Горячая линия Минздрава для вернувшихся из-за границы: 8 (351) 240-15-16. 
Оперативная информация по коронавирусу в мире, стране и регионе.

Акцизные ставки на алкогольную продукцию в ближайшие три года будут только расти

7 Октября 2013
Акцизные ставки на алкогольную продукцию в ближайшие три года будут только расти

Накануне президент России Владимир Путин подписал закон о ставках акцизов на 2014-2016 годы. В соответствии с поправками в налоговое законодательство в ближайшие три года акцизы на алкоголь будут демонстрировать устойчивый рост.

Накануне президент России Владимир Путин подписал закон о ставках акцизов на 2014-2016 годы. В соответствии с поправками в налоговое законодательство в ближайшие три года акцизы на алкоголь будут демонстрировать устойчивый рост. Какие изменения ждут региональный рынок горячительных напитков, и не уйдет ли часть бизнесменов в тень, уклоняясь от уплаты акциза, выяснял корреспондент ЮП.

 

Оброк с градуса

Согласно изменениям, внесенным в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, ставка акциза на алкоголь крепостью более девяти процентов в 2014 году возрастет с 400 рублей до 500 рублей, в 2015 году она составит уже 600 рублей, в 2016 году — 660 рублей за литр. Для алкоголя крепостью менее девяти процентов ставка акциза с 320 рублей увеличится до 400 рублей за литр в 2014 году, до 500 рублей в 2015-м и достигнет 550 рублей в 2016 году. Казалось бы, вполне постепенный рост акцизов, без резких колебаний и скачков, однако, учитывая регулярность процесса по увеличению акцизных ставок, определенные коррективы претерпевает сам рынок алкогольной продукции, в том числе на Южном Урале.

В настоящее время в Челябинской области производством алкогольной продукции занимается четыре организации: ООО «Верхнеуральская винокуренная компания «Январь», ОАО ЗАН «МАЯК», филиал ОАО «Росспиртпром» «Златоустовский ликероводочный завод», ООО «Центр пищевой индустрии — АРИАНТ».

Еще пять лет назад производителей напитков «с градусом» насчитывалось несколько больше, среди перепрофилировавших бизнес — в основном представители среднего бизнеса. К примеру, некогда успешное предприятие по производству крепленых вин в Еткульском районе, работавшее с 1998 года, сегодня занимается выпуском стеклоарматуры. Причиной столь кардинальной смены профиля стала большая налоговая нагрузка и дорогостоящее внедрение общефедеральной системы контроля качества «ЕГОИСТ» на производстве. Кстати, с помощью программы «ЕГОИСТ» возможно отследить не только использование акцизных марок (каждой бутылке дается свой индивидуальный номер), но и сделать подотчетным каждый литр алкоголя, разливаемого в бутылки.

По словам специалистов еткульской компании, большой объем затрат при производстве крепленого вина уходил не только на содержимое каждой конкретной бутылки, но еще и на уплату акциза, стеклянную тару, этикетку, пробку, рекламное продвижение продукции. Получалось, на выпуске один литр портвейна стоил никак не менее 50 рублей, в то время, как в рознице тот же литр был на 10 процентов дешевле, а если говорить о «левом» алкоголе — то там цена вообще в два раза ниже. Предприятиям-«середнякам» крайне тяжело нести налоговое бремя и выдерживать конкуренцию с крупными производителями «горячительного», поэтому так уж сложилось, что вольготно на региональном рынке алкогольных напитков чувствуют себя только «мастодонты» этого бизнеса.

 

Киоски вытеснили сети

Розничная торговля спиртным претерпела в последние годы значительные модификации. С июля прошлого года в нестационарных объектах — киосках, ларьках — запрещено торговать алкоголем. Исключением являются места общественного питания (кафе, бары), где разрешена продажа алкоголя крепостью не выше 16,5 процента.

— С каждым годом рынок алкогольной продукции приобретает в регионе все более цивилизованные черты, пролеживается четкая тенденция к укрупнению бизнеса: в некоторых организациях, занимающихся розничной продажей алкоголя, насчитывается уже более ста торговых объектов, и таких крупных сетей по области становится все больше, — говорит Марьям Ложенкова, начальник управления по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции минсельхоза Челябинской области.

В настоящее время контроль над работой крупных торговых сетей, имеющих магазины, торговые павильоны в нескольких муниципалитетах области, осуществляется силами управления, входящего в структуру регионального минсельхоза.

— Дело в том, что все плановые проверки носят сегодня уведомительный характер: за трое суток мы сообщаем предпринимателю, что грядет проверка. Любой бизнесмен может подготовиться к визиту контролеров заранее. Конечно, если сам торговый объект не соответствует основным нормам и правилам, здесь уже ничего не сделаешь, но если продукция с изъяном — ее всегда можно вовремя «припрятать», — рассказывает Марьям Ложенкова. — Внеплановые проверки проводятся исключительно по жалобам южноуральцев, при этом в них должна содержаться угроза здоровью или жизни человека. В прошлом году свыше 500 жалоб в течение пары месяцев поступило от жителей региона на объекты розничной торговли, которые находились вблизи школ и детсадов, по всем жалобам проведены проверки.

— Устанавливается минимальное значение расстояния до границ детских, образовательных, медицинских организаций и объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропорта, объектов военного назначения, а также мест массового скопления граждан. Объекты торговли алкогольной продукцией в Челябинске не могут находиться ближе 30 метров (равноудаленное расстояние, к примеру, от детсада или больницы. — Прим. авт.) при наличие ограждения. 15 метров — такое определено расстояние для кафе, баров и ресторанов, расположенных в стационарных торговых объектах, — уточнила Инна Красильник, начальник отдела организации торговли и услуг управления по торговле и услугам администрации Челябинска.

К слову, на рынке алкогольной продукции применима практика «сливов» информации: жалобы иногда составляются «коллегами» по бизнесу на своего более успешного конкурента.

В настоящее время в управлении минсельхоза трудится всего восемь специалистов, штатное расписание пока не позволяет выставить коллективный заслон от контрафактной алкогольной продукции. Административная ответственность за реализацию нелегального алкоголя предусматривает штраф от 30 до 40 тысяч рублей для юрлиц, от 3 до 4 тысяч рублей — для должностных лиц. В отдельных случаях возможно лишение лицензии на осуществление торговой деятельности, но эта практика редко применяется: с начала года по решению суда только одна лицензия была аннулирована.

 

Вместо бренди — самогон?

Увеличение акцизов в последующие три года, по мнению экспертов, приведет только к одному — удорожанию легально производимой продукции. Соответственно, это спровоцирует появление на прилавках области «левого» алкоголя, более дешевого по цене. Традиционно его завозят из Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. После вступления России в Таможенный союз с Казахстаном и Белоруссией к нам в регион стал поступать более дешевый казахский алкоголь (к примеру, цена ввозимой водки из Казахстана — 30 рублей за литр, это практически себестоимость напитка, без каких либо акцизных сборов).

— Каким образом выдержать конкуренцию с завозимой в регион алкогольной продукцией, если свыше 60 процентов в отпускной цене каждого литра нашей водки — доля акцизного сбора. В настоящее время себестоимость литра 40-градусной водки — 30 рублей, плюсом к этой сумме добавляется 80 рублей акцизных сборов, и отпускная цена автоматически взлетает, — говорит Людмила Сорокина, заслуженный экономист РФ, заместитель директора по экономике и финансам ОАО «Златоустовский ЛВЗ». — При этом с повышением ставок акцизов в ближайшие три года цена на конечную алкогольную будет только расти, как следствие — мы потеряем часть основных потребителей своей продукции, а значит, определенную долю рынка. Ее займет алкогольный контрафакт, распродаваемый по дешевке без акцизных сборов.

По мнению экспертов рынка, с ростом акцизных ставок резкого снижения уровня потребления напитков с высоким градусом не произойдет. Традиционно южноуральцев, как потребителей, относят к так называемому «северному типу», где большое значение имеет градус напитка, а не его происхождение или вкусовые характеристики. Объясняется такая любовь к крепким напиткам климатическими условиями нашего региона, в частности суровыми уральскими зимами… А если серьезно, основной потребитель алкогольной продукции до сих пор не слишком разборчив при выборе горячительного, предпочитая стандартные «100 граммов».

— Любитель выпить найдет выход из положения, если в финансовом плане ему будет затруднительно приобретать подорожавший алкоголь, он будет самостоятельно заниматься самогоноварением, либо изготавливать какие то суррогаты, — убежден Валентин Барановский.

Кстати, повышение акцизных ставок является сегодня одной из мер по осуществлению госполитики, направленной на снижение уровня потребления алкоголя населением. Насколько она действенна — покажет время.

 

Кстати. В 2012 году производителями алкогольной продукции направлена сумма акцизов в федеральный бюджет в размере 70140 тысяч рублей, в региональный бюджет в размере 248867 тысяч рублей. С начала 2013 года в федеральный бюджет поступило платежей на сумму 56560 тысяч рублей, в региональный бюджет — 131652 тысячи рублей.

 

 


Публикации на тему
Новости   
Спецпроекты