ГЛАВный вопрос

3 Октября 2014
ГЛАВный вопрос

Как выстроить механизм эффективной работы и подотчетности глав муниципалитетов

 Как выстроить механизм эффективной работы и подотчетности глав муниципалитетов

Сегодня изменения в федеральном законодательстве предоставляют территориям право — выбирать главу города или района прямым голосованием или же по схеме, при которой он выбирается из состава депутатов. Каковы плюсы и минусы этих систем, и что делать, если выбранные главы, мягко говоря, не оправдали надежд населения?

Назначить сверху?

Ярким примером того, чем чревато непродуманное «прямое голосование», которое порой носит протестный характер — ситуация с кризисом власти в Чебаркуле. Напомним, что во время визита нынешней весной главы региона Бориса Дубровского в Чебаркуль ему поступила масса жалоб от населения на весьма странную позицию нынешнего главы города Андрея Орлова. Похоже, он самоустранился от решения насущных проблем городского округа: во дворах и на улицах Чебаркуля грязь, дороги в безобразном состоянии, а мэр занимается не конкретными делами по наведению порядка, а самопиаром.

В результате Борис Дубровский направил в Чебаркуль своего полномочного представителя Александра Раевского, который контролировал расходование бюджетных средств, подготовку к зиме. Сейчас во многом благодаря его усилиям остроту ситуации удалось «разрулить», и Раевского назначили заместителем министра сельского хозяйства области. Но и сегодня в Чебаркуле еще немало проблем, а главой города остается Андрей Орлов, не принявший предложение об отставке.

Между тем, областной бюджет продолжает «вкачивать» дотационные миллионы в такие проблемные территории, а проконтролировать, насколько эффективно они используются, зачастую возможности нет. Возникает вполне резонный вопрос: не лучше ли вообще уйти от выборов глав органов местного самоуправления и назначать их «сверху», по решению губернатора?

— Крайне важно, чтобы избирались эффективные главы, несущие ответственность перед избирателями, — считает Александр Раевский. — На мой взгляд, наиболее эффективна схема избрания главы из состава депутатов и назначение сити-менеджера по представлению губернатора. Необходимо вводить в Чебаркуле именно такую модель. При такой схеме областные власти будут решать, какую именно модель будут вводить в каждом из муниципалитетов. Конечно, при этом будут учитываться мнения граждан и политических партий.

К примеру, на муниципальную власть чебаркульцы жалуются чаще, чем жители других муниципалитетов. По данным управления по работе с обращениями граждан правительства Челябинской области, по итогам первого полугодия 2014 года из Чебаркуля поступило 236 обращений, в основном по жилищной обеспеченности и работе в сфере ЖКХ, в том числе с непосредственной критикой главы. Для сравнения по городам с сопоставимой численностью: Южноуральский городской округ — 180 обращений, Кыштымский городской округ — 212. За 2013 год по Чебаркулю поступило 319 обращений (Южноуральск — 227, Кыштым — 275).

По словам источника «ЮП» в администрации губернатора, всего же работа 20 глав муниципалитетов не удовлетворяет областную власть. Работа мэров оценивается по нескольким показателям: социально-экономического развития территории, общественного мнения о работе главы, умения проводить базовую внутреннюю политику.

Контроль будет

К слову, особенно часто жители городов и районов области жалуются на несанкционированные свалки и недобросовестную уборку мусора. Поступают обращения по поводу плохого состояния дорог: отсутствие ремонта, колдобины, ямы и ухабы. Также достаточно распространенная картина — «реки» на проезжей части улиц во время дождей. Кроме того, недовольство вызывают неблагоустроенные придомовые территории — разрушенные детские площадки, сломанные качели и лавочки, разбитые песочницы. Еще одна «болевая» точка — незаконные парковки автотранспорта.

      — По поручению губернатора Бориса Дубровского каждое обращение жителей ставится на контроль, а муниципалитеты устраняют имеющиеся недостатки, — говорит начальник управления по внутренней политике администрации губернатора области Виталий Шиков. — Специально на сайте губернатора был организован раздел «Наведем порядок», куда люди присылают фотографии беспорядка. И убедились, что это их действительно беспокоит. Причем есть вопросы, которые не требуют каких то вложений, нужно просто потребовать от коммунальных служб делать свою работу. В рубрике «Наведем порядок» можно наглядно увидеть, насколько активно работает тот или иной муниципалитет: рядом со снимком «до» размещается фотоотчет, как преобразилась территория.

Между тем, некоторые главы проблемных территорий не особенно усердствуют с наведением порядка, накапливают большие долги по оплате за жилищно-коммунальные услуги. Подобная ситуация из года в год повторяется в Карабаше, Чебаркуле, Верхнем Уфалее… Как переломить ситуацию, обязать глав территорий выполнять свои прямые обязанности?

Губернатор Борис Дубровский взял курс на наведение порядка, выстраивание мобилизационной экономики, а значит, у областной власти должны быть рычаги контроля за расходованием выделяемых дотаций из регионального бюджета. Сегодня же, хотя большинство муниципалитетов дотируются из областной казны, эти возможности весьма ограничены. По мнению политолога Александра Мельникова, налицо абсурдная ситуация: область выделяет территориям огромные деньги, а контролировать их эффективное и целевое использование может не всегда и не в полной мере. Эксперты считают, что в этой ситуации имеет смысл ввести назначение глав «сверху». А на первом этапе — максимально использовать преимущества проверенной годами «двуглавой системы».

Заслон популистам

       — В нынешней ситуации, на мой взгляд, предпочтительнее «двуглавая система», при которой назначаемый депутатами сити-менеджер на контракте обязан реально работать, подтверждая доверенные ему полномочия, — считает Александр Мельников. — Конечно, если абстрагироваться от нынешних российских реалий, прямые выборы глав — наиболее демократичный способ, но в условиях, когда страна оказалась под давлением санкций Запада, с учетом вызовов, с которыми столкнулась Россия и ее регионы, нужно четко выстроить вертикаль власти, в частности, подотчетность и подконтрольность глав муниципалитетов губернатору. Хотя и у двуглавой системы есть свои недостатки — порой глава администрации и депутатский корпус перетягивают «властное одеяло» на себя — но при этом отозвать не оправдавшего надежды сити-менеджера куда проще, чем избранного главу.

К примеру, в Челябинске, где с 2010 года действует «двуглавая система», она вполне оправдывает себя. А сейчас здесь пошли на эксперимент: во время последних выборов 14 сентября избрали депутатов городских районов, которые сформируют состав городской Думы — а та, в свою очередь, изберет главу города и на конкурсной основе — сити-менеджера.

       В малых городах и райцентрах ситуация иная, и реформа местного самоуправления в них может идти на началах интеграции с районной властью, — считает Александр Мельников. — Так, жители Катав-Ивановска и Сатки предлагают объединить районные и городские администрации, чтобы не дробить бюджет, сосредоточить управление территории в руках одного (пусть даже назначаемого) главы. Это, на мой взгляд, привело бы к оптимизации бюджетных расходов, сокращению издержек на содержание аппарата управления.

     Населению по большому счету все равно — назначаемый глава или избираемый, — рассуждает политолог Андрей Лавров.— Главное, чтобы были обеспечены комфортные условия жизни — свет и тепло, надежность коммуникаций и обеспечение социальных гарантий власти. А если отопительный сезон оказался на грани срыва, как это произошло год назад в Троицке, или главу изобличают в коррупции, как в Коркинском районе — о нормальном функционировании муниципальных органов говорить не приходится, и это затрагивает всех. В Челябинской области 80 процентов малых городов дотационные, и многое зависит от того, как мэр встроился в вертикаль власти, насколько сработался с губернатором.

По мнению Андрея Лаврова, на выборах порой побеждают популисты, давшие избирателям массу обещаний, а затем забывшие о них. Зато свои интересы такие деятели блюдут с завидным упорством. А значит, нужно создать «инструмент воздействия» на главу, чтобы он был полностью подконтролен областной власти, а если не оправдает оказанного доверия, всегда мог лишиться своего поста.

Фото Вячеслава Шишкоедова

Читайте также:

Не курорт, и не Нью-Йорк. Глава региона Борис Дубровский назвал ситуацию в Чебаркуле «ландшафтной катастрофой»

Выбрать главу


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты