммунальные услуги, которым было впервые прописано сдерживание коммунальных тарифов для населения, повышение которых должно быть не больше инфляционного роста, — говорит председатель госкомитета «Единый тарифный орган Челябинской области» Татьяна Кучиц. — А вскоре вышло постановление главы региона, где утверждены предельные максимальные величины изменения платы граждан по муниципальным образованиям — в среднем по области на уровне 4,6 процента. Разница между экономически обоснованным и льготным тарифом для населения компенсирует областной бюджет. По расчетам, в 2014 году предстоит компенсировать 1 миллиард 245 миллионов рублей. Но в областном бюджете было заложено примерно треть суммы — 431 миллион, а оставшуюся часть придется изыскать.

Чтобы в перспективе перейти на 100-процентную оплату за коммунальные услуги населением и уйти от перекрестного субсидирования — системы, при которой часть затрат перекладывается на предприятия, по расчетам, следовало бы ежегодно дополнительно поднимать тариф для населения по воде на 10 процентов, по теплу — на 3--6%, а по электроэнергии — почти вдвое. Но это было бы для людей неподъемной ношей, и область субсидирует эту сферу. Если же сумма в квитанции все-таки превышает допустимый уровень от дохода семьи, всегда можно оформить адресную субсидию.

Инновации рубль берегут

И все же государство не может бесконечно субсидировать частный бизнес, и поставщикам коммунальных услуг нужно позаботиться о снижении их себестоимости, а значит — о внедрении современных энергосберегающих технологий. На всероссийском форуме председатель правительства РФ Дмитрий Медведев дал поручение сформировать банк инновационных технологий жилищно-коммунального хозяйства, чтобы распространять по всей стране опыт новаторов коммуналки, позволяющий работать рентабельно даже при тех же и даже меньших платежах потребителей.

Татьяна Кучиц считает, что внедрение инновационных технологий в систему ЖКХ позволит обеспечить в дальнейшем сдерживание роста цен на услуги ресурсоснабжающих организаций. По ее словам, чтобы приблизить коммуналку к народу, на федеральном уровне было принято решение передать полномочия по выработке схемы предоставления коммунальных услуг по тепло- и водоснабжению на муниципальный уровень. Но в ЕТО готовы сотрудничать с органами местного самоуправления по проведению экспертизы нацеленных на экономию энергоресурсов инвестиционных проектов.

Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов сообщил, что к нему обращаются жители сельских территорий с просьбой промочь с переводом с центрального отопления, которое многим не по карману, на индивидуальное. Но это вопрос спорный и деликатны», требующий детального изучения. Если часть жильцов одного многоквартирного дома перейдут на «индивидуалку», то другим придется платить за соседа, не говоря о безопасности использования разных схем газового и «батарейного» отопления. Впрочем, это вопрос решаемый, он относится к компетенции органов местного самоуправления, и не исключено, что кое-где после экспертизы газовиков пойдут на такой эксперимент.

И власть, и бизнес

— Мы предпримем все усилия, чтобы рост тарифов не превышал уровня инфляции, — заверяет Сергей Овчинников, председатель постоянной комиссии Челябинской городской Думы по ЖКХ, благоустройству и природопользованию, руководитель областной комиссии по вопросам улучшения качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, усиления ответственности, лицензирования деятельности управляющих организаций. — Но и поставщикам коммунальных услуг следует сдерживать свои аппетиты, заботиться о социальной составляющей. К примеру, одна компания, обеспечивающая Челябинск теплоэнергией, предлагает в 2015 году вдвое поднять тариф на тепло. Конечно, расходы энергетиков растут, но нужно и о людях думать.

С другой стороны, считает Сергей Овчинников, чтобы не переплачивать в условиях тарифного роста, неизбежного даже при его сдерживании, нужно заботиться об энергосбережении, устанавливать общедомовые приборы учета энергоресурсов. По 261-му федеральному закону, если собственники жилья не поставили их сами, те же теплосчетчики должна ставить ресурсоснабжающая организация, с последующей оплатой в рассрочку жильцами. Однако некоторые поставщики коммунальных услуг не заинтересованы в этом и всячески затягивают установку счетчиков. И хотя по закону общедомовыми счетчиками все дома в Челябинске должны были оснастить еще к 1 июля 2013 года, во многих их нет до сих пор. Кстати, за это законом предусмотрены солидные штрафы. Но жителей это не коснется — это обязанность ресурсоснабжающих организаций. Последние обещают завершить установку приборов учета к сентябрю этого года.

— В 2012 году рост тарифов в области был на уровне 15 процентов, в прошлом — 12, а в 2014 — 4,6 процента. Динамика обнадеживающая, — подытоживает Борис Дубровский. — Причем сдерживание роста тарифов станет не разовой, а долгосрочной программой в Челябинской области, будет налажен жесткий контроль за коммунальной сферой. Самое главное, что наши решения имеют серьезную социальную направленность. Относительно подобных решений в УрФО мы лидеры по поддержке населения. Надо внимательно посмотреть на то, как мы работаем с ресурсоснабжающими организациями. Мы будем детально изучать их программы развития, формирование затрат и себестоимости услуг. При этом в итоге этой работы необходимо полностью уйти от перекрестного субсидирования и компенсации затрат коммунальных предприятий из областного бюджета. Это будет происходить не за счет потребителя, а в рамках установления жесткого контроля за деятельностью ресурсоснабжающих организаций и повышения эффективности их работы.

Читайте также:

 Как сдерживали рост тарифов для населения на Южном Урале


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты